ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 1МВ. Авиация Франции (04). Многомоторные бомбардировщики
SchmittS.7 В2 (на фронте с апреля 1917 г.)
ТТХ S.7 В2: двигатель 1х200 л.с., вес пустого: 1.294 кг, вес взлетный: 2.092 кг, скорость: 125 км/ч, потолок: 4.800 м, продолжительность полета: 4 часа. Вооружение: 1х7,7-мм пулемет «Льюис»; 100 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
В 1913 г. авиаконструктор Поль Шмитт создал рекордный самолет «Аэробус», ставший победителем Парижского аэросалона. А с началом Первой мировой войны на базе этой машины Шмитт взялся за разработку военного самолета - одномоторного разведчика и легкого бомбардировщика.
Это был трехстоечный биплан деревянной конструкции с мощным рядным двигателем жидкостного охлаждения «Рено» на 200 л.с. с лобовым радиатором и тянущим винтом. Мотор устанавливался на металлической раме, и закрывался капотом из жести; выхлопной коллектор выводился над верхним крылом. Фюзеляж обтягивался лакированным полотном. Для обеспечения необходимого обзора пилот и стрелок размещались за задней кромкой крыла. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтягивалось полотном; верхнее крыло оборудовалось элеронами. Хвостовое оперение — деревянное, с полотняной обшивкой.
Серийный выпуск S.7 В2 начался в конце 1916 г.; получившие и освоившие этот самолет эскадрильи PS.125, PS.126 и PS.I27 приступили к боевым вылетам весной 1917-го. Летом 1917 в производство пошла усиленная модификация S.7/4 В2, которой оснастили эскадрилью PS.128. Эта версия получила мотор на 265 л.с., что увеличило скорость самолета до 235 км/ч, продолжительность полета до 5 часов, и позволило поднимать до 150 кг бомб. Кроме того, S.7/4 В2 нес двухпулеметное вооружение (добавился носовой синхронный «Льюис»), и получил усиленное шасси с четырьмя колесами.
Однако большого распространения машина Шмитта не получила. Созданная по требованиям 1915 года, она к 1917 году уже устарела. Большой размах крыльев, обеспечивающий большой радиус действия, снижал маневренность самолета и ограничивал сектор обстрела стрелка. Поэтому использовались «Шмитты» в основном ночью. А появление более скоростных и маневренных машин «Сопвич-полуторастоечный» и Bre.14 В2 привело к тому, что к концу 1917 года самолеты Шмитта были переданы в учебные подразделения. Точное число выпущенных «Шмиттов» неизвестно – в разных книгах называют от 150 до 200-300 изготовленных самолетов.
Dorand AR.1/AR.2 (на фронте с лета 1917 г.)
ТТХ Dorand AR.2: двигатель 1х238 л.с., вес пустого: 823 кг, вес взлетный: 1.247 кг, скорость: 148 км/ч, потолок: 5.000 м, продолжительность полета: 3 часа. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс», 2х7,7-мм турельных (спаренных) пулемета «Льюис»; 80 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
Самолет спроектирован полковником Морисом Дораном для замены морально устаревших и более не отвечавших требованиям фронтовой обстановки «Фарманов» и «Вуазенов» с толкающими винтами. Машина представляла собой двухместный двухстоечный биплан с передним расположением мотора. Фюзеляж прямоугольного сечения, обычной для самолетов того времени конструкции. Для обеспечения хорошего обзора пилоту верхнее крыло имело отрицательный вынос. Другой особенностью машины был поднятый над нижним крылом фюзеляж, что позволило использовать более короткие и мощные стойки шасси, дававшие возможность эксплуатации самолета с неровных взлетно-посадочных полос. Кроме того, между фюзеляжем и нижним крылом размещались радиаторы.
Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянной конструкции, оборудовалось элеронами. Cтойки бипланной коробки — стальные трубы в деревянных обтекателях. Оперение без стабилизатора и киля, деревянной конструкции. Вооружение состояло из синхронного 7,71-мм пулемета «Виккерс» и двух пулеметов «Льюис» на турели.
