Найти в Дзене
Nissanовод

Ford грандиозно провалился с электромобилями. $19,5 миллиардов списали в трубу

Помню, как несколько лет назад все помешались на электромобилях. Куда ни глянь — везде разговоры про Tesla, про будущее без выхлопов, про то, как традиционные автопроизводители отстали от жизни. И вот тогда Ford решил: всё, мы тоже в электрификацию! Вложили бешеные деньги в разработку электрических версий своих моделей. А в понедельник компания объявила о списании активов на $19,5 миллиардов и прекращении производства нескольких моделей электромобилей. Nineteen point five billion. Почти двадцать миллиардов долларов в трубу. Чтобы вы понимали масштаб катастрофы — это как если бы весь годовой бюджет какого-нибудь приличного региона просто испарился. Пуф — и нет. Больше всего меня поразила история с F-150 Lightning. Это же был их главный козырь! Электрическая версия легендарного пикапа F-150, который десятилетиями остаётся самым продаваемым автомобилем в США. Представляете, какие там были ожидания? Маркетологи небось уже считали миллионы, инженеры гордились проделанной работой. Я своими г
Оглавление

Помню, как несколько лет назад все помешались на электромобилях. Куда ни глянь — везде разговоры про Tesla, про будущее без выхлопов, про то, как традиционные автопроизводители отстали от жизни. И вот тогда Ford решил: всё, мы тоже в электрификацию! Вложили бешеные деньги в разработку электрических версий своих моделей. А в понедельник компания объявила о списании активов на $19,5 миллиардов и прекращении производства нескольких моделей электромобилей.

Getty Images
Getty Images

Nineteen point five billion. Почти двадцать миллиардов долларов в трубу. Чтобы вы понимали масштаб катастрофы — это как если бы весь годовой бюджет какого-нибудь приличного региона просто испарился. Пуф — и нет.

Как Ford проспал поворот

Больше всего меня поразила история с F-150 Lightning. Это же был их главный козырь! Электрическая версия легендарного пикапа F-150, который десятилетиями остаётся самым продаваемым автомобилем в США. Представляете, какие там были ожидания? Маркетологи небось уже считали миллионы, инженеры гордились проделанной работой.

Я своими глазами видел презентацию этого пикапа. Характеристики впечатляющие: тяга как у танка, грузоподъёмность приличная, даже дом от бортовой сети питать можно во время отключений электричества. Казалось бы, идеальная машина для американского рынка, где пикапы покупают как горячие пирожки.

Но пока ребята из Ford кряхтели, настраивали производство, дорабатывали конвейеры, рынок изменился. Мода на чистые электромобили прошла. Люди начали понимать реальность: зарядная инфраструктура не успевает за спросом, батареи дорогие, запас хода зимой падает в два раза, а замена аккумулятора стоит как половина новой машины.

Китайцы показали другой путь

Самое забавное — теперь в Ford срочно переключаются на гибриды. Причём не просто на классические гибриды, а на модель EREV. Это штука, где бензиновый мотор работает как генератор для подзарядки батареи. По сути, электромобиль с собственной мини-электростанцией на борту.

Идею подсмотрели у корейцев и, как ни странно, снова у JAC и других производителей из Китая. Пока американцы и европейцы упарывались в чистые электрички, ребята из Поднебесной спокойно развивали гибридные технологии. И оказались правы.

Я недавно общался с одним знакомым дилером. Он говорит: люди хотят экономить на топливе, но без геморроя с зарядками. Гибрид — это компромисс, который всех устраивает. Поехал по городу — батарея работает. Выехал на трассу — включился бензиновый мотор. Никакой паники из-за разряженного аккумулятора посреди дороги.

Что отменили кроме пикапа

Ford закрывает не только Lightning. Под нож пошёл грузовик следующего поколения с кодовым названием T3. Представляете, сколько денег и времени ушло на разработку? Инженеры годами работали, создавали чертежи, тестировали прототипы. А теперь всё это просто выбросили.

Ещё отменили электрические коммерческие фургоны. Тоже была ставка на будущее. Думали, что службы доставки массово пересядут на электрику ради экологии и экономии. Не пересели. Потому что коммерсантам нужна надёжность и предсказуемость, а не эксперименты с батарейками.

Генеральный директор Ford Джим Фарли честно признался Reuters: «Когда за последние пару месяцев ситуация на рынке действительно изменилась, это и стало для нас толчком к принятию этого решения». Переведу на человеческий язык: мы поняли, что идём не туда, когда уже было поздно разворачиваться без потерь.

Разбор полётов по деньгам

Давайте посмотрим, куда конкретно улетели эти $19,5 миллиардов. Около $8,5 миллиардов — это отмена запланированных моделей электромобилей. Разработка, прототипы, подготовка производства. Всё коту под хвост.

Ещё $6 миллиардов связаны с расторжением совместного предприятия по производству батарей с южнокорейской компанией SK On. Там вообще отдельная драма. Строили завод в Кентукки, нанимали людей, закупали оборудование. Теперь придётся массово увольнять сотрудников. Ford обещает потом нанять тысячи человек на производство гибридов, но это слабое утешение для тех, кто сейчас останется без работы.

И $5 миллиардов пошли на то, что компания деликатно назвала «расходами, связанными с программой». Я подозреваю, что это эвфемизм для всякой неприятной бюрократии: штрафы, компенсации, закрытие контрактов.

Новая стратегия: 50% на 50%

Теперь в Ford заявляют, что к 2030 году доля гибридов, электромобилей с увеличенным запасом хода и чистых электрокаров в глобальном портфеле достигнет 50%. Сейчас эта цифра составляет всего 17%.

Звучит амбициозно, но у меня вопрос: а не повторят ли они ту же ошибку? Не погонятся ли снова за трендом, который через пару лет окажется ложным? Помните, как все хотели дизели, потом их объявили исчадием ада? Как все верили в водород, потом про него забыли?

Я не говорю, что гибриды — это плохо. Наоборот, технология рабочая и проверенная. Но меня напрягает эта тенденция в автопроме: сначала все несутся в одну сторону, потом резко разворачиваются и бегут в другую. А посередине остаются горы списанных активов и уволенные люди.

Политика Трампа как катализатор

Нельзя не упомянуть политический фактор. Администрация Трампа свернула многие программы поддержки электромобилей, которые были при предыдущем президенте. Субсидии урезали, налоговые льготы отменили. И сразу стало ясно: без государственной поддержки массовый рынок электрокаров в США просто не взлетит.

Люди покупали Tesla и другие электромобили не только из-за экологических убеждений. Многие брали их потому, что государство давало несколько тысяч долларов скидки. Убрали скидку — пропал смысл переплачивать за технологию, которая создаёт больше проблем, чем решает.

Что дальше?

Ford обещает сосредоточиться на бензиновых и гибридных моделях. По сути, возвращение к истокам. Только теперь с примесью электрификации там, где это действительно имеет смысл.

Списание активов будет растянуто во времени: часть произошла в четвёртом квартале прошлого года, остальное распределят до 2027 года. Это значит, что компания будет ещё несколько лет «переваривать» последствия неудачной ставки на электрификацию.

Мне это напоминает историю с АвтоВАЗом и попытками создать «российский электромобиль». Помните Искру? Сколько шума было, сколько денег вложили. А в итоге что? Правильно, ничего. Потому что нельзя просто взять и создать успешный электромобиль, если для этого нет ни инфраструктуры, ни компетенций, ни реального спроса.

Ford хотя бы вовремя остановился и признал ошибку. Это уже достижение. Многие компании продолжают гнуть свою линию до полного краха. Вспомните Nokia, которая упорно делала кнопочные телефоны, когда весь мир перешёл на сенсорные экраны.

Электромобили — это будущее? Возможно. Но явно не такое ближайшее, как казалось пять лет назад. А пока что победа за гибридами и классическими бензиновыми моторами, которые научились быть экономичными и относительно чистыми. И $19,5 миллиардов списанных активов Ford — это напоминание всем производителям: не спешите хоронить ДВС, он ещё поживёт.

Советую почитать:

Спасибо, что дочитали до конца. Если у Вас есть, что добавить, пишите в комментариях! Поддержите лайком.