А потом, благородный рыцарь написал письмо своей возлюбленной, в котором просил свою прекрасную даму дождаться его из похода и, привязав к самому быстрому голубю, отправил его в путь, провожая полет серого посланника молитвами к Господу и Пресвятой Деве Марии. А злой и коварный барон, который сам хотел жениться на даме его сердца, узнав, что быстрый голубь понес в далекий замок письмо, приказал своим сокольничим выехать под стены замка, где томилась прекрасная дева и пускать соколов, чтобы настигли они голубя, и послание не достигло своей цели.
Так, ну или примерно так представляю себе наши с тобой современники средневековую почту. Потому что, ну а как иначе? Поездов нет, самолетов тоже во времена Средневековья не завезли, и даже ямщики - это что-то уже из совсем другой эпохи. Ну вот, путем такого нехитрого исключения остаются голуби. Ну, может, еще немного гонцы.
Не спорю, картинка голубиной почты средневековья получается симпатичной и весьма колоритной. Замки, башни, большие стрельчатые окна и голуби, несущиеся изо всех сил мимо балконов, на которых дама, или другой, значительно менее прекрасный адресат, заждался уже письма от кого-то очень важного. Вот только это прекрасная картинка к Средневековью отношение имеет чуть менее чем никакое. Почта в те далекие времена рыцарей, королей и принцесс работала по совершенно другому принципу. По какому? Давайте разбираться.
И для начала необходимо поставить точку в истории с почтовыми голубями. На сколько-нибудь постоянной основе, голубиную почту стали использовать только в начале XIX века в Голландии. А первые специально натренированные на доставку писем птицы появились и вовсе только во второй половине XIX века, во время франко-прусской войны. До этого момента голубиной почты в Европе просто не существовало.
И тут не нужно пенять на косность и дремучесть средневековых европейцев. На самом деле голуби и во всем остальном мире практически не использовались для почтовых отправлений. Вернее, конечно, использовались время от времени, но это всегда была местная самодеятельность, к которой прибегали отчаявшиеся люди в те моменты, когда нормальная почта переставала работать.
Так было с Цезарем, который, судя по его же собственным воспоминаниям, дважды использовал голубей во время Галльской войны. В тех же условиях, по воспоминаниям Плиния Старшего, голубиной почтой пользовался комендант осажденной Медины Деций Брут. А в более позднее время, и Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин, попавший в жернова наступающих Амрий рыцарей Христа, так же потеряв возможность отправлять письма нормальным способом, использовал привезенных ему почтовых голубей.
В общем, голубиная почта к началу Средневековья была не то чтобы неизвестна европейцам, просто не пользовалась популярностью по множеству причин, основной из которых была крайне высокая вероятность потери послания и невозможность хоть как-то управлять судьбой своего послания. Проблем у службы средневековых авиасообщений на самом деле было значительно больше, но даже этих двух хватало для того, чтобы использовать намного более надежные и стабильные способы доставки корреспонденции. Самым популярным из которых был случайный попутчик.
Да, дорогой друг, именно так. Чаще всего почтальоном в Средневековье становился едущий в нужный тебе город знакомый. Ну, или знакомый знакомого, про которого говорили, что он верный и надежный человек. Понятно, что никаких гарантий скорости и точности доставки эта система не предполагала. Но, тем не менее, работала исправно со времен "варварских королевств" и до самого позднего Средневековья, когда была понемногу вытеснена более совершенными способами отправки корреспонденции.
Более того, за восемь веков, эту систему несколько раз пытались улучшить законодательно. А король франков Хлодвиг, увлеченный строительством Франкского королевства в начале VI века, так и вовсе приказал платить таким людям за доставку. А если они, получив деньги, письмо не доставляли, требовать с них по закону денежную компенсацию.
Но, судя по всему, ни одна из попыток более или менее упорядочить эту самую распространённую и одновременно самую нестабильную из почтовых служб Средневековья успехом не увенчалась. Но оно и понятно: зачем все эти сложности, если и без них письма доставляются почти всегда. Да, не быстро. да, такого путешественника могут перехватить разбойники и голодные волки, но на то воля Господня. Зато недорого. Ну и в крайнем случае, можно будет написать еще одно письмо и отправить его со следующим надежным человеком.
