Помнится мне, 5 лет назад, то есть, в 2020 году я разорялся на тему того, что в России опять вырос средний возраст автомобилей. Легковых и легких коммерческих. Тогда он составлял 13,6 лет.
Комментариев было много. И общее мнение гласило, что дальше так продолжаться не может. Потому что старение автопарка — это прямая угроза безопасности самих водителей, пассажиров и пешеходов.
Кроме того, старый автопарк — это ещё и экономические потери. Автолюбители теряют много времени в автосервисе, становятся менее мобильными и более медленными. Выигрывают только те самые сервисы.
К слову, совсем недавно увидел новость, что из-за повышения цен на ремонт машин в крупных сетевых мастерских, россияне стали чаще ремонтировать своих железных коней в гаражах.
У условного дяди Васи, так сказать. Как в те самые 1990-е годы. Короче говоря, ничего хорошего в стареющем автопарке нет. Тем более, климат у нас совсем не такой, как на Кубе или в Венесуэле.
Да и расстояния совсем другие. Кататься в нашей стране на чём-то древнем в разы сложнее, более затратно и попросту опасно. Например, потому что никто не отменял зиму и гололёд. А современная машина с ESP и другими системами точно имеет больше шансов спасти себя и пассажиров при заносе.
Увы, пока не молодеем. Принёс вам, дорогие товарищи, свежую статистику по отечественному авторынку. И его возрастным характеристикам. Как никак, 5 лет же прошло с 2020-го.
Сколько сегодня лет среднему автомобилю в России?
Средний возраст легковушку в нашей стране прямо сейчас — это 15,8 лет. Скорее всего, в следующем году отпразднуем достижение отметки в 16 лет ровно. А там, глядишь, дойдём и до совершеннолетия.
То есть, за 5 лет автопарк постарел на 2 с лишним года. Много ли это? Как мне кажется, не катастрофично. Но тенденция упрямая и нет предпосылок к тому, что начнём процесс омоложения.
Но это всё слова. Давайте посмотрим на ещё одну статистическую выкладку.
Если ли шансы у россиян массово пересесть на новые или более свежие автомобили?
Итак, что мы видим. А видим мы, что за 11 месяцев текущего года на новые автомобили пришлось лишь 17,7% российского автомобильного рынка. Более того, по сравнению с 2024-м годом мы ещё потеряли почти 3%. Тогда их доля составила 20,6%.
Это очень много в рамках всего лишь одного года.
А вот самая популярная категория — это автомобили в возрасте от 11 до 15 лет. И их доля растёт. Если в прошлом году на них пришлось 19,5%, то в этом году уже 20,9%. Вроде бы мелочь, но почти полтора процента за год...для статистики это много.
Ведь в реальном выражении это тысячи или десятки тысяч реальных людей и реальных автомобилей.
А получается, что даже несмотря на те скидки, которые давали практически все марки и производители в этом году, россияне всё равно идут в сторону подержанных автомобилей подросткового возраста.
Поэтому, зря товарищ Соколов (нынешний глава АвтоВАЗа) упрекает китайские иномарки в беспрецедентном ценовом демпинге. Насколько бы беспрецедентным он не был, этого всё равно недостаточно, чтобы россияне покупали больше новых машин, чем старых.
Внушительную долю составляют и машины в возрасте от 16 до 20 лет. В 2025-ом она составила 17,7%.
Ровно столько же, сколько у нас покупают сегодня новые автомобили. Дальше у нас и вовсе идёт сегмент легковушек, которым от 20 лет и более. Такие в 2025-ом году составили 15,5% от общего количества.
Самая малочисленная категория — это трёхлетки. Их всего лишь 5,7%.
Такие данные приводит аналитическое агентство НАПИ.
Что же мы имеем?
А имеем мы ситуацию, при которой машины в возрасте от 11 и до 20 лет (и старше) сильно доминируют над новыми автомобилями.
И чтобы хоть как-то перевести рубильник в другую сторону, нужен совсем другой рынок с совсем другими условиями приобретения и другими ценами. Потому что не эксперты какие-нибудь, а рынок показывает, что сложившаяся ситуация омоложению парка совсем не способствует.
С другой стороны, если есть цель по снижению автомобилизации населения, чтобы больше граждан пользовались общественным транспортом, то идём верным курсом. И ничего менять не нужно.
Впрочем, я сомневаюсь, что в каждом городе нашей страны общественный транспорт готов к наплыву пассажиров. Вот я живу в мегаполисе с населением за миллион человек. Регулярно возникают проблемы с поиском исполнителей на те или иные автобусные маршруты.
Стало гораздо меньше трамвайных путей, парк троллейбусов обновляется медленно. До сих пор в строю много образцов ЗиУ-682, которые начали выпускать ещё в 1972 году. А закончили лишь в 2015-ом.
Благо, что хотя бы строится и расширяется метро. Правда, не московскими мерками, конечно.
Да и опять же, расстояния у нас не те, что в городках Европы. Ездить на велосипеде на работу и обратно могут далеко не все. Да и дорожки для них я могу у себя пересчитать по пальцам одной руки.
Они находятся только в парках и других зонах отдыха. Поэтому омоложение автопарка и рост продаж легковушек нам очень нужны. Вот только как оного добиться?
Советую посмотреть:
5 причин, почему я разочаровался и не взял бы себе главный заменитель «Дастера» в РФ. Речь об M6
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!