Найти в Дзене

Информационные технологии как новая форма мышления

Доцент кафедры прикладной экономики и маркетинга Екатерина Абилова вошла в число 300 победителей всероссийского конкурса «Альфа