Серийное производство Dorand AR.1 началось в апреле 1917 г.; на этом первом варианте ставили рядный поршневой двигатель «Renault» 8Gdy мощностью 190 л.с. Но затем перешли к производству Dorand AR.2, отличавшегося уменьшенным размахом крыла и более мощным двигателем «Renault» 8Gе на 238 л.с. Сколько всего было выпущено «Доранов», мне найти не удалось. Везде указываются цифры в 142 единицы, но ведь это – только машины, полученные американцами в 1918 г.; не может быть, чтобы за год активной боевой эксплуатации французами «Дораны» совсем не понесли потерь. Всего во французской авиации этими самолетами были вооружены 13 эскадрилий на Западном фронте; еще 5 эскадрилий «Доранов» использовались на Итальянском фронте и Средиземноморье. Как уже было сказано, в 1918 г. в связи с перевооружением на более новые машины французы передали Американскому экспедиционному корпусу 22 Dorand AR.1 и 120 Dorand AR.2. Американцы участвовали в боях на этих самолетах до середины 1918, пока не заменили их на «Сальмсоны-2»; после чего «Дораны» использовались как учебные машины…
Британский Sopwith 1½ Strutter (на фронте с весны/лета 1917)
Двигатель: 1х130 л.с., скорость: 164 км/ч, потолок: 3.960 м, продолжительность полета: 4 часа. Вес пустого: 595 кг, вес взлетный: 1.092 кг. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» + 1х7,7-мм турельный пулемет «Льюис»; 60 кг бомб (в одноместном варианте – до 120 кг). Экипаж: 2 человека.
Этот британский самолет я уже описывал в статье «1МВ. Авиация Великобритании (05). «Универсалы» с 1916 г.». Поэтому здесь будет информация только по применению данной машины в авиации Франции.
Появления «Сопвича» «Полуторастоечного» у англичан сразу же вызывало значительный интерес и со стороны французских военных: эта небольшая машина с очень приличными летными данными была неплохим вариантом для замены громоздких бипланов с толкающими винтами, составлявших основу фронтовой авиации Франции. И французы поспешно купили лицензию на производство этого самолета, планируя к концу 1916 г. выпустить не менее 180 своих «Сопвичей». Однако к этому сроку они смогли построить только 22 «Полуторастоечных», а к маю 1917 вместо запланированных 500 – всего 54 машины. Англичане «пришли на помощь» союзнику, передав французам 76 «Сопвичей» (правда, уже подержанных эксплуатацией, списанных из британских эскадрилий, находившихся во Франции; причем 41 из них достался французам вообще без двигателей). Но французы быстро привели этот хлам в рабочее состояние, оснастив своими моторами. К тому же с мая французам удалось наладить свое массовое производство «Полуторастоечных», и за лето 1917 ими вооружили уже 74 французские эскадрильи. Поначалу имевшиеся варианты «Полуторастоечных» использовались совместно: двухместные - как бомбардировщики, а одноместные - как истребители сопровождения. Однако уже тем же летом 1917-го «Сопвичи» показали свою несостоятельность как истребители, и для сопровождения бомбардировщиков начали выделять самолеты «Спад» S.7C1, а «одноместники» тоже перевели в «бомберы» и «разведчики».
К августу в составе французской авиации числилось уже более 300 «Сопвичей». Однако их время «уже проходило» — тем же летом 1917 французское командование вынуждено запретило дневные вылеты «Полуторастоечных» без истребительного сопровождения. Несмотря на это, разогнавшаяся французская промышленность по инерции продолжала «гнать вал», производя сотнями быстро устаревшие самолеты, практически уже непригодные для боевого применения. И в результате к концу войны общий выпуск французских «Полуторастоечных» составил более 4.200 машин, хотя уже с весны 1918 эти самолеты использовались только в качестве учебных, а более тысячи этих самолетов просто хранились на складах. Еще 514 «Полуторастоечных» французы тогда же передали Американским экспедиционным силам; но и американцы использовали эти самолеты лишь в качестве учебных…
SalmsonSаl.2 B2 (на фронте – рубеж 1917/1918 гг.)
ТТХ Sаl.2 В2: двигатель 1х265 л.с., вес пустого: 760 кг, вес взлетный: 1.340 кг, скорость: 185 км/ч, потолок: 6.250 м, дальность: 520 км. Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс», 2х7,7-мм турельных пулемета «Льюис» (спарка); 160 кг бомб. Экипаж: 2 человека.
