Найти в Дзене
Blackwood history

Истории про историю. Размеры средневековой Европы.

Средневековая Европа была огромна. Бескрайние поля и виноградники, церкви и монастыри, широкие реки, петляющие между многолюдных городов и величественных замков. Но как бы не была она велика, все эти труды рук человеческих, терялись среди бескрайних просторов и непроходимых лесов, простирающихся от Лиссабона до Старой Ладоги. Ну, по крайней мере, именно эту картину рисуют нам хронисты тех далеких времен. Но с другой стороны. Мы все знаем, что по большому счету Европа очень невелика. Например, от Амьена, города на самом севере Франции, до Лурда, что расположился у ее южных границ, расстояние по прямой всего восемьсот километров без малого, а от Лиссабона до Праги всего лишь вдвое дальше. Добраться же от восточной границы средневековой Европы до побережья Атлантического океана, при некотором желании можно вообще буквально за двое суток. Так о какой вообще большой средневековой Европе может идти речь? Особенно с точки зрения жителя восточных областей России XXI века, где съездить за восем

Средневековая Европа была огромна. Бескрайние поля и виноградники, церкви и монастыри, широкие реки, петляющие между многолюдных городов и величественных замков. Но как бы не была она велика, все эти труды рук человеческих, терялись среди бескрайних просторов и непроходимых лесов, простирающихся от Лиссабона до Старой Ладоги. Ну, по крайней мере, именно эту картину рисуют нам хронисты тех далеких времен. Но с другой стороны.

Мы все знаем, что по большому счету Европа очень невелика. Например, от Амьена, города на самом севере Франции, до Лурда, что расположился у ее южных границ, расстояние по прямой всего восемьсот километров без малого, а от Лиссабона до Праги всего лишь вдвое дальше. Добраться же от восточной границы средневековой Европы до побережья Атлантического океана, при некотором желании можно вообще буквально за двое суток. Так о какой вообще большой средневековой Европе может идти речь? Особенно с точки зрения жителя восточных областей России XXI века, где съездить за восемь сотен километров к другу на День Рождения, даже без всяких самолетов и скоростных поездов, событие насквозь привычное.

Что тут сказать. Скорее всего, все дело в магии и колдовстве. Потому что никак иначе невозможно объяснить то, что средневековые футы, мили и лиги восемь веков назад были намного длиннее современных миль и километров. Ну и, конечно, только черной волшбой можно объяснить и то, что событий и приключений на каждую лигу пути в Средние века приходилось значительно больше, чем даже теоретически может произойти с современным путешественником.

Так что же случилось с той неизвестно куда исчезнувшей бескрайней Европой, существовавшей во времена рыцарей, королей и принцесс? Давайте посмотрим на нее повнимательнее. И начнем, пожалуй, с людей, что ее населяли.

Начнем как обычно с людей.
Начнем как обычно с людей.

Даже в самые лучшие времена классического Средневековья, в конце XII - началу XIII века, когда климат уже позволял собирать местами два урожая в году, а очередная волна "черной смерти" еще не добралась до северо-запада континента, после нескольких десятков лет приличных урожаев подряд, численность населения Европы едва ли достигала ста миллионов человек.

И это, прошу заметить, мы говорим обо всей "Большой Европе", простирающейся от славянских земель до Иберийского полуострова. В Английском королевстве, в те времена проживало менее пяти миллионов, в итальянских государствах, включающих в себя земли от Южных Альп до Сицилии и Сардинии, меньше десяти миллионов. Даже в крупнейшем государстве средневековой Европы Франции, население едва перевалило за пятнадцать миллионов.

Казалось бы, что сто миллионов человек - это, в общем-то, немало. И это действительно так, если смотреть на всех этих людей с современной точки зрения, когда к каждому человеку прилагается инфраструктура, транспорт и всякие прочие службы, которые помогают ему комфортно устроиться в непростом современном мире. Если же говорить о Средневековье, то вся эта история выглядела немного по-другому.

От замка до замка - неделя пути по кривым дорогам.
От замка до замка - неделя пути по кривым дорогам.

