Над ранним зимним вечером покачиваются вишнёвые ветки.
А на ветках в вечерней синеве сияют невесомые кружева снежинок.
По дому разливается ласковое тепло: в печи жарко пламенеют красные угли.
Что может быть лучше того, чтоб в такой вечер сидеть у окна с подругой.
Можно вполголоса рассказывать самые сокровенные девчоночьи тайны…
Можно молча смотреть, как сгущается синь зимнего вечера…
Саша, старший Верочкин брат, так и называл подруг: две девицы под окном.
Посмеивался:
- Третья где потерялась?.. Чтоб уж совсем – как у Пушкина.
Верочка заносчиво возражала брату:
- И вовсе ни при чём здесь сказка Пушкина!
- Как же ни при чём, – Саша прятал в глазах насмешку. – У тех только и речи было, что о замужестве… Да ещё – чтоб не меньше, чем за царя выйти… И у вас с Надеждой все разговоры – о женихах. Правда, Алёшка Мельников на батюшку царя не тянет.
Верочка возмущённо сводила бровки… Но – делала вид, что Сашины слова про гимназиста Мельникова её ничуть не задели… А то получится, что она призналась… Призналась, как бьётся сердечко… как нравится ей гимназист восьмого класса Алёша Мельников.
Сдержанно полюбопытствовала:
- А ты… – тянешь на царя?
Намекала на то, что Наденька ещё с пятого класса влюблена в Сашу…
Саша серьёзно ответил:
- Не тяну. И – не хочу. Я буду горным инженером. После окончания гимназии поступлю в Екатеринославский Горный институт.
Потом Надя укоризненно объясняла подруге:
- Мне не нужен царь… Я Сашу люблю.
Верочка с Надей тоже мечтали…
Мечтали о том, что после гимназии станут учительницами.
И откроют в городе училища для девочек.
Наденьке хотелось учить девочек печь хлеб и булочки… а ещё – калачи, разные пирожные, пряники, баранки и бублики.
А Вере нравилось вязать – спицами и крючком. И она бы научила своих учениц вязать кружевные воротнички и красивые кофточки, и пуховые платки, и тёплые носки.
А то – бывает так: к выпускным экзаменам девочки вызубрили арифметику, географию, словесность… А хлебушек испечь не умеют… И как связать красивый кружевной платок – не знают…
У Марьи Владимировны, учительницы домоводства и рукоделия, Верочка Сотникова и Надя Кондрашова были лучшими ученицами.
А Леночка Назарцова дёргала плечиками:
- Поодумаешь!.. Нашлись рукодельницы – Верка Сотникова и Надька Кондрашова!.. А у меня работница будет! И сошьёт, и свяжет… и калачей с кренделями напечёт! Стану я пальцы спицами колоть… да у жаркой печи стоять!
Больше всего Леночка любила подслушивать и подсматривать, – чтоб всё и обо всех знать.
Незаметно подойдёт, бывало, к девчонкам, протянет пренебрежительно:
- Поодумаешь!.. Секретничают они! А главного не знают!
Главным было то, что вчера после уроков Ольгу Павловну, классную даму, ждал юнкер Елизаветградского Кавалерийского Юнкерского училища (Елизаветград – так в 1900-е годы назывался русский город Кировоград. Обратите внимание: в 1900-е годы русский город Елизаветград относился к Херсонской губернии Российской Империи. Знаем, помним и уважаем историю Отечества. Знаем и помним, за что воюем – раз не умели братья ценить и беречь бесценные подарки – наши русские города).
Наадо же!..
Ольга Павловна – надменна и суха. Интересно, чем она понравилась юнкеру?
Интереесно…
Гимназисток Ольга Павловна оставляет после уроков в классе – не только за не выученное домашнее задание, а и просто – если шептались на уроке… Не говоря о том, ежели классная дама в воскресенье заметила гимназистку, что прогуливалась в Городском саду с гимназистом мужской гимназии.
