Найти в Дзене
Полевые цветы

Две девицы под окном...

Над ранним зимним вечером покачиваются вишнёвые ветки. А на ветках в вечерней синеве сияют невесомые кружева снежинок. По дому разливается ласковое тепло: в печи жарко пламенеют красные угли. Что может быть лучше того, чтоб в такой вечер сидеть у окна с подругой. Можно вполголоса рассказывать самые сокровенные девчоночьи тайны… Можно молча смотреть, как сгущается синь зимнего вечера… Саша, старший Верочкин брат, так и называл подруг: две девицы под окном. Посмеивался: - Третья где потерялась?.. Чтоб уж совсем – как у Пушкина. Верочка заносчиво возражала брату: - И вовсе ни при чём здесь сказка Пушкина! - Как же ни при чём, – Саша прятал в глазах насмешку. – У тех только и речи было, что о замужестве… Да ещё – чтоб не меньше, чем за царя выйти… И у вас с Надеждой все разговоры – о женихах. Правда, Алёшка Мельников на батюшку царя не тянет. Верочка возмущённо сводила бровки… Но – делала вид, что Сашины слова про гимназиста Мельникова её ничуть не задели… А то получится, что она призналас

Над ранним зимним вечером покачиваются вишнёвые ветки.

А на ветках в вечерней синеве сияют невесомые кружева снежинок.

По дому разливается ласковое тепло: в печи жарко пламенеют красные угли.

Что может быть лучше того, чтоб в такой вечер сидеть у окна с подругой.

Можно вполголоса рассказывать самые сокровенные девчоночьи тайны…

Можно молча смотреть, как сгущается синь зимнего вечера…

Саша, старший Верочкин брат, так и называл подруг: две девицы под окном.

Посмеивался:

- Третья где потерялась?.. Чтоб уж совсем – как у Пушкина.

Верочка заносчиво возражала брату:

- И вовсе ни при чём здесь сказка Пушкина!

- Как же ни при чём, – Саша прятал в глазах насмешку. – У тех только и речи было, что о замужестве… Да ещё – чтоб не меньше, чем за царя выйти… И у вас с Надеждой все разговоры – о женихах. Правда, Алёшка Мельников на батюшку царя не тянет.

Верочка возмущённо сводила бровки… Но – делала вид, что Сашины слова про гимназиста Мельникова её ничуть не задели… А то получится, что она призналась… Призналась, как бьётся сердечко… как нравится ей гимназист восьмого класса Алёша Мельников.

Сдержанно полюбопытствовала:

- А ты… – тянешь на царя?

Намекала на то, что Наденька ещё с пятого класса влюблена в Сашу…

Саша серьёзно ответил:

- Не тяну. И – не хочу. Я буду горным инженером. После окончания гимназии поступлю в Екатеринославский Горный институт.

Потом Надя укоризненно объясняла подруге:

- Мне не нужен царь… Я Сашу люблю.

Верочка с Надей тоже мечтали…

Мечтали о том, что после гимназии станут учительницами.

И откроют в городе училища для девочек.

Наденьке хотелось учить девочек печь хлеб и булочки… а ещё – калачи, разные пирожные, пряники, баранки и бублики.

А Вере нравилось вязать – спицами и крючком. И она бы научила своих учениц вязать кружевные воротнички и красивые кофточки, и пуховые платки, и тёплые носки.

А то – бывает так: к выпускным экзаменам девочки вызубрили арифметику, географию, словесность… А хлебушек испечь не умеют… И как связать красивый кружевной платок – не знают…

У Марьи Владимировны, учительницы домоводства и рукоделия, Верочка Сотникова и Надя Кондрашова были лучшими ученицами.

А Леночка Назарцова дёргала плечиками:

- Поодумаешь!.. Нашлись рукодельницы – Верка Сотникова и Надька Кондрашова!.. А у меня работница будет! И сошьёт, и свяжет… и калачей с кренделями напечёт! Стану я пальцы спицами колоть… да у жаркой печи стоять!

Больше всего Леночка любила подслушивать и подсматривать, – чтоб всё и обо всех знать.

Незаметно подойдёт, бывало, к девчонкам, протянет пренебрежительно:

- Поодумаешь!.. Секретничают они! А главного не знают!

