Пока риторические баталии о «преждевременности» электромобилей в России продолжаются, рынок делает свой выбор — не словами, а инвестициями, бетоном и современным высокотехнологичным высоковольтным оборудованием.
25 декабря 2025 года в Москве, на улице 1-я Энтузиастов, состоялось символическое событие: торжественное открытие флагманского электрохаба «Лефортовский». Место действия и работы выбрано не случайно — хаб расположен на территории бывшей АЗС «Лукойл».
Это не просто зарядная станция. Это манифест в металле и киловаттах. 20 зарядных мест, каждое мощностью до 240 кВт, комфортабельная лаунж-зона для ожидания — таков новый формат «заправки». Участниками проекта стали ключевые игроки: сам «Лукойл», «Электрохаб», «Мосэнерго», «Энергия Москвы» и «Electro.cars». Такой консорциум — лучшее доказательство, что речь идёт не о точечной инициативе, а о стратегическом векторе развития.
Причём, здесь не будет проблемы с энергообеспечением хаба, так как зарядный комплекс запитывается от расположенной рядом ТЭС.
Детали, которые важнее громких заявлений:
- Мощность: До 240 кВт на пункт. Это означает, что даже электромобили с большими батареями могут получить существенный заряд за время, сравнимое с посещением кафе.
- Масштаб: 20 одновременно заряжающихся машин — это уровень современного европейского хаба, а не «пробный шар».
- Локация: Лефортово — рядом с центром города, плотная городская застройка, высокая транспортная нагрузка. Здесь ставят не для галочки, а для реальной работы.
Что на самом деле открылось в Лефортово?
Открылся прецедент. Ключевая нефтяная компания страны, «Лукойл», в партнёрстве с энергетиками и операторами зарядки, конвертирует свои активы. Бензоколонка, символ XX века, демонтирована. На её месте — инфраструктура века XXI.
Это прямой и недвусмысленный ответ на вопрос «а где они будут заряжаться?». Ответ: на заправках. На ваших привычных заправках. Только вместо шланга с бензином — мощный кабель с электричеством, а вместо магазина «у бордюра» — полноценная зона отдыха.
На открытие приехали владельцы всего спектра электромобилей — от глобальных Tesla и Rivian до растущего пула российских и китайских брендов: Li, «Москвич», Evolute, АТОМ, Voyah, Exlantix. Этот калейдоскоп марок — наглядная демонстрация формирующегося в стране разнообразного и живого EV-сообщества, для которого инфраструктура — кровеносная система.
Прогноз и значение:
«Лефортовский» — это первый, но не последний. За ним последуют другие. Логика рынка железная:
- Нефтяным компаниям нужно удержать клиента и монетизировать свои лучшие локации в новой реальности.
- Энергетикам нужно сглаживать пиковые нагрузки и продавать киловатты в новых точках потребления.
- Городу нужна чистая и тихая транспортная среда.
Таким образом, открытие этого хаба — это не про «ещё одну зарядку». Это про начало системной трансформации топливно-энергетического комплекса под нужды транспорта будущего.
Пока скептики цепляются за старые парадигмы, инфраструктура будущего вырастает на фундаменте инфраструктуры прошлого. И первый камень в этом новом фундаменте уже заложен — на улице 1-я Энтузиастов. Что в названии улицы, кстати, тоже прекрасный символ.
Приблизительное время чтения: 5 минут