Найти в Дзене

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011): самый известный китайский стратег

Продолжительность серии: 35 серий по 45 мин, Актеры: Чжан Юэ, Чжэн Юй, Цзин Тянь, Уайз Ли, У Ма, Чжан Фэн И, Ляо Фан В прошлой статье рассказал о малоизвестном китайском стратеге эпохи Чуньцю (8-5 век до н.э.) Гуань Чжуне, придумавшем идеальную модель феодального государства. Людей такого масштаба в те времена было не так много, на всех правителей их не хватало, так что большинство царств того времени предпочитали выяснять, кто из них круче, банальной грубой силой, т.е. воюя. Сегодня расскажу, наверное, о самом известном военном стратеге Китая Сунь Цзы и то, как он показан в дораме о его биографии (спасибо за наводку Tatyana Ivanova). Сунь-цзы сказал: «Война — это великое дело для государства, это основа жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять».
«Искусство войны» «Жизнеописание Сунь Цзы» (2011) — дорама скорее для избранных, для любителей китайской истории, потому что в художественном смысле снято слегка примитивно, на грани телеспектакля и с затянутыми пафос
Оглавление
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)

Продолжительность серии: 35 серий по 45 мин, Актеры: Чжан Юэ, Чжэн Юй, Цзин Тянь, Уайз Ли, У Ма, Чжан Фэн И, Ляо Фан

В прошлой статье рассказал о малоизвестном китайском стратеге эпохи Чуньцю (8-5 век до н.э.) Гуань Чжуне, придумавшем идеальную модель феодального государства. Людей такого масштаба в те времена было не так много, на всех правителей их не хватало, так что большинство царств того времени предпочитали выяснять, кто из них круче, банальной грубой силой, т.е. воюя.

Сегодня расскажу, наверное, о самом известном военном стратеге Китая Сунь Цзы и то, как он показан в дораме о его биографии (спасибо за наводку Tatyana Ivanova).

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
Сунь-цзы сказал: «Война — это великое дело для государства, это основа жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять».
«
Искусство войны»

Снято простенько, но достаточно исторично

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011) — дорама скорее для избранных, для любителей китайской истории, потому что в художественном смысле снято слегка примитивно, на грани телеспектакля и с затянутыми пафосными диалогами (лечится просмотром на скорости 1.5х). Однако у дорамы есть достоинство, перекрывающее многие недостатки — историческая аутентичность, воссоздающая атмосферу эпохи Чуньцю (7-4 века до н.э.) и накала противостояния царств Чу, У и Юэ.

Сюжет относительно точно (с оговорками) воспроизводит хронологию и стратегию великолепной победы маленького царства У над огромным Чу, а потом со всем драматизмом описывает уничтожение самого У от еще меньшего маленького Юэ. Все главные персонажи дорамы взяты из хроник, а благодаря субтитрам при первом появлении к каждому прилагается историческая справочка. Если бы дораму не разбавляли без стыда и совести патетикой разговоров о добродетели, чего и быть не могло в тех царствах в те времена, и лучше бы показали тяжесть военных будней и битв, то получилась бы очень сносная военная историческая драма.

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)

Ради чего стоит смотреть и какая польза от дорамы? Во-первых, порадовало внимание к деталям. Повозки, одежда, убранство дворцов, утварь и бокалы для вина сделаны по рисункам той эпохи. Доспехи и оружие воссозданы строго по музейным экспонатам, и даже не забыли про такую деталь, что в царстве У делали мечи с рисунками на лезвии. Для иероглифов использовали шрифт «птиц и червяков», что было характерно для региона Чу в то время. Правда, не обошлось без откровенных ляпов вроде стремян, потому что стремена и тяжелая броня появились у конных воинов лишь через 800 лет.

Во-вторых, соблюдена канва исторических событий. Все таки это была крупнейшая война эпохи Чуньцю и задала тренд на укрупнения царств военными средствами. Чтобы почувствовать дух времени лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать.

(прилагается первая серия, может кому-то понравится)

Мифология Сунь У (ака Сунь Цзы)

Как ни странно, самую большую сумятицу в историческую достоверность дорамы вносит трактат «Искусство войны» как самостоятельный герой сюжета. Понятна задумка сценария создать образ легендарного Сунь У по «Историческим запискам» Сыма Цяня и показать, как его понимание стратегии победы изменило ход истории, но это лишь миф, сложившийся через 400 лет во времена династии Хань.

