Найти в Дзене
Будущее не в прошлом

История Китая в дорамах. Глава 4: Восточная Чжоу, эпоха Чуньцю [770-476 гг. до н.э.], таланты, создавшие Китай.

Китайской цивилизации по-прежнему везло — все более-менее развитые цивилизации, способные покорить Китай, жили где-то на краю света и даже не думали о том, чтобы отправиться в эти загадочные горы и долины. Видимо, они решили: «Ой, да ну его, этот Китай, пусть развиваются сами по себе без наших советов». (все статьи по теме в этой подборке) Варвары, конечно, не давали покоя китайцам, периодически устраивая набеги и даже одерживая крупные победы. Китайцы только крепче объединялись, как будто варвары были их партнерами для проверки своей состоятельности. Эпоха Чуньцю подарила китайской цивилизации две идеи, придавших политическую устойчивость власти на всё время династического Китая. Первую, наверно, знают все — миф о Небесном Мандате. Писал о нём многократно, и посмотреть о нём можно в дораме «Страж Дафэна». Но сам по себе этот миф мало что значил, он нужен был, чтобы поддерживать второй миф — о богоизбранном народе хуася и дарованных ему сакральных землях центральных равнин (позднее — с
Оглавление
Сунь Цзы перед битвой с Чу
Сунь Цзы перед битвой с Чу

Китайской цивилизации по-прежнему везло — все более-менее развитые цивилизации, способные покорить Китай, жили где-то на краю света и даже не думали о том, чтобы отправиться в эти загадочные горы и долины. Видимо, они решили: «Ой, да ну его, этот Китай, пусть развиваются сами по себе без наших советов».

(все статьи по теме в этой подборке)

История через призму дорам | Будущее не в прошлом | Дзен

Варвары, конечно, не давали покоя китайцам, периодически устраивая набеги и даже одерживая крупные победы. Китайцы только крепче объединялись, как будто варвары были их партнерами для проверки своей состоятельности.

Бытие феодализма и сознание Небесного Мандата

Эпоха Чуньцю подарила китайской цивилизации две идеи, придавших политическую устойчивость власти на всё время династического Китая. Первую, наверно, знают все — миф о Небесном Мандате. Писал о нём многократно, и посмотреть о нём можно в дораме «Страж Дафэна».

Но сам по себе этот миф мало что значил, он нужен был, чтобы поддерживать второй миф — о богоизбранном народе хуася и дарованных ему сакральных землях центральных равнин (позднее — срединных земель). Где-то уже такое слышали? Сознательно сделал аллюзию на известный богоизбранный народ Средиземноморья, которому не повезло появиться на перекрестке дорог великих цивилизаций древности.

Этот нарратив редко упоминается в исторических трудах (но упоминается) просто потому, что никто особо не оспаривал доминирование Китая в регионе, но эта мысль сыграла важнейшую роль как в объединении в империю, так и в отношениях с другими государствами с позиции «мы (китайцы) — центр мира, и все остальные...». Кстати, многие китайские мыслители того времени (включая Конфуция) отталкивались от этой догмы в своих учениях.

-2

Еще в предыдущую эпоху Западной Чжоу в тогдашнем Китае сложился вполне себе продвинутый феодализм с независимыми от центральной власти герцогствами, и это могло закончиться как в Европе (и в какой-то момент так и было): создание кучки независимых государств. НО идея единого народа, живущего под властью Сына Неба, снова и снова собирала хуася (ханьцев) в едином государстве. Коммунистический Китай, думаю, тоже пока живет идеями великой китайской цивилизации, но отношение к народам почти утратило оттенки национализма, как это было у Чан Кайши.

Большим плюсом китайского феодализма была жесткая конкуренция между герцогствами, что стало «точильным камнем» цивилизации. Каждый правитель думал, как бы обогатить свой удел и как создать такую армию, чтобы урвать кусок у соседей. Те, кто об этом не думал, оказывались в списке меню. Этот момент прекрасно показан в дораме «Жизнеописание Сунь Цзы», причем в достоверных исторических декорациях.

