«Объект 757» — опытный тяжёлый танк «нового времени», призванный сохранить как тяжёлые танки, так и саму классификацию советских танков по устаревшим принципам. Он был по-своему новаторской машиной, но из-за многих недостатков конструкции, танк не был принят на вооружение и не дошёл до стадии воинских испытаний. Что же это был за танк?
История создания
В 1959 году в СССР полным ходом шло перевооружение армии, когда в высшем руководстве было принято решение отказаться от огромного количества машин различного класса и назначения, заменив всю боевую технику, а конкретно все виды танков одной, универсальной машиной. По планам военных, она должна была иметь хорошее бронирование, высокую маневренность и универсальное орудие, способное бороться с любыми целями на полях сражений. Причём требования к вооружению менялись довольно резко — от крупнокалиберных орудий до ракетных установок, за которые усиленно «топил» Никита Сергеевич Хрущёв. Возможно, он был сильно впечатлён действиями «Катюш» на фронте, а возможно, верил в возможности противотанковых ручных гранатомётов того времени (их снаряды работали по тому же принципу, что и ракетные установки, монтируемые на танках). Так или иначе, конструкторы разрабатывали какие-то инициативные проекты, но ни один из них не был принят даже к дальнейшей разработке.
Тогда Павел Павлович Исаков предложил решение, которое могло бы устроить военных, при этом было новаторским — в конструкции танка предлагалось использовать корпус от серийного тяжёлого танка Т-10, подвергнув его массе переработок, установив на него абсолютно новую литую башню, вооружённую новейшим противотанковым ракетным комплексом "Рубин", позволяющим вести огонь по цели управляемыми ракетами и неуправляемыми реактивными снарядами. Машину рассмотрели на чертежах и обнаружили проект машины интересным, допустив его к дальнейшей разработке. Разработка шла довольно быстро — начав работы ориентировочно к осени 1959 года, сборку опытного образца закончили летом 1960 и после заводских испытаний, танк отправили на первичные полигонные испытания — машину прогнали по полосе препятствий, обнаружили десятки серьёзных недостатков в конструкции (в основном, в вооружении) и признали машину негодной к дальнейшей разработке.
Причинами решения военных стало несовершенство орудийной установки, а также разработки другой машины, «Объект 772», которую разрабатывало то же КБ Челябинского тракторного завода. Опытный танк приказали уничтожить, но в неразберихе того времени про него забыли и сегодня опытный образец танка «осел» в частном музее техники Вадима Задорожного.
Описание конструкции
Конструкция тяжёлого ракетного танка «Объект 757» во многом основывалась на тяжёлом танке Т-10, с широким внедрением новых технологий и новейших систем вооружения.
Бронированный корпус и башня
Корпус нового тяжёлого ракетного танка разрабатывался с учетом не только противоснарядной, но и противоатомной защиты (ПАЗ). За основу была взята геометрия корпуса тяжелого танка Т-10М, однако челябинские инженеры внесли в нее ряд существенных изменений. Лобовая проекция корпуса была выполнена по схеме «щучий нос», характерной для советских тяжелых танков позднего периода (ИС-3, Т-10). Такая форма, образованная сходящимися под углом бронеплитами, значительно повышала вероятность рикошета снарядов при обстреле с курсовых углов. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) имела толщину бронирования порядка 98 мм. На первый взгляд, эта цифра может показаться скромной для тяжелого танка, однако решающее значение имел угол наклона — 76 градусов от вертикали. При таком угле наклона приведенная толщина брони возрастала многократно, достигая значений, эквивалентных 300-400 мм вертикальной плиты, что делало лоб корпуса практически неуязвимым для большинства кинетических боеприпасов того времени.
Нижняя лобовая деталь (НЛД), традиционно являющаяся уязвимой зоной, была усилена до 175 мм при угле наклона 61 градус. Конструкторы рассчитывали равномерно усилить бронирование лобовой части корпуса без прибегания к серьёзному утолщению листов брони. Бортовое бронирование отличалось продуманной геометрией. Толщина бортовых листов варьировалась от 50 до 80 мм. При этом верхние пояса бортов имели обратный наклон (т.н. «подбой»), что повышало защиту при обстреле с флангов. В источниках приводятся данные о толщине бортов в 70-76 мм с углами наклона от 55 до 87 градусов, что для бортовой проекции является выдающимся показателем.
Башня танка была литой, полусферической формы, с предельно заниженным профилем. Это решение было продиктовано необходимостью снижения заметности машины на поле боя, что критически важно для ракетного танка, ведущего бой на дальних дистанциях.Толщина лобовой брони башни достигала внушительных 220 мм при угле наклона 60 градусов от вертикали. С учетом переменной толщины литья и обтекаемой формы, башня обладала высочайшей снарядостойкостью. Наиболее вероятно, что корпус от Т-10 в качестве основы для разработки был выбран не случайно — высота корпуса позволяла разместить как экипаж, так и систему вооружения, сильно занизив общую высоту машины для лучшей маскировки.