А сама!..
Леночка на всякий случай быстро оглядывалась по сторонам и таинственно рассказывала девочкам, что юнкер остановил извозчика… и они с классной дамой сели карету. Извозчик повернул на улицу, что вела за город…
Подсмотрела Леночка и то, что Катя Казанцева из восьмого класса влюбилась в преподавателя географии Гайдукова. А у Петра Васильевича – невеста, Лизонька, старшая дочка участкового пристава Чепегина. Невеста невестой… А Пётр Васильевич и сам не против – на каждом уроке вызывает Катьку к доске, к географической карте. Катька – несмотря на любовь… – в географии не лучше, чем свинья в апельсинах. (Эта поговорка использовалась ещё в девятнадцатом веке и означала, что кто-то совершенно не разбирается в какой-либо сфере. Поговорку часто употребляли русские писатели – например, Николай Семёнович Лесков и Антон Павлович Чехов).
Вот и получалось, что Катя Казанцева слушает… А Пётр Васильевич, как отличник на экзамене, старательно рассказывает ей про реки России… и показывает их на карте.
В это время другим гимназисткам можно было поговорить о причёске учительницы музыки Зинаиды Григорьевны, чуть ли не в открытую съесть купленную на перемене с лотка ромовую бабу с помадкой, рассмотреть в зеркальце свои брови… или просто полюбоваться облаками, что напоминают белых лошадей с лёгкими гривами.
Наверное, нехорошо… – что классная дама уезжает за город с юнкером Кавалерийского училища… или что Пётр Васильевич про реки России объясняет одной Кате Казанцевой.
Только когда об этом рассказывала Леночка Назарцова, всем почему-то казалось, что больше всего нехорошо – Леночкин рассказ…
Вера и Наденька решили уравнения с одной неизвестной, подготовились к классному сочинению «Белогорская крепость» по «Капитанской дочке» Пушкина – теперь можно было перебраться к окошку.
Надя негромко спросила:
- За что же Ольга Павловна оставила тебя после уроков в классе?
Верочка усмехнулась: все девчонки ломают голову над тем, почему Ольга Павловна велела ей остаться в классе. Домашние задания у Веры были выполнены… ни одного замечания от учителей гимназистка Сотникова не получила, в Городском саду в воскресенье не гуляла. Косы у Веры заплетены аккуратно, форменное платье и чёрный передник безукоризненно выглажены. А классная дама сухо сказала:
- Гимназистка Сотникова, останьтесь после уроков в классе.
Наденьке, подружке любимой, можно рассказать…
Ольга Павловна положила на стол сложенный вчетверо тетрадный лист.
Верочкино сердце забилось в неясной тревоге: очень похоже на Алёшино письмо…
А классная дама предложила:
- Объясните мне цель вашей таинственной переписки с гимназистом Мельниковым.
Вера покраснела. Всё же осмелилась возразить Ольге Павловне:
- Я… не читала этого письма. Не видела его… даже не знала о нём.
- Это – не читали… не видели и не знали о нём. А – другие письма? Мне известно, что это – не первое письмо, написанное вам гимназистом Мельниковым. Вам предстоят выпускные экзамены, к тому же вы собираетесь поступить в восьмой, педагогический, класс. Вы полагаете, это совместимо – успешная сдача экзаменов, поступление в педагогический класс… и – письма от гимназиста?
Верочка вызывающе смотрела в окно. И – сдерживала слёзы: так жалко было Алёшу, – что он не получит от неё ответа на своё письмо… Как же можно писать ответ – на письмо, что осталось не прочитанным!..
Послезавтра воскресенье… И Алёша – скорее всего! – приглашает Веру на каток в Городском саду.
Наденька нахмурилась:
- Как же Алёшино письмо попало к Ольге Павловне?
Продолжение следует…
Навигация по каналу «Полевые цветы»