Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Как рыцари у голубей средневековые письма отбирали.

А потом, благородный рыцарь написал письмо своей возлюбленной, в котором просил свою прекрасную даму дождаться его из похода и, привязав к самому быстрому голубю, отправил его в путь, провожая полет серого посланника молитвами к Господу и Пресвятой Деве Марии. А злой и коварный барон, который сам хотел жениться на даме его сердца, узнав, что быстрый голубь понес в далекий замок письмо, приказал своим сокольничим выехать под стены замка, где томилась прекрасная дева и пускать соколов, чтобы настигли они голубя, и послание не достигло своей цели. Так, ну или примерно так представляю себе наши с тобой современники средневековую почту. Потому что, ну а как иначе? Поездов нет, самолетов тоже во времена Средневековья не завезли, и даже ямщики - это что-то уже из совсем другой эпохи. Ну вот, путем такого нехитрого исключения остаются голуби. Ну, может, еще немного гонцы. Не спорю, картинка голубиной почты средневековья получается симпатичной и весьма колоритной. Замки, башни, большие стрельча

А потом, благородный рыцарь написал письмо своей возлюбленной, в котором просил свою прекрасную даму дождаться его из похода и, привязав к самому быстрому голубю, отправил его в путь, провожая полет серого посланника молитвами к Господу и Пресвятой Деве Марии. А злой и коварный барон, который сам хотел жениться на даме его сердца, узнав, что быстрый голубь понес в далекий замок письмо, приказал своим сокольничим выехать под стены замка, где томилась прекрасная дева и пускать соколов, чтобы настигли они голубя, и послание не достигло своей цели.

Так, ну или примерно так представляю себе наши с тобой современники средневековую почту. Потому что, ну а как иначе? Поездов нет, самолетов тоже во времена Средневековья не завезли, и даже ямщики - это что-то уже из совсем другой эпохи. Ну вот, путем такого нехитрого исключения остаются голуби. Ну, может, еще немного гонцы.

Не спорю, картинка голубиной почты средневековья получается симпатичной и весьма колоритной. Замки, башни, большие стрельчатые окна и голуби, несущиеся изо всех сил мимо балконов, на которых дама, или другой, значительно менее прекрасный адресат, заждался уже письма от кого-то очень важного. Вот только это прекрасная картинка к Средневековью отношение имеет чуть менее чем никакое. Почта в те далекие времена рыцарей, королей и принцесс работала по совершенно другому принципу. По какому? Давайте разбираться.

Голубя поймать и зажарить. Письмо в костер!
Голубя поймать и зажарить. Письмо в костер!

И для начала необходимо поставить точку в истории с почтовыми голубями. На сколько-нибудь постоянной основе, голубиную почту стали использовать только в начале XIX века в Голландии. А первые специально натренированные на доставку писем птицы появились и вовсе только во второй половине XIX века, во время франко-прусской войны. До этого момента голубиной почты в Европе просто не существовало.

И тут не нужно пенять на косность и дремучесть средневековых европейцев. На самом деле голуби и во всем остальном мире практически не использовались для почтовых отправлений. Вернее, конечно, использовались время от времени, но это всегда была местная самодеятельность, к которой прибегали отчаявшиеся люди в те моменты, когда нормальная почта переставала работать.

Так было с Цезарем, который, судя по его же собственным воспоминаниям, дважды использовал голубей во время Галльской войны. В тех же условиях, по воспоминаниям Плиния Старшего, голубиной почтой пользовался комендант осажденной Медины Деций Брут. А в более позднее время, и Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин, попавший в жернова наступающих Амрий рыцарей Христа, так же потеряв возможность отправлять письма нормальным способом, использовал привезенных ему почтовых голубей.

В общем, голубиная почта к началу Средневековья была не то чтобы неизвестна европейцам, просто не пользовалась популярностью по множеству причин, основной из которых была крайне высокая вероятность потери послания и невозможность хоть как-то управлять судьбой своего послания. Проблем у службы средневековых авиасообщений на самом деле было значительно больше, но даже этих двух хватало для того, чтобы использовать намного более надежные и стабильные способы доставки корреспонденции. Самым популярным из которых был случайный попутчик.

По братски, донеси письмо до Генуи!
По братски, донеси письмо до Генуи!

Да, дорогой друг, именно так. Чаще всего почтальоном в Средневековье становился едущий в нужный тебе город знакомый. Ну, или знакомый знакомого, про которого говорили, что он верный и надежный человек. Понятно, что никаких гарантий скорости и точности доставки эта система не предполагала. Но, тем не менее, работала исправно со времен "варварских королевств" и до самого позднего Средневековья, когда была понемногу вытеснена более совершенными способами отправки корреспонденции.

