Кто такие китайские стратеги?
Если с гуманизмом (в западном понимании) в китайской культуре имеются проблемы, то вот почитание мудрости и воспитание мудрецов — совершенно уникальный феномен для мировой истории. Конечно, и на Западе можно найти что-то подобное, но в китайской культуре это сложная система с самыми разными оттенками: учитель, наставник, советник, стратег.
Жанр у-ся невозможно представить без учителя, слегка снисходительного к тупости талантливого ученика. Исторические дорамы полны образами непогрешимых наставников, почитаемых чуть ли не более родного отца. Еще есть советники, подсказывающие правителю как выкрутиться в сложной ситуации. Особняком отметим стратегов, решение которых правители принимают как приказ. Такого мы видели в дораме этого года «Легенда о Цзан Хае», а классический китайский стратег показан в дораме «Список Ланъя».
У китайских стратегов есть два главных признака. Первый — отсутствие реальной власти, денег и поддержки сильных кланов. Второй — разрабатывают сложные планы (стратегию), учитывающие противодействие недоброжелателей и способные привести исполнителя к желаемой цели. Описание жизни стратега обязательно рассказывает о его умении выбрать себе покровителя, достаточно способного, чтобы осуществить хитроумный план, и достаточно умного, чтобы признать мудрость своего стратега и безоговорочно ему подчиняться. Всё это есть в дораме «Список Ланъя», рекомендую к просмотру для погружения в китайскую культуру.
И был в китайской истории реальный прародитель всех китайских стратегов, а имя ему Гуань Чжун.
(здесь уже начинал о нем говорить)
Великий китайский феодализм
История Гуань Чжуна рассказана в «Гуань-цзы» и формально описывает события 7-го века до н.э., но на самом деле в тексте наблюдаем эффект звездного неба, когда одному человеку приписали деяния многих эпохи Чуньцю и Чжаньго.
Несмотря на стенания Конфуция, что «Китай уже не торт!», конец эпохи Воюющих Царств и начало династии Хань (4-1 век до н.э.) — самый яркий период китайского феодализма (в Европе дикие племена): расцвет философской мысли, технологических достижений и экономических реформ. Именно в это время трактат Гуань-цзы обретает законченную форму и оказывает огромнейшее влияние на основные философские школы того времени: даосизм, конфуцианство и легизм. Не буду разбирать, что принадлежит исторической личности, а что приписано позже учениками, просто расскажу, как его жизнь записана в тексте Гуань-цзы и «Исторических записках» Сыма Цяня.
P.S. Кстати, сам Конфуций очень хотел быть стратегом или хотя бы советником при каком-нибудь правителе, для чего колесил по царствам и добивался аудиенций. Увы, каждый гун видел в нем только «болтуна». Максимум, что ему удалось, — побыть советником в своем родном городе. Однако путешествия по царствам не прошли даром, мудрец Кун сумел создать почти в каждом школу своего имени.
Происхождение, дружба и выбор покровителя
Гуань Чжун (720-645 гг. до н.э.) происходил из небогатой ветви знатной фамилии. Он не мог рассчитывать на высокое положение даже в своем клане, но благодаря благородному происхождению получил неплохое образование. Самой большой для него удачей стала дружба на всю жизнь с Бао Шуей из богатой семьи. Сначала они занимались торговлей, где сразу же стала видна хитрость одного и благородство другого. Гуань Чжун в тайне брал себе большую долю из выгодных сделок, а Бао Шуя делал вид, что не замечает, понимая, что бедному другу деньги нужнее.
Сам Гуань Чжун позднее сказал: «Мои родители дали мне жизнь, но лучше всех меня знает Бао».
Подзаработав немного, друзья стали обивать пороги тогдашних многочисленных царств в надежде стать влиятельными людьми при дворе какого-нибудь самого неудачного герцога (гуна). Наконец в царстве Ци им улыбнулась удача, и гун Сян взял их наставниками для принцев (и младшие братья Сян по совместительству). Гуань Чжун выбрал себе старшего Цзю как имеющего большие шансы на трон, а Бао Шуя достался младший Сяобай.
Гуну Ци Сян хроники приписывают порочную связь с младшей сестрой, взбалмошный характер, вероломство в дружбе и глубокую неприязнь подчиненных. Не удивительно, что на 12-й год правления гун Ци Сян был свергнут двоюродным братом У-чжи. Но наши приятели сумели спасти своих воспитанников от истребления, вывезя их в соседние царства. Гуань Чжун бежал с принцем Цзю в Лу, а Бао Шуя с Сяобаем в Цзю. Через пару месяцев уже сам У-чжи стал жертвой заговора и теперь правителем Ци мог стать любой из принцев, если сумеет первым вернутся в столицу Ци.
Как Гуань Чжун стал стратегом царства Ци
Наверняка в какой-нибудь дораме эта история описана со всем драматизмом. Итак, до принцев, братьев по крови, доходит весть, что трон Ци свободен и нужны только быстрые кони, чтобы его занять. Гуань Чжун, желая выиграть для своего подопечного время, скачет навстречу принцу Сяобай, умоляет не ехать в столицу, а потом в пылу спора пытается хотя бы ранить его из лука. Стрела попадает в пряжку ремня, хитрый принц притворяется смертельно раненым, скрывается в лесу и окольными тропами мчит во весь опор в Ци.