Когда в 1916 г. французское Министерство авиации объявило конкурс на создание двухместного разведывательного самолета с тянущим, а не толкающим винтом, в нем неожиданно для всех приняла участие компания «Сальмсон», ранее занимавшаяся производством авиационных двигателей. Правда, опыт самостоятельного проектирования самолетов у этой фирмы тоже был: на ней создали экспериментальный биплан Sаl.1 A3 («Сальмсон-1»)с оригинальной двигательной установкой. Мотор стоял внутри фюзеляжа, передавая через валы и конические шестеренки вращение на два винта, размещенные между крыльями. Но тот самолет получился большой и слишком тяжелый для одного двигателя, поэтому крупносерийно не выпускался (было изготовлено всего 40 машин).
Новый же самолет фирмы «Сальмсон» Sаl.2 B2 представлял собой разведывательный однодвигательный двухместный двухстоечный биплан смешанной конструкции. Стрингеры фюзеляжа и лонжероны крыла - из стальных труб; шпангоуты и нервюры оставались деревянными. Конструкция обтягивалась полотном. Крылья оборудовались элеронами. Оперение не имело ни киля, ни стабилизатора; поворот руля осуществлялся вокруг своей оси.
Для лучшего обзора кабина летчика была сдвинута к двигателю. Кабина стрелка-бомбардира размещалась за задней кромкой крыла и оборудовалась турелью. Между кабинами находились два бензобака по 100 л. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета «Виккерс», расположенного над двигателем, и сдвоенных турельных пулеметов «Льюис» в задней кабине.
Хотя изначально не планировалось использование этого самолета в качестве бомбардировщика, но его хорошая энерговооруженность позволила разместить под нижним крылом бомбовую нагрузку (до 24 мелких бомб). Поэтому машина выпускалась в двух вариантах: бомбардировщика Sаl.2 B2, под крылом которого подвешивались бомбы общей массой до 160 кг (по другим книгам – до 230 кг), и разведчика Sаl.2 А2, на котором бомбодержатели отсутствовали, зато имелись радиостанция, фотоаппарат и бортовой телефон.
В мае 1917 после успешных испытаний самолет был запущен в серийное производство; поставки в войска начались в октябре того же года (по другим книгам запуск в производство – в декабре 1917, в войска – в начале 1918). Армейцы обозначили машину как «Salmson 2А2» (но часто встречается более короткое – «Salmson-2»). Всего было построено 3.200 (по другим сведениям 3.800) таких самолетов.
К сентябрю 1918 г. ими были оснащены 22 эскадрильи армейской авиации. Фронтовые пилоты, несмотря на замеченные ими некоторые недочеты (недостаточная путевая устойчивость и большое расстояние между кабинами, затруднявшее общение экипажа в бою), тем не менее, высоко оценили «Salmson 2А2» за его прочную конструкцию и хорошие летно-тактические характеристики. Кроме французов «Salmson 2А2» широко применялся авиацией американских экспедиционных сил (поставлено 705 машин).
Самолет «Salmson 2А2» был признан одним из лучших разведчиков той войны. Он часто применялся для бомбардировок, корректировки артиллерийского огня, взаимодействия с пехотой и даже в качестве двухместного истребителя. Американский летчик Ирвин сбил на «Salmson-2» восемь германских самолетов, став лучшим асом, летавшим на тяжелых машинах.
Breguet Br.14 (на фронте с весны-лета 1917)
ТТХ Breguet Br.14 A2 (В2): двигатель 1х300 л.с., вес пустого: 1.020 (1.100) кг, вес взлетный: 1.546 (1.765) кг, скорость: 180 (177) км/ч, потолок: 6.100 (5.800) м. Дальность: по одним книгам 900, по другим - 390 км (или это с полной бомбовой загрузкой?). Вооружение: 1х7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс», 1-2х7,7-мм турельных пулемета «Льюис» (2 – в спарке); бомбы: 32 (265) кг. Экипаж: 2 человека.