Более того, за восемь веков, эту систему несколько раз пытались улучшить законодательно. А король франков Хлодвиг, увлеченный строительством Франкского королевства в начале VI века, так и вовсе приказал платить таким людям за доставку. А если они, получив деньги, письмо не доставляли, требовать с них по закону денежную компенсацию.

Но, судя по всему, ни одна из попыток более или менее упорядочить эту самую распространённую и одновременно самую нестабильную из почтовых служб Средневековья успехом не увенчалась. Но оно и понятно: зачем все эти сложности, если и без них письма доставляются почти всегда. Да, не быстро. да, такого путешественника могут перехватить разбойники и голодные волки, но на то воля Господня. Зато недорого. Ну и в крайнем случае, можно будет написать еще одно письмо и отправить его со следующим надежным человеком.

Чертовы санитары леса. И куда в XIII веке податься честному почтальону?
Чертовы санитары леса. И куда в XIII веке податься честному почтальону?

Вторым по популярности способом отправки корреспонденции, стали появившиеся к временам Карла Великого в приемлемом количестве торговые караваны и обозы. Европейские торговые пути понемногу оживали, и вполне естественно, что люди, собиравшие и водившие караваны, за небольшую плату могли брать и брали попутные грузы. И вот это был уже намного более надежный способ донести до потенциального получателя свои мысли, перенесенные на бумагу.

Караваны, в отличие от путешественников, заметно реже попадали в неприятности, просто потому, что обычно их охраняли, да и сами купцы и их люди были вооружены. Так же чрезвычайно благотворно на вероятность того, что письмо попадет в нужные руки, влияло честное имя купца и его широкая известность. Ну, по крайней мере, в том регионе, где он торговал, или держал лавки. Одним словом, всем этот способ доставки почты был лучше. Вот только скорость его, как и в первом случае, была, мягко говоря, невысокой.

Как и обычный путник, торговый обоз двигался со скоростью пешехода, ну, вернее, осла, на которых до самого XIII века и возили в основном товары. А значит, за день такой двуногий или полноприводной четырехкопытный почтальон проходил километров двадцать, что обеспечивало просто невероятную скорость доставки почтовой корреспонденции. Например, от Руана до Бордо письмо могло идти месяц, или два. И это если очень повезет.

Не хотите чтонибудь купить? Кстати вам письмо.
Не хотите чтонибудь купить? Кстати вам письмо.

Впрочем, уже к XIII веку любители отправлять письма с торговой почтой вздохнули с заметным облегчением. Купцы, стали понемногу объединяться в большие торговые дома и караваны, и обозы этих крупных торговых корпораций стали собираться с учетом их скорости. Большую часть пути товары и письма перевозились на лошадях, что сильно ускорило их доставку до адресата.

Самыми же нетерпеливыми оказались цеха мясников. Они, озабоченные сохранностью своего скоропортящегося товара, так и вовсе стали использовать речные суда, увеличив таким образом, расстояние, проходящее караваном до тридцати, а иногда и до сорока километров в день. Хотя, конечно, случилось это уже во времена позднего Средневековья. А до тех пор, желающим получить быструю и безопасную связь с человеком, находящимся на другой стороне королевства, приходилось обращаться к Святой Католической Церкви.

Вооот такого размера письмо надо доставить.
Вооот такого размера письмо надо доставить.

Да, дорогой друг, одним из самых надежных и быстрых способов доставки почты в Средние Века были монастыри и церкви христианской Европы. Священники не просто постоянно куда-то перемещались и что-то с собой везли по паршивым средневековым дорогам, но и делали это сравнительно быстро. И тут не нужно думать, что письма, приказы и прочие бумаги между монастырями и соборами возил толстый лысый священник на маленьком ленивом ослике. На роль посланника выбирался молодой и сильный монах, способный пару дней продержаться в седле, а если нужно, то и объяснить особо глупому и жадному разбойнику, что священный догмат "око за око" никто не отменял.

Фактически, христианская церковь, имея финансовые возможности и занимая в европейских королевствах особое положение, уже в XI веке попыталась воссоздать полноценный институт гонцов и курьеров, но по какой-то причине так и не преуспела в этом. Впрочем, до самого XVI века странствующие монахи и церковные посланники оставались, пожалуй, самым надежным средством передачи писем на любые расстояния. Отдав в их руки свиток или запечатанный лист бумаги, ты мог быть почти точно уверен в том, что через несколько недель, ну или месяцев, если дорога до твоего адресата длинна и извилиста, твое письмо попадет ему в руки. Даже если для этого придётся добраться из Бордо до самой Праги. И да, чуть не забыл, пожертвование можно оставить прямо на алтаре, или отдать святому отцу, стоящему на выходе.

Поедешь в Прагу, Повезешь письмо.
Поедешь в Прагу, Повезешь письмо.