Принц Цзю, услышав весть, что Сяобай уже на троне, вместе с Гуань Чжуном возвращаются в царство Лу, надеясь, что его брат не вечен и у них будет второй шанс. Сяобай, принимает титул гуна Ци под именем Хуань, и, понимая, что два претендента на одно царство грозит постоянным раздором среди подданных, требует от гуна царства Лу казнить своего брата Цзю и выдать Гуань Чжуна для суда за покушения на него. Все его требования удовлетворены, и Гуань Чжун оказывается в тюрьме Ци в ожидании смертельного приговора.
И тут случается чудо наставничества. Бао Шуя советует своему ученику, бывшему принцу Сяобай, а ныне гуну Ци Хуань, помиловать своего друга и даровать ему титул канцлера, потому что только такой талант и способен привести царство Ци к процветанию. Ученик внемлет совету учителя, освобождает Гуань Чжуна, и, выслушав его речь, что как учитель он был всей душой предан целям ученика и готов был ради него пойти на любой риск, дарует титул главного канцлера царства Ци.
Так Гуань Чжун становится стратегом при правителе Ци Хуань.
Стратегии Гуань Чжуна
В «Гуань-цзы» описана идеальная модель феодального государства, от государственного управления до формирования боеспособной армии, но историки доказали, что многое из трактата было придумано позднее. Опустим исторические тонкости и будем считать всё рассказанное в «Гуань-цзы» заслугой Гуань Чжуна.
Закон и порядок. Первое, что сделал наш стратег, — провел законодательную и административную реформу, рассадив в каждом городе ставленников гуна (чиновников), чем сразу ограничил власть кланов на местах в пользу верховного правителя. Так появилось централизованное управление государством на основе талантов, а не знати из кланов.
«Ярмо он барщины старинной оброком легким...» Заменил старую «колодезную» систему земледелия, где крестьяне вынуждены были обрабатывать царскую землю не меньше месяца в году, налогом на землю в зависимости от ее плодородности. Более того, поддерживал стабильные цены на зерно, для чего в тучные годы государство скупало излишки, а в голодные распродавало. Население было в восторге.
Льготные налоги и международная торговля. Снизил налоговую нагрузку на торговлю и перевозки. Отныне пустые повозки и пешие торговцы освобождались от сбора налогов. На каждой дороге были созданы системы государственных гостиниц, где любому торговцу предоставлялись комнаты, пропитание и охраняемые стоянки для повозок. Торговцы из соседних царств полюбили Ци, что подняло в разы сборы налогов от межгосударственной торговли.
Стратегия «тяжёлого и лёгкого». Вместо повышения налогов Гуань Чжун для пополнения казны предложил стратегию государственной монополии на природные ресурсы. Отныне добычу соли (лёгкого) на побережье и руды в горах (тяжёлого) могло вести только государство и получало всю прибыль от торговли этими ресурсами.
Собственная валюта. Ввел единую денежную систему на территории государства. Теперь чеканить монеты и рисовать банкноты мог только правитель, что подрывало экономическую независимость кланов.
Территориальная оборона. Провел военную реформу, согласно которой каждая деревня должна была сформировать и вооружить воинский отряд численностью, соответствующей количеству дворов. В случае необходимости ополченцы быстро собирались в отряды и армии для защиты своей земли.. Эта реформа в разы снизила затраты на содержание армии в мирное время и повысила дух подразделений в военный период за счет сплоченности бойцов в отрядах.
В общем, через какое-то время царство Ци стало самым богатым и могущественным в империи Чжоу. Заслуги гуна Хуань и его стратега Гуань Чжуна были замечены на самом верху, и им было даровано право решать проблемы не только своего царства, но и всей империи. Вот так в эпоху Чуньцю появился первый официальный гегемон. А всего за всю историю их было только пять.
Стратегия экономической войны
Как мудрый стратег Гуань Чжун умел разрабатывать сложные стратегии победы над другими царствами. Как пример, наверное, первая в истории экономическая война.
В записях Гуань-цзы, в главе 84, мы видим, как герцог Хуань, проявив невиданную мудрость, решил обезопасить своё царство от угрозы со стороны государства Хэншань (衡山国), известного своим мастерством в производстве оружия. Он обратился к Гуаню за советом, и тот, будучи настоящим гением стратегического планирования, предложил закупать оружие у Хэншань в таких количествах, что цены на него взлетели до небес.
Через десять месяцев, когда стало ясно, что цены будут расти ещё быстрее, к закупкам присоединились государства Янь и Дай, а затем и Цинь. В итоге, Хэншань, некогда богатое зерном царство, переключилось на производство оружия, забыв о сельском хозяйстве. Год спустя Гуань, решив, что этого недостаточно, приказал чиновникам закупать рис в царстве Чжао по цене, превышающей обычную в три раза. Увидев, какую фантастическую прибыль это может принести, Хэншань поспешил продать свои запасы риса чиновникам из царства Ци.
И вот, когда Хэншань оказался на грани банкротства, Гуань внезапно приказал армии царства Ци вторгнуться в это несчастное государство. И, конечно же, после продажи всего оружия и риса, Хэншань без сопротивления сдался. Вот так, с помощью блестящей экономической стратегии и военного гения, Гуань и герцог Хуань обеспечили себе победу, не пролив ни капли крови... ну, почти.
И последнее, с кончиной гуна Хуань и его стратега Гуань Чжуна закончилось и процветание царства Ци.
А на сегодня все...