Вторым по популярности способом отправки корреспонденции, стали появившиеся к временам Карла Великого в приемлемом количестве торговые караваны и обозы. Европейские торговые пути понемногу оживали, и вполне естественно, что люди, собиравшие и водившие караваны, за небольшую плату могли брать и брали попутные грузы. И вот это был уже намного более надежный способ донести до потенциального получателя свои мысли, перенесенные на бумагу.
Караваны, в отличие от путешественников, заметно реже попадали в неприятности, просто потому, что обычно их охраняли, да и сами купцы и их люди были вооружены. Так же чрезвычайно благотворно на вероятность того, что письмо попадет в нужные руки, влияло честное имя купца и его широкая известность. Ну, по крайней мере, в том регионе, где он торговал, или держал лавки. Одним словом, всем этот способ доставки почты был лучше. Вот только скорость его, как и в первом случае, была, мягко говоря, невысокой.
Как и обычный путник, торговый обоз двигался со скоростью пешехода, ну, вернее, осла, на которых до самого XIII века и возили в основном товары. А значит, за день такой двуногий или полноприводной четырехкопытный почтальон проходил километров двадцать, что обеспечивало просто невероятную скорость доставки почтовой корреспонденции. Например, от Руана до Бордо письмо могло идти месяц, или два. И это если очень повезет.
Впрочем, уже к XIII веку любители отправлять письма с торговой почтой вздохнули с заметным облегчением. Купцы, стали понемногу объединяться в большие торговые дома и караваны, и обозы этих крупных торговых корпораций стали собираться с учетом их скорости. Большую часть пути товары и письма перевозились на лошадях, что сильно ускорило их доставку до адресата.
Самыми же нетерпеливыми оказались цеха мясников. Они, озабоченные сохранностью своего скоропортящегося товара, так и вовсе стали использовать речные суда, увеличив таким образом, расстояние, проходящее караваном до тридцати, а иногда и до сорока километров в день. Хотя, конечно, случилось это уже во времена позднего Средневековья. А до тех пор, желающим получить быструю и безопасную связь с человеком, находящимся на другой стороне королевства, приходилось обращаться к Святой Католической Церкви.
Да, дорогой друг, одним из самых надежных и быстрых способов доставки почты в Средние Века были монастыри и церкви христианской Европы. Священники не просто постоянно куда-то перемещались и что-то с собой везли по паршивым средневековым дорогам, но и делали это сравнительно быстро. И тут не нужно думать, что письма, приказы и прочие бумаги между монастырями и соборами возил толстый лысый священник на маленьком ленивом ослике. На роль посланника выбирался молодой и сильный монах, способный пару дней продержаться в седле, а если нужно, то и объяснить особо глупому и жадному разбойнику, что священный догмат "око за око" никто не отменял.
Фактически, христианская церковь, имея финансовые возможности и занимая в европейских королевствах особое положение, уже в XI веке попыталась воссоздать полноценный институт гонцов и курьеров, но по какой-то причине так и не преуспела в этом. Впрочем, до самого XVI века странствующие монахи и церковные посланники оставались, пожалуй, самым надежным средством передачи писем на любые расстояния. Отдав в их руки свиток или запечатанный лист бумаги, ты мог быть почти точно уверен в том, что через несколько недель, ну или месяцев, если дорога до твоего адресата длинна и извилиста, твое письмо попадет ему в руки. Даже если для этого придётся добраться из Бордо до самой Праги. И да, чуть не забыл, пожертвование можно оставить прямо на алтаре, или отдать святому отцу, стоящему на выходе.
Двумя веками позже, точно ту же схему, так и не заработавшую нормально у христианской церкви, попытались взять на вооружение первые европейские университеты. Точно так же, как и клирикам, ученым было необходимо обмениваться большим количеством информации, которая в те далекие времена существовала исключительно на бумажных носителях. А значит, нужны были специальные люди, способные эти бумажные носители перевозить с места на место. Поэтому, совершенно естественным образом к середине классического Средневековья в Европе появляются курьеры, состоящие на службе у университетов. И, конечно же, кроме научной корреспонденции, они почти сразу стали возить и личную почту.