Двумя веками позже, точно ту же схему, так и не заработавшую нормально у христианской церкви, попытались взять на вооружение первые европейские университеты. Точно так же, как и клирикам, ученым было необходимо обмениваться большим количеством информации, которая в те далекие времена существовала исключительно на бумажных носителях. А значит, нужны были специальные люди, способные эти бумажные носители перевозить с места на место. Поэтому, совершенно естественным образом к середине классического Средневековья в Европе появляются курьеры, состоящие на службе у университетов. И, конечно же, кроме научной корреспонденции, они почти сразу стали возить и личную почту.

Немного поконкурировав с отлаженной уже к этому времени церковной и торговой почтой, быстроногие посланники научного мира нашли свою нишу в системе почтовых перевозок, в которой и остались до самого Нового Времени. Не снискав, впрочем, в амплуа почтальонов большой известности и народной любви. Почему? Да по той же причине, что и во всех предыдущих случаях. Университетские курьеры, так же как и странствующие монахи и купеческие караваны, занимались в первую очередь своими прямыми обязанностями. А доставка почты - это все, конечно, важно, интересно и даже приносит прибыль. Но всё-таки глубоко вторично.

А этот рецепт филосовского камня, срочно нужно доставить в Париж!
А этот рецепт филосовского камня, срочно нужно доставить в Париж!

Первыми же настоящими почтальонами стали, как не трудно догадаться, королевские гонцы. Вернее, не только королевские. Практически вся высшая аристократия, более или менее постоянно использовала гонцов с самого начала классического Средневековья. Понятно, что концепция гонцов и раньше была известна и любима королями, герцогами и прочими маркграфами, но именно к XII веку образ вооруженного посыльного полностью сложился и был встроен в феодальные реалии.

Необходимо заметить, что "гонец", точно так же, как и "рыцарь" было понятием несколько более широким, чем просто обозначение человека. Так же, как и в случае с военной аристократией, это было в первую очередь обозначение функции, а не человека. То есть, когда Его Величество отправлял к кому-то гонца, это значило, что в путь отправлялся не один человек, а спаянная группа коллег по опасному бизнесу. И сколько их было, так сразу сказать невозможно. Вот, например, когда королю Франции потребовалось доставить письмо в Тулузу, а это без малого восемьсот километров средневековых дорог, в путь отправилось шесть человек. Собственно, благородный юноша, что вез письмо, два его спутника, слуга и еще двое неназванных людей, выполнявших роль охраны, проводников или, может быть, конюших.

Вся эта история королевских гонцов была совершенно точно не простой и затратной, но скорость, с которой эти парни доставляли почту, компенсировала вообще любые неудобства. То письмо, кстати, добралось в Тулузу всего за три с небольшим недели. То есть, вдвое быстрее, чем его доставил бы торговый караван и обогнав в полтора раза церковного или университетского гонца. Новейшие технологии. Что тут сказать.

Посторонитесь. Что не видите, королевкий гонец скачет.
Посторонитесь. Что не видите, королевкий гонец скачет.

К XIV веку, посмотрев на то, как прекрасно работают королевские гонцы, крупные европейские города начинают понимать необходимость в такой же быстрой и надежной почте. И немедленно вводят в штат городских служб наемных посыльных. Этим парням полагается понедельная оплата и отдельная премия за каждую срочную поездку. И вот они становятся первыми настоящими почтальонами средневековой Европы.

Кроме писем, они доставляют так же и посылки, за которые несут ответственность вместе с городским советом перед честными горожанами, оплатившими эту отправку. В самом начале, точно также как и королевским гонцам, городским курьерам полагалась охрана, Но скоро стало понятно, что совершенно это лишние траты, а лучшей защитой посыльного являются быстрые ноги и хорошая лошадь.

Кстати, в отличие от церковной и королевской почты, городские гонцы долгое время не могли доставлять почту далеко. До самого конца Средних Веков, города с почтовыми службами, а их уже к XV веку было более полудюжины, так и не сумели договориться о совместном использовании конного состава и почтовых станций. А это значило, что дальность и скорость доставки важных документов и писем ограничивалась выносливостью каждой отдельно взятой лошади. Впрочем, даже в таком виде это была вполне себе нормально действующая почтовая служба. А все потому, что доставка корреспонденции была для нее главной и основной задачей, а не сопутствующими услугами, которыми можно, конечно, заняться, но можно и наплевать.

Вам письмо!
Вам письмо!

И вот в таком примерно перемешанном и малоуправляемом состоянии и существовала почта со времен эпохи "варварских королевств" и до самого последнего дня "осени Средневековья". Иногда более, а иногда менее хорошо справляясь с поставленными перед ней задачами. И что характерно, никаких голубей в ее штате замечено не было. Такие дела.