Подарок от Шан династии Чжоу: китайские «стратеги»

Все-таки есть у династии Шан ореол пришлого загадочного народа, так и не ставшего родным для китайской цивилизации. После поражения от Чжоу народ Шан, как ни странно, оставался очень востребованным. Оказывается, они знали нечто секретное и важное для новой власти. Во-первых, были просто образованными и знали письменность, чтобы учить остальных. Во-вторых, хранили технологи высококачественной бронзы и ее обработки. В-третьих, умели проводить ритуалы поклонения предкам, чтобы те даровали милость своим потомкам.

-3

После того как первый правитель Чжоу раздал земли своим родственникам и приближенным, те начали переманивать в свои земли известных шанцев, дабы те учили их, как писать, делать бронзу и почитать предков. Следующее поколение свергнутой династии Шан пользовалось меньшей популярностью, но они активно путешествовали по царствам, предлагая свои услуги в качестве советников, знатоков ритуалов или наставников для юных принцев.Так Шан подарила Чжоу уникальную касту — стратеги. Потом, конечно, стратегами становились не только люди Шан, а любой, кто получил достаточно знаний, чтобы хотя бы научить читать и писать богатого наследника.

Самым ранним знаменитым стратегом был Гуань Чжун, есть о нем отдельная статья.

Помимо того, что Гуань Чжун создал теорию идеального феодального государства на основе торговли, так же он как первый гегемон Восточной Чжоу установил правила для сосуществования практически независимых герцогств — «уважать правителя и осуждать варваров». На практике это означало: следует договориться, что никто не будет пытаться свергнуть династию Чжоу (иначе мы все выступим против него), а если на кого-то нападут варвары, то соседи помогут войсками. Всю эпоху Чуньцю это работало.

Кстати, Гуань Чжун первый придумал систему государственных борделей и это обыгрывается в дораме Великий Делец.

Социальный лифт феодализма

Еще один значимый феномен эпохи Чуньцю — взрывной рост различных учений и школ. Конкуренция княжеств, дешевое обучение, а главное, отсутствие государственной идеологии и религии дарили талантливым и амбициозным уникальную возможность социального лифта. Биографии известных людей того времени начинаются с трудностей юных лет и заканчиваются достижениями благодаря личному таланту и целеустремленности.

-4

Гуань Чжун из бедной семьи, занимался мелкой торговлей, попал в наставники к принцу Ци, а потом создал из Ци первого гегемона Чуньцю.

Лао Цзы слишком загадочная личность, но по слухам был советником в каком-то царстве и на закате лет написал теорию политического даосизма.

Конфуций воспитывался матерью-одиночкой, получил образование в школе для простолюдинов. Пытался, но так и не попал в советники ни к одному правителю. Был знатоком ритуалов поклонения предкам, благодаря чему создал несколько школ своего имени, где проповедовал, что предки жили лучше и поклонение им дарует благо народу Китая. Продвигал идею сакральных центральных равнин и миссию народа хуаяся по окультуриванию варваров на основе китайских традиций. По факту, Конфуций был священником культа предков.

Мо-цзы родился простолюдином и обучился плотницкому мастерству. Был основателем организации, выезжавшей к правителям, чьи города атаковали соседи, для постройки защитных инженерных укреплений. Написал этическое учение о «беспричинной любви ко всем». Проповедовал учиться у природы творить.

Сунь Цзы, по одной из версий, был беглым воином. Разработал стратегию победы маленького княжества У над громадным царством Чу. Считается автором военной стратегии «Искусство войны», кою до сих пор изучают во многих западных военных академиях.

Итак, почти во всех историях: бедный, талантливый, целеустремленный, наконец, знаменитый и оставил учение потомкам.

(много материала в подборках)

Учения мудреца Куна | Будущее не в прошлом | Дзен
Традиционная китайская медицина (ТКМ), кун-фу, даосизм, у-син | Будущее не в прошлом | Дзен
Страж Дафэна | Будущее не в прошлом | Дзен

На очереди эпоха Чжаньго...

Столетия конкуренции не прошли даром, самые успешные княжества поглотили слабых, и окончанием эпохи Чуньцю стал раздел соседями самого могущественного княжества того времени — Цзинь. 148 разрозненных земель были поглощены семью самыми могущественными правителями, каждый из которых считал себя достойным всей Поднебесной. Настало время Чжаньго — эпохи Сражающихся Царств.

И очередной котик мечтает о вашем лайке 😊

-5

А на сегодня все...