Этот самолет стал одним из лучших аэропланов Первой мировой войны. Breguet Br.14 так же создавался для замены морально устаревших и уже не отвечавших новым условиям воздушной войны самолетов с толкающими винтами. С 1916 года стало необходимо иметь самолет, способный вести боевые действия при значительном противодействии истребителей противника. Поэтому машина проектировалась на фирме «Бреге» в виде одномоторного двухместного многоцелевого самолета, с передним расположением двигателя с тянущим винтом, что позволяло более эффективно защитить разведчик или бомбардировщик от атак с задней полусферы. Самолет представлял собой двухстоечный биплан смешанной конструкции с преобладанием металлических деталей (набор фюзеляжа — полностью металлический). Элероны устанавливались только на верхнем крыле, на нижнем имелись автоматические закрылки, выпускавшиеся при снижении скорости ниже 112 км/ч, — это позволяло сократить разбег и пробег. Первые «Бреге-14» оснащались двигателем «Рено» 12F на 220 л.с., но очень скоро перешли на «Рено» 12Fсх (300 л.с.). Однако выпуск этих моторов не поспевал за сборкой планеров, и поэтому на самолеты приходилось ставить двигатели других типов: «Фиат», «Лорен-Дитрих», «Либерти»…
В марте 1917 г. был выдан заказ на серийное производство самолетов в разведывательном варианте («А2»). А в апреле в серийное производство была запущена бомбардировочная модификация «В2». На ней стояли подкрыльевые бомбодержатели, позволявшие подвешивать до 256-300 кг боевого груза (32 8-кг бомбы, 22 10-кг, 16 16-кг, 8 32-кг или комбинации бомб различных калибров). Часть самолетов (производства фирмы «Мишлен») имели еще и внутрифюзеляжные держатели (с левой стороны кабины наблюдателя) для двух 32-кг бомб. В полу кабины прорезалось окно для работы с бомбовым прицелом.
Так как Breguet Brе.14 уже в первых боевых вылетах показал себя как один из наиболее удачных французских легких многоцелевых самолетов, его производство было расширено. Изготовлением Brе.14 занялись сразу 8 авиафирм. В общей сложности они до окончания Первой мировой войны построили 4.300 (по другим книгам 5.300) таких самолетов; в последующем производство продолжалось до 1926 г., и окончательное число изготовленных «Бреге-14» достигло 8.370 экземпляров.
Первые разведчики Br.14 А2 начали поступать в войска в мае 1917, но массово на Западном фронте они распространились ближе к осени. На фронте «А2» активно занимались ближней разведкой, корректировкой артиллерийской стрельбы и обеспечением связи. К концу войны самолетами Br.14 А2 были вооружены 58 эскадрилий (в каждой по 10 машин); из них 23 эскадрильи были приданы группировкам тяжелой артиллерии в качестве корректировщиков артогня.
Бомбардировщики Вг.14 В2 стали поступать в бомбардировочные эскадрильи летом 1917 г. К апрелю 1918 ими были оснащены 15 эскадрилий (по 15 самолетов), сведенные в 5 боевых групп. Эта численность эскадрилий оставалась неизменной вплоть до самого конца войны. И разведчики/корректировщики, и бомбардировщики Вг.14 действовали весьма успешно, благодаря своим высоким летным данным, во многом находившимся на уровне истребителей того времени. Большая скорость и мощное оборонительное вооружение позволяли «Бреге-14» действовать самостоятельно, без истребительного сопровождения. И даже в случае необходимости сопровождать другие бомбардировщики, как тяжелые истребители прикрытия. Успешному боевому применению этих машин способствовала так же и новая тактика. Br.14 атаковали наземные цели крупными силами (от одной до нескольких эскадрилий), подавляя прежде всего наземную систему ПВО противника. А в случае появления вражеских истребителей вступали с ними в бой, прикрывая друг друга.
Самолеты применялись и для дневных, и ночных полетов, а иногда им приходилось действовать непосредственно над полем боя, работая по вражеской пехоте как штурмовики. Естественно, это вело к увеличению потерь; но в общем «Бреге» Вг.14 оказался гораздо более живучим, чем его предшественники с толкающими винтами. Экипаж «Бреге» вполне мог постоять за себя в бою с истребителями: бомбардировочные эскадрильи Вг.14 В2 записали на свой счет 121 сбитый вражеский самолет. Еще 57 воздушных побед - на счету корпусных эскадрилий, вооруженных Br.14 А2: встречи разведчиков с вражескими истребителями случались значительно реже, так как их скоростные данные и иные, чем у «бомберов» задачи, позволяли «А2» оторваться от противника и вовремя уйти, не вступая в бой.
НАЧАЛО ЦИКЛА: 1МВ. Авиация Франции (01). Обзор состояния французской авиации
Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.