Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

«Радуга»: забытое судно на воздушной подушке, которое СССР так и не смог поставить на поток

В СССР существовало несколько различных лозунгов, которые, особенно после того, как Вторая Мировая война закончилась победой советского народа, не изменяли практически до самого распада страны. Одним из таковых утверждений являлось то, что в Советском Союзе, все, что не выпускается отечественной промышленностью, было самым лучшим в мире. Только те немногие, которые всякими правдами и неправдами попадали за «железный занавес», в страны Европы, могли сравнить, насколько идеология правительства СССР своим враньем, вредит развитию экономики. Но все же, страна развивалась при том, самостоятельно и довольно быстро, чем удивляла европейские государства. Практически все экономически нужные для нормального развития государства направления не только восстанавливались до довоенного уровня, но и быстро перешагивали прежние достижения. У государства лишних денег не было практически с самого образования СССР: сначала они нужны сначала были для восстановления страны, позже для победы над Германией
Оглавление

В СССР существовало несколько различных лозунгов, которые, особенно после того, как Вторая Мировая война закончилась победой советского народа, не изменяли практически до самого распада страны.

Одним из таковых утверждений являлось то, что в Советском Союзе, все, что не выпускается отечественной промышленностью, было самым лучшим в мире.

Только те немногие, которые всякими правдами и неправдами попадали за «железный занавес», в страны Европы, могли сравнить, насколько идеология правительства СССР своим враньем, вредит развитию экономики.

Но все же, страна развивалась при том, самостоятельно и довольно быстро, чем удивляла европейские государства.

Практически все экономически нужные для нормального развития государства направления не только восстанавливались до довоенного уровня, но и быстро перешагивали прежние достижения.

У государства лишних денег не было практически с самого образования СССР: сначала они нужны сначала были для восстановления страны, позже для победы над Германией, затем отстраивали разгромленные немцами села и города.

-2

Но и победа не принесла всего, о чем мечтали простые люди: те, кто на себе ощутили весь ужас войны, делали все, чтобы подобная трагедия не повторилась, а это означало иметь боеспособную армию и современную военную технику.

Кроме военной промышленности были и другие, не менее важные задачи, одной из которых было увеличение речных судов и их модернизация.

Перевозить речным транспортом как можно больше грузов и пассажиров для государства было экономически очень выгодно.

Во-первых, одно судно за раз могло отбуксировать несколько барж, что экономило время и не требовало большого количества техники.

Вдоль магистральных рек всегда было великое множество населенных пунктов, что также разрешало проблему пассажирских перевозок.

Одна модернизация ни как не спасала положение, но государство уже с начала 50-х годов выделяла довольно приличное финансирование на проектирование новых речных судов.

Судостроительные заводы и предприятия СССР

Среди предприятий, занимавшихся судостроением, «Красное Сормово» считалось одним из самых перспективных, так как к началу 50-х годов руководству завода удалось собрать коллектив инженеров, которые не только могли выполнять модернизацию по старым моделям, но и самостоятельно создавали новые проекты.

-3

Идея построить первое в СССР речное судно на воздушной подушке была коллективной.

До этого газовые турбинные нагнетатели использовались только в авиастроении, но в перспективе инновационная технология могла принести немало пользы и в других сферах.

Министерство согласилось выделить необходимые для проектирования средства, а также брало на себя расходы по сборке и опробованию судна, но инженерам поставили ряд обязательных условий.

Во-первых, речное судно должно быть максимально надежное в работе, при этом сборка и эксплуатация были бы экономически выгодным государству.

Отдельно стоял вопрос о простоте управления, но здесь инженеры сразу же предупредили, что судно, работающее по принципу использования турбинного нагнетателя, требовало специального обучения персонала, который будет его обслуживать.

«Радуга»

В КБ «Красное Сормово» уже имели опыт проектирования суден с использованием воздушных подушек и подводных крыльев.

В 1964 году о работе двух коллективов инженеров, аэрогидродинамического московского института и КБ «Красный Сормович» в центральной прессе промелькнуло несколько заметок, о том, что они работают над созданием нового судна, предназначавшегося для скоростной перевозки пассажиров.

Красный Сормович
Красный Сормович

Подъемная сила и повышенная скорость достигалась благодаря использованию водного экрана, что в принципе, являлось новаторской идеей.

А вот здесь начинается интересные и не для всех известные факты об работе КБ «Красный Сормович».

Дело в том, что инженеры этого предприятия еще в 1954 году начало разработку проекта под названием 1872, который по всем характеристикам мог бы много изменить в работе речного транспорта.

Это был проекта даже не судна, а речного катера, где впервые в СССР для движения транспорта по водной глади был опробован газотурбинный нагнетатель.

«Радуга» отличалась не только техническими характеристиками, но и внешним видом.

-5

Длиною всего в 6,8 м, с высотой в 2,5 м и шириной в 3,14 м, катер, которым мог управлять один человек, напоминал самолет-амфибию перед взлетом.

Средняя скорость судна с вместимостью в 5 пассажиров вместе с членом экипажа стабильно двигалось со скоростью в 70 км/ ч, хотя максимально могло разгоняться до 120 км/ч.

Мощности силовой установки в 120 кВт, вполне было достаточно, чтобы преодолевать сложные обмеленные речные участки, к тому же, для высадки пассажиров не требовались обычные пристани.

Катер за счет подушки мог причалить на пологих участках берега, без всяких повреждений для нижней части корпуса, защищенной эластической юбкой изготовленной из резины.

Подъем и движение обеспечивал многолопастевый вентилятор, соединенный с валом двигателя с помощью промежуточного вала. Поворотной заслонкой, установленной за вентилятором, управлял член экипажа, регулируя поступление воздуха.

-6

Реверсивно-рулевое устройство работало в зависимости от режима, или раздельно, или синхронно, обеспечивая судну движение вперед или назад. Воздушная подушка имела три участка, перегороженных гибкими заслонками, изготовленных из специального материала.

После испытаний инженеры попытались доработать катер, но оказалось что средства, выделенные на проектирование, закончились.

Даже не смотря на то, что в целом проект был одобрен и им заинтересовались не только речные хозяйства, но и военные, дальнейшие разработки были заморожены. Причин, почему это случилось было две, но обе на тот период времени весомые.

Чтобы проект закончить и начать серийное производство катеров типа «Радуга» необходимо было строить новые цеха и покупать дорогостоящее оборудование.

Изготовлением суден подобного класса должны были заниматься специально обученные люди, с высокой квалификацией, а это также требовало как времени, так и дополнительного финансирования.

Когда в министерстве посчитали, во сколько обойдется постройка, обслуживание и ремонт катеров класса «Радуга», то оказалось, что если выделить такие средства, то придется закрыть с десяток других проектов.

Это и стало главной проблемой и причиной, почему проект посчитали преждевременным, хотя полностью министерство в дальнейшем от внедрения новых технологий не отказалось.

Позже, предприятие «Красное Сормово№ предоставило еще один проект судна на воздушной подушке, где в проекте имелось множество идей, позаимствованных у «Радуги» Этот проект ждала такая же участь, как и в первом случае, но технологические усовершенствования в дальнейшем стали основой для разработок новых проектов.