Главным было то, что вчера после уроков Ольгу Павловну, классную даму, ждал юнкер Елизаветградского Кавалерийского Юнкерского училища (Елизаветград – так в 1900-е годы назывался русский город Кировоград. Обратите внимание: в 1900-е годы русский город Елизаветград относился к Херсонской губернии Российской Империи. Знаем, помним и уважаем историю Отечества. Знаем и помним, за что воюем – раз не умели братья ценить и беречь бесценные подарки – наши русские города).

Наадо же!..

Ольга Павловна – надменна и суха. Интересно, чем она понравилась юнкеру?

Интереесно…

Гимназисток Ольга Павловна оставляет после уроков в классе – не только за не выученное домашнее задание, а и просто – если шептались на уроке… Не говоря о том, ежели классная дама в воскресенье заметила гимназистку, что прогуливалась в Городском саду с гимназистом мужской гимназии.

А сама!..

Леночка на всякий случай быстро оглядывалась по сторонам и таинственно рассказывала девочкам, что юнкер остановил извозчика… и они с классной дамой сели карету. Извозчик повернул на улицу, что вела за город…

Подсмотрела Леночка и то, что Катя Казанцева из восьмого класса влюбилась в преподавателя географии Гайдукова. А у Петра Васильевича – невеста, Лизонька, старшая дочка участкового пристава Чепегина. Невеста невестой… А Пётр Васильевич и сам не против – на каждом уроке вызывает Катьку к доске, к географической карте. Катька – несмотря на любовь… – в географии не лучше, чем свинья в апельсинах. (Эта поговорка использовалась ещё в девятнадцатом веке и означала, что кто-то совершенно не разбирается в какой-либо сфере. Поговорку часто употребляли русские писатели – например, Николай Семёнович Лесков и Антон Павлович Чехов).

Вот и получалось, что Катя Казанцева слушает… А Пётр Васильевич, как отличник на экзамене, старательно рассказывает ей про реки России… и показывает их на карте.

В это время другим гимназисткам можно было поговорить о причёске учительницы музыки Зинаиды Григорьевны, чуть ли не в открытую съесть купленную на перемене с лотка ромовую бабу с помадкой, рассмотреть в зеркальце свои брови… или просто полюбоваться облаками, что напоминают белых лошадей с лёгкими гривами.

Наверное, нехорошо… – что классная дама уезжает за город с юнкером Кавалерийского училища… или что Пётр Васильевич про реки России объясняет одной Кате Казанцевой.

Только когда об этом рассказывала Леночка Назарцова, всем почему-то казалось, что больше всего нехорошо – Леночкин рассказ…

Вера и Наденька решили уравнения с одной неизвестной, подготовились к классному сочинению «Белогорская крепость» по «Капитанской дочке» Пушкина – теперь можно было перебраться к окошку.

Надя негромко спросила:

- За что же Ольга Павловна оставила тебя после уроков в классе?

Верочка усмехнулась: все девчонки ломают голову над тем, почему Ольга Павловна велела ей остаться в классе. Домашние задания у Веры были выполнены… ни одного замечания от учителей гимназистка Сотникова не получила, в Городском саду в воскресенье не гуляла. Косы у Веры заплетены аккуратно, форменное платье и чёрный передник безукоризненно выглажены. А классная дама сухо сказала:

- Гимназистка Сотникова, останьтесь после уроков в классе.

Наденьке, подружке любимой, можно рассказать…

Ольга Павловна положила на стол сложенный вчетверо тетрадный лист.

Верочкино сердце забилось в неясной тревоге: очень похоже на Алёшино письмо…

А классная дама предложила:

- Объясните мне цель вашей таинственной переписки с гимназистом Мельниковым.

Вера покраснела. Всё же осмелилась возразить Ольге Павловне:

- Я… не читала этого письма. Не видела его… даже не знала о нём.

- Это – не читали… не видели и не знали о нём. А – другие письма? Мне известно, что это – не первое письмо, написанное вам гимназистом Мельниковым. Вам предстоят выпускные экзамены, к тому же вы собираетесь поступить в восьмой, педагогический, класс. Вы полагаете, это совместимо – успешная сдача экзаменов, поступление в педагогический класс… и – письма от гимназиста?

Верочка вызывающе смотрела в окно. И – сдерживала слёзы: так жалко было Алёшу, – что он не получит от неё ответа на своё письмо… Как же можно писать ответ – на письмо, что осталось не прочитанным!..

Послезавтра воскресенье… И Алёша – скорее всего! – приглашает Веру на каток в Городском саду.

Наденька нахмурилась:

- Как же Алёшино письмо попало к Ольге Павловне?

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Часть 2

Навигация по каналу «Полевые цветы»