Экипаж, состоящий из трех человек, размещался традиционным для советских танков образом — мехвод находился в центре отделения управления в передней части корпуса, командир опытного танка совмещал обязанности наводчика и находился справа от орудия в башне, заряжающий-оператор — слева в башне.
Вооружение
В качестве орудия главного калибра для опытного танка была избрана пусковая установка Д-126С калибра 125 миллиметров. Орудийная установка разработана ОКБ-9 УЗТМ и было способно вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами «Рубин» на дистанции до четырёх километров. Боекомплект к орудию составлял около тридцати снарядов. При наведении пусковой установки на цель использовался специальный инфракрасный луч, становившийся бесполезным даже при постановке дымовой завесы. Также орудийная установка могла вести огонь неуправляемыми ракетами «Бур» класса «земля-земля» на дистанции до девяти километров. В этом случае боекомплект уменьшался до семнадцати снарядов.
Также для танка разрабатывались снаряды от ПТРК «Кобра» со складными стабилизаторами, а также под «Объект 757» пытались адаптировать ПТРК КЛ-8 «Спрут», что устанавливался на опытном танке «Объект 279». Однако если снаряды от «Кобры» адаптировали более-менее успешно, то снаряды «Спрута» попросту не успели — работы над обоими танками закончились одновременно, что привело к закрытию всех связанных с ними программ по вооружению.
В качестве вспомогательного вооружения на «Объект 757» устанавливался пулемёт СГМТ калибра 7,62 миллиметра с боекомплектом в 1250 патронов. Он размещался в спаренной орудийной установке, и управлялся командиром машины. Изначально планировали установить крупнокалиберный зенитный 14,5-мм пулемет КПВТ, однако на опытном образце он отсутствовал, хотя место под него могло быть предусмотрено конструкцией башни. Скорее всего, конструкторы хотели максимально занизить высоту корпуса и несколько разгрузить экипаж, что было продиктовано его малочисленностью.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В роли силовой установки выступал двенадцатицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-12-6Ф мощностью 800-850 лошадиных сил. Двигатель располагался продольно в корме корпуса, и для охлаждения оснащался эжекционной системой, работавшей за счет выхлопных газов. Это позволило отказаться от громоздких и энергозатратных вентиляторов, сэкономив внутренний объем МТО и подняв КПД силовой установки. Благодаря этому двигателю 44-тонный танк обладал высокой удельной мощностью (около 19 лошадиных сил на тонну) и мог развивать скорость до 65 километров в час по шоссе, что для тяжелого танка было выдающимся показателем. Запас хода составлял 400 километров при экономном ходе.
Трансмиссия танка — гидромеханическая, с целой системой сервоприводов управления, созданная для облегчения работы механика-водителя. Гидравлика приводов управления работала безукоризненно, но это машину не спасло. По воспоминаниям испытателей, машина была довольно послушной, но в целом управление можно было подтянуть.
Ходовая часть «Объекта 757» заслуживает отдельного внимания. В ней была применена уникальная гидропневматическая подвеска (в некоторых источниках упоминается как пневматическая, встроенная в балансиры), обеспечивающая плавный ход, что было критически важно для ракетного танка, так как вибрации могли повредить сложную электронику наведения. Ходовая часть состояла из 5 опорных катков большого диаметра на борт. Катки имели внутреннюю амортизацию, что дополнительно гасило удары. Особенностью конструкции было отсутствие поддерживающих роликов: верхняя ветвь гусеницы с открытым металлическим шарниром опиралась непосредственно на опорные катки.
Заключение
Тяжелый ракетный танк «Объект 757» стал ярким символом эпохи, когда технологии в советском танкостроении внедрялись огромными шагами. Фактически, опытный танк был соткан из передовых идей и инженерных компромиссов — сочетание мощной лобовой брони с гидропневматической подвеской и дальнобойным ракетным вооружением делало его потенциально грозным противником на полях сражений Холодной войны. Однако не срослось — проект зарубили на стадии испытаний, однако бесполезной машина не была — опыт, полученный при разработке машины, особенно в части интеграции управляемого вооружения, создания автоматов заряжания и отработки новых типов подвески не пропал даром. Многие решения впоследствии нашли свое воплощение в более поздних советских танках, таких как Т-64 и Т-80, которые штатно оснащались комплексами управляемого вооружения, запускаемого через ствол орудия. «Объект 757» доказал принципиальную возможность создания «ракетного танка», но также выявил и тупиковость идеи полного отказа от классического пушечного вооружения в классе тяжелых машин. Сегодня этот уникальный прототип служит памятником инженерной смелости конструкторов ЧТЗ и лично Павла Исакова, стремившихся заглянуть за горизонт возможного.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.