Главный город средневековой Европы - Париж, который к началу XIII века населяло около восьмидесяти тысяч человек, вполне себе помещался на площади в 380 гектаров и отлично вписывался в круг чуть более двух километров в диаметре. Ну, понятно, что вокруг него роились постройки, усадьбы и постоялые дворы, раздвигая границы человеческого жилья на заметно большие расстояния. А за всеми этими загородными постройками начинались еще поля и виноградники. Но.

Уже в двадцати километрах от центра Парижа можно было встретить вполне себе глухие леса, в которых в те далекие времена водились взаправдашние бандиты, промышлявшие грабежом неосторожных путников и купцов, решивших сэкономить на охране. В этих местах не встречалось ни ферм, ни хуторов, ни обработанных земель. И это, попрошу заметить, фактически в двух шагах от столицы крупнейшего и влиятельнейшего государства средневековой Европы.

Люди в те далекие времена, впрочем, как и сейчас, старались селиться поближе друг к другу. А так как было их намного меньше, потребности в комфорте их были сильно ниже, да и полезную площадь в поселениях каждый из них занимал заметно меньшую. Обжитых земель в Средние века было сравнительно немного. Поэтому расстояние от одного даже не очень крупного поселка до другого почти всегда было довольно большим. Не говоря уже о больших городах, отстоящих друг от друга на десятки лье.

Вот в сталице все ясно. А что за ее стенами....
Вот в сталице все ясно. А что за ее стенами....

И снова, казалось бы, ну что за смешные расстояния. Ну пятьдесят, ну шестьдесят, ну пускай сто километров. Даже по существующим только номинально средневековым дорогам, это в общем-то совсем немного. А вот это, это, дорогой друг, с какой стороны посмотреть.

Второй и главной причиной невероятных размеров средневековой Европы была как раз средневековая же логистика. Основным средством доставки товара на рубеже XII - XIII века был осел, развивавший максимальную скорость в груженом состоянии в три с половиной - четыре километра в час. Не сильно его обгоняла и лошадь под вьюком. Вол, впряженный в телегу, так и вовсе мог прошагать за час не более двух километров. Впрочем, у него было одно несомненное преимущество: за один раз он мог перевезти какое-то фантастическое количество груза. В общем, любой мало-мальски загруженный средневековый транспорт, особенно когда передвигался в составе торгового каравана, с большим трудом мог догнать обычного пешехода, идущего куда-то по своим пешеходным делам.

Поэтому за день, груженый обоз или торговый караван нечасто покрывал расстояние более двадцати - двадцати пяти километров. И вот на этом самом месте, необходимо вспомнить, что от города Амьена до Лурда по прямой чуть менее восьмисот километров. То есть, в реальности средневековой дорожной сети, чуть больше тысячи. А значит, даже самый быстрый и дисциплинированный караван, потратил бы на дорогу от Нормандии до южных границ Франции примерно полтора месяца. И весь этот путь, замечу, пролегал бы в пределах одного, хотя, конечно, и самого большого королевства XIII века.

Чувствуешь, дорогой друг, как в одно мгновение увеличилась средневековая Европа, превратившись из небольшого, в общем-то, объекта на глобусе в Терра Инкогнита?

Терра Инкогнита.
Терра Инкогнита.

Понятно, что пешеходы, а тем более всадники, могли бы проделывать этот путь заметно быстрее. Но пешеходы в этой вашей средневековой Европе сами по себе никуда не ходили. Потому что волки, разбойники и неухоженные лесные дороги. А присоединившись к каравану или другим путникам, даже лучший в мире марафонец начинал двигаться со скоростью самого медленного осла или вола.

Скорость всадника была, конечно, повыше. Посланники французского короля, например, проделали путь от Руана до Тулузы, а это чуть менее восьмисот километров по дорогам сомнительного качества, всего лишь за три с небольшим недели. И это был отличный результат. Правда, в процессе такого стремительного марша пришлось загнать несколько лошадей. Но чего не сделаешь во исполнение монаршей воли.

Даже одно, сравнительно небольшое по современным меркам королевство, было по-настоящему огромным для его жителей. Новости от одной его границы, с караванами и путниками могли добираться до противоположной реально неделями и месяцами. Даже король узнавал о том, что происходит в его землях, иногда с задержкой в несколько недель. Что уже говорить о людях менее благородных или вовсе каком-нибудь крестьянине, для которого границы мира заканчивались ближайшим крупным городом.