Возможно, конкретно Сунь У был исторической личность, возможно, даже воевал на стороне царства У и давал дельные советы правителю о стратегии, но сам трактат был написан значительно позже другим Сунем — Сунь Бинем в эпоху Чжаньго, когда стало понятно, что Китай объединит в империю не учение Конфуция о добродетели, а строго противоположное ему умение воевать, где всё основано на обмане и силе.

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)

Весь период Сражающихся Царств китайская научная мысль сосредоточилась на идее создания идеального военного государства, а в трактате «Искусство войны» собрана вся суть стратегии завоевывать другие царства: от создания сильного государства и профессиональной армии до тактических приемов на поле боя. Можно сказать, что один трактат «Искусство войны» сделал для объединения китайцев больше, чем все конфуцианские учебники.

В конечном итоге весьма слабое изначально провинция Цинь, придумав идеологию «военного коммунизма», сможет победить остальные царства и создаст первую единую китайскую империю. Пройдет еще две тысячи лет, прежде чем придумают, как жить вместе, избегая войн и постоянно готовясь к войне. Война и по сей день остается важным фактором отношений между народами и правителями, и было бы разумно знать о ней чуть больше.

К плюсам дорамы можно отнести, что она неплохо иллюстрирует идеи «Искусства войны». Не забыли показать и самый известный анекдот о Сунь Цзы с тренировкой наложниц. Правда, в исторических записях немного другие акценты. На самом деле идея с гаремом была предложена не правителем по пьяни, а лично Сунь Цзы, дабы показать свое умение делать из любых новобранцев боеспособные подразделения. Но все равно на экране это выглядит в разы эпичнее, чем при прочтении.

Суть эпохи Вёсен и Осеней

В дораме показано, будто одни китайцы воюют с другими китайцами, тем самым искажая историческую правду о времени Чуньцю. На самом деле, на тот момент по факту не существовало единого «большого Китая», а было сообщество разных народов со своим укладом жизни.

Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ, и в дорамах ее называют «центральные равнины», подразумевая место рождения Китая. Постепенно «центральные равнины» расширяли свои границы, присоединяя территории с разными племенами. Одной из таких территорий было царство Чу в долине реки Янцзы — самая южная и самая богатая провинция во времена династии Чжоу. Там жило множество народов, сильно отличавшихся от жителей «центральных равнин» и фактически не считавших себя китайцами.

Потихоньку Чу отгрызало себе города и земли у других царств, так что многие стали волноваться, что будут поглощены Чу. В 585 году до Н.Э. царство Цзинь создает на территории земель нынешней агломерации Нанкина и Шанхая (в дораме это Гусу) новое царство У именно для борьбы с экспансией Чу. Вооружает его, обучает применению боевых колесниц и начинается столетнее противостояние Чу и У.

«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)
«Жизнеописание Сунь Цзы» (2011)

Только на территории Чу и У пока еще нет никаких китайцев, кроме правителей. Исторические хроники описывают жителей У как варварские племена, которые не уважают предков, а потому стригут волосы и делают татуировки. Похожее говорили о людях из Чу, мол, они даже поклоняются гиббонам, что недопустимо для правоверного жителя центральной равнины.

В эпоху Чуньцю идея единой Поднебесной как единого государства (империи) практически никому в голову не приходила. Жить с варварами в одной стране? Да ни в жисть! И только уже в Чжаньго, когда жители равнин расселились по окраинам и появилось понимание единого народа, стали задумываться, что можно и империю построить.

Царство Чу, пострадав в войнах с У, так и не смогло восстановиться. Богатые земли, дарившие людям изобилие, сделали их ленивыми, а их правителей — алчными. Именно поэтому Чу первым пало под натиском Искусства Войны и имперских амбиций Цинь. Уже в самой империи кланы Чу стали лидерами восстаний, стремясь вернуть независимость своего государства. С того времени осталась поговорка: «Даже если у Чу останется всего три семьи, именно Чу наверняка уничтожит Цинь» (楚雖三戶, 亡秦必楚).

Царство У, одержав блестящие победы и над Чу, и над Юэ, было всё же завоевано совсем небольшим царством Юэ благодаря китайской Мата Харе, одной из четырех красавиц, Си Ши. Ее красота была настолько необычной, что люди говорили: «Ее красота могла заставить рыбу утонуть, а гусей упасть с неба, ее грация могла заставить луну скрыться, а цветы покраснеть» (沉魚落雁, 閉月羞花). И это можно увидеть в дораме «Жизнеописание Сунь Цзы».

карта эпохи Чун
карта эпохи Чун

А на сегодня все...

(небольшое добавление о смысле Искусства Войны)