Немного поконкурировав с отлаженной уже к этому времени церковной и торговой почтой, быстроногие посланники научного мира нашли свою нишу в системе почтовых перевозок, в которой и остались до самого Нового Времени. Не снискав, впрочем, в амплуа почтальонов большой известности и народной любви. Почему? Да по той же причине, что и во всех предыдущих случаях. Университетские курьеры, так же как и странствующие монахи и купеческие караваны, занимались в первую очередь своими прямыми обязанностями. А доставка почты - это все, конечно, важно, интересно и даже приносит прибыль. Но всё-таки глубоко вторично.
Первыми же настоящими почтальонами стали, как не трудно догадаться, королевские гонцы. Вернее, не только королевские. Практически вся высшая аристократия, более или менее постоянно использовала гонцов с самого начала классического Средневековья. Понятно, что концепция гонцов и раньше была известна и любима королями, герцогами и прочими маркграфами, но именно к XII веку образ вооруженного посыльного полностью сложился и был встроен в феодальные реалии.
Необходимо заметить, что "гонец", точно так же, как и "рыцарь" было понятием несколько более широким, чем просто обозначение человека. Так же, как и в случае с военной аристократией, это было в первую очередь обозначение функции, а не человека. То есть, когда Его Величество отправлял к кому-то гонца, это значило, что в путь отправлялся не один человек, а спаянная группа коллег по опасному бизнесу. И сколько их было, так сразу сказать невозможно. Вот, например, когда королю Франции потребовалось доставить письмо в Тулузу, а это без малого восемьсот километров средневековых дорог, в путь отправилось шесть человек. Собственно, благородный юноша, что вез письмо, два его спутника, слуга и еще двое неназванных людей, выполнявших роль охраны, проводников или, может быть, конюших.
Вся эта история королевских гонцов была совершенно точно не простой и затратной, но скорость, с которой эти парни доставляли почту, компенсировала вообще любые неудобства. То письмо, кстати, добралось в Тулузу всего за три с небольшим недели. То есть, вдвое быстрее, чем его доставил бы торговый караван и обогнав в полтора раза церковного или университетского гонца. Новейшие технологии. Что тут сказать.
К XIV веку, посмотрев на то, как прекрасно работают королевские гонцы, крупные европейские города начинают понимать необходимость в такой же быстрой и надежной почте. И немедленно вводят в штат городских служб наемных посыльных. Этим парням полагается понедельная оплата и отдельная премия за каждую срочную поездку. И вот они становятся первыми настоящими почтальонами средневековой Европы.
Кроме писем, они доставляют так же и посылки, за которые несут ответственность вместе с городским советом перед честными горожанами, оплатившими эту отправку. В самом начале, точно также как и королевским гонцам, городским курьерам полагалась охрана, Но скоро стало понятно, что совершенно это лишние траты, а лучшей защитой посыльного являются быстрые ноги и хорошая лошадь.
Кстати, в отличие от церковной и королевской почты, городские гонцы долгое время не могли доставлять почту далеко. До самого конца Средних Веков, города с почтовыми службами, а их уже к XV веку было более полудюжины, так и не сумели договориться о совместном использовании конного состава и почтовых станций. А это значило, что дальность и скорость доставки важных документов и писем ограничивалась выносливостью каждой отдельно взятой лошади. Впрочем, даже в таком виде это была вполне себе нормально действующая почтовая служба. А все потому, что доставка корреспонденции была для нее главной и основной задачей, а не сопутствующими услугами, которыми можно, конечно, заняться, но можно и наплевать.
И вот в таком примерно перемешанном и малоуправляемом состоянии и существовала почта со времен эпохи "варварских королевств" и до самого последнего дня "осени Средневековья". Иногда более, а иногда менее хорошо справляясь с поставленными перед ней задачами. И что характерно, никаких голубей в ее штате замечено не было. Такие дела.