Товары, особенно если по пути не было рек, текущих в нужном направлении, находились в пути месяцами. А переселенцы, бегущие из областей, затронутых войной или голодом, так и вовсе могли не дойти до своей новой родины, потому что припасы заканчиваются очень быстро, а поле с пшеницей с собой захватить невозможно.

Но, впрочем, самые печальные отношения со средневековыми дорогами, расстояниями и логистикой вообще, были у тогдашних феодальных армий.

Вам письмо. Коенчно свежее. Всего пол года назад написанное.
Вам письмо. Коенчно свежее. Всего пол года назад написанное.

Все мы знаем, что армии, вне зависимости от состава и дисциплины, движутся всегда со скоростью самого медленного своего подразделения. И вот у средневековой армии таким подразделением был, конечно же, обоз. Главную тягловую силу которого, до конца XIII века составляли воловьи упряжки. И, казалось бы, ну в любом случае все это тыловое хозяйство не может двигаться медленнее какого-нибудь каравана. И, в общем-то, это утверждение было бы верным, если бы армии не было нужно фуражироваться.

Взять с собой достаточное для завершения даже небольшой компании количество припасов было невозможно. Особенно если война велась всерьез и на повестке дня стояли осады и дальние переходы. А это значило, что часть времени армия должна будет посвятить поискам еды, дров, корма для лошадей и множеству других крайне увлекательных мероприятий. Вроде разведки местности в поисках источников воды и удобных мест для стоянки. Что еще больше снижало скорость движения средневекового войска.

Мы совершенно точно знаем, например, что в сражении при Кресси, французы, встав лагерем в двадцати километрах от будущего поля боя, вышли к нему утром, и прибыли на рандеву к англичанам после четырех часов пополудни совершенно выдохшимися. То есть эти двадцать километров, по знакомым дорогам, армия Филлипа шла более восьми часов. Не будучи при этом скованной ни обозом, ни разведкой, ни фуражировкой. Что творилось с нормальной феодальной армией во время обычного перехода и с какой скоростью она вообще могла передвигаться по землям королевства, каждый может, в общем, прикинуть сам.

А если по дороге еще драться нужно....
А если по дороге еще драться нужно....

Вот так и получается, что не изменившаяся с XIII века в размерах ни на сантиметр средневековая Европа, была настолько больше Европы современной, что даже сравнивать их как-то странно. Несколько дней, а чаще даже несколько недель пути от одного небольшого городка до другого были совершенно обычным делом для жителей английского, французского или любого другого королевства.

Любое путешествие было нерядовым событием, которое ждали и к которому готовились. Феодальное ополчение, уходящее в поход на земли соседнего герцогства, отправлялось буквально за тридевять земель. А паломничество из Бретони в земли какой-нибудь Аквитании, где явились миру мощи святых, были настоящим подвигом веры. Ну, просто потому, что было неясно, вернёшься ли ты обратно до зимы, да и вернёшься ли вообще.

Вся средневековая история проходила, в общем-то, на довольно небольшом пространстве, отвоеванном к началу классического Средневековья людьми у Великого Леса, раскинувшегося по всей Евразии. И все эти великие сражения, королевские династии, замки, города и даже королевства существовали в огромном мире, наполненном чудесами, ужасами и неизвестными землями, путь до которых занимал долгие месяцы, а случалось и годы.

Земли полные неизвестных животных
Земли полные неизвестных животных

Впрочем, с каждым проходящим годом бескрайний мир, существовавший вокруг средневекового человека, становился меньше. Сначала волов и ослов заменили лошади. Немногим позже флот вольных городов еще больше ускорил движение людей и товаров в мире позднего средневековья. Людей и дорог становилось больше, глухих медвежьих углов меньше. А когда на горизонте замаячила Эпоха Великих географических открытий, бескрайнее Средневековье как-то незаметно исчезло, растворившись в новом мировом порядке. Оставив после себя только привкус старых легенд и сказаний о чудовищах, подвигах и героях.