Заботясь о развитии речного транспорта в Советском Союзе, для разработки новых типов речных транспортных средств выделялись значительные финансовые ресурсы.
Начиная с 50-х годов прошлого столетия, инженерам судостроительных заводов было дано четкое указание, о создании транспорта, который бы ускорил доставку грузов и пассажиров речным путем на реках, признанных пригодных для использования барж и других приспособлений.
Так появилась идея с проектированием скоростных судов с использованием газовых турбин.
Уже к началу 60-х появились два первых готовых к эксплуатации речных судна «Сормович» и «Буревестник». Они предназначались для перевозки пассажиров, но что самое главное, скорость их доставки сократилась в два раза.
Эти проекты были уникальны тем, что для движения использовались так называемые воздушные подушки, инновационный метод, который до этого никогда не был опробован на советских речных судах.
Нужно отметить, что проект создавался в спешке, так как срочно требовался показатель того, как быстро инженеры выполняют задание от Министерства водного транспорта.
Проектированием занимался коллектив КБ «Красное Сормово», предприятие многопрофильного формата, выпускавшее морские и речные суда.
Короткая жизнь речного катера «Сормович»
Несмотря на то, что к разработкам инженеры приступили только в 1963 году, уже через два года судно, где вместо обычного винта использовались воздушные подушки, было готовым к испытаниям.
Но так было только на словах и бумаге, на самом же деле недоработок было больше чем достаточно.
В задачи инженеров было поставлено условие, чтобы судно можно было эксплуатировать не только на участках магистральных и боковых рек, но и там, где имелись многочисленные места мелководий.
Спешка привела к тому, что на испытаниях многочисленные недоработки быстро стали проявляться, поэтому проект несколько раз возвращали.
Это длилось целых три года, но этот проект уже можно было эксплуатировать, так как на судне были установлены дополнительное ограждение, изготовленное из специального материала, который позволял не только развивать скорость до 120 км/ч, но и обезопасить команду и пассажиров от неприятностей, которые могли таить в себе речные воды.
Судно без проблем преодолевало пересохшие и мелководные участки, его можно было эксплуатировать там, где отсутствовали стандартные причалы, но главное, на нем использовалась газотурбинная установка, которые выпускались авиационными заводами.
Мало кто помнит, но наработки у ОКБ «Красное Сормово» уже были, так ранее инженерами завода уже прорабатывались некоторые моменты при создании проекта "Радуга", в 1957 году, где также уже пробовали внедрить технологию с воздушными подушками.
По разным причинам проектирование было свернуто, но после того как ОКБ было поручено создать судно «Сормович», работы над «Радугой» было решено продолжить.
В обоих случаях заказчиком оставалось все то же ведомство: Министерство речного флота.
До создания «Сормовича» на магистральных реках использовались суда куда более тихоходные и скорость в 120 км/ч, показалась немного завышенной.
Еще одним пунктом, который так и не успели решить на испытаниях в полном объеме, это эксплуатация судна на воздушных подушках в условиях зимней навигации.
«Сормович» был опробован в экстремальных условиях с появлением обмерзших льдом участков вблизи острова Телячьего и даже показатели испытаний были признаны удачными, но в дальнейшем в похожих погодных условиях речники не захотели эксплуатировать судно.
Еще одним интересным моментом при испытании стало то, что судно при движении по обледенениям развивало быстрее скорость. Здесь причина кроется в увеличении сопротивления, которое гасила водная гладь.
Технические характеристики
Небольшое судно было рассчитано всего на 50 пассажиров и трех членов экипажа, которые управляли посменно.
При ширине в 11 м и длине 29 м высота «Сормовича» составляла всего 8 м, чуть меньше чем более известная, а потому и популярная «Ракета», судно, где для движения использовались подводные крылья.
Гибкая юбка, изготовленная из специального эластического материла быстро пришла в негодность. В скором времени ее пришлось заказать, но уже на другом заводе, в Ярославле, который выпускал автомобильные шины.
Для обшивки корпуса использовались листы из магниево-алюминиевых сплавов, точно таких, из каких строили самолеты.
Параметры специально разрабатывались с учетом скоростных и маневровых характеристик, позволявших быстро развивая скорость, успевать выполнить нужный поворот еще до того, как судно войдет в зону предполагаемого столкновения.
Попутно разрабатываемый проект «Буревестник» был еще более скоростным, он мог развивать скорость до 150 км/ч, что, по сути, делало судно своего рода уникальным и одним из немногих в мире по таким характеристикам.
К тому же, «Буревестник» мог за раз перевозить до 130 пассажиров, что более чем в два раза превышало количество перевозки за раз, чем это можно было выполнить на «Сормовиче».
Закрытие проекта: причины, почему пришлось снять судно с маршрута
«Сормович» практически сразу после испытаний был направлен на перевозку пассажиров по маршруту Горький-Чебоксары-Горький.
Некоторое время судно, даже имея мелкие недоработки, исправно перевозило людей и даже успело перевезти около 6 тыс. пассажиров. Проблемы появились после того, как раздаточный редуктор начал часто выходить из строя.
Никакие капремонты не давали положительные результаты на долгий период эксплуатации. Судно постоянно приходилось отставлять на ремонт и здесь уже стало понятным, что данный узел требовал не просто замены, а решение проблемы более глобально.
Также быстро стало понятно, что ряд деталей, которые конструкторы позаимствовали у авиаторов, также начали ломаться или быстро изнашиваться.
Все бы ничего, по подсчетам, если бы ремонтные работы не обходились так слишком дорого, судно можно было эксплуатировать, так как «Сормович» очень быстро стал популярным, не смотря на то, что били более чем в два раза дороже обычных.
Было решено временно снять судно с маршрута, для решения основных проблем, но здесь и появилось то, что стало причиной закрытия проекта.
Если мелкие ремонты еще финансово не особенно напрягали, то разработка новых узлов требовала капитальных средств.
Как это часто бывало в СССР, кто там, из высшего руководства министерства посчитал, что постройка и ремонты слишком накладно для решения перевозки обычных пассажиров.
В 1974 году пришло указание закрыть проект, а чуть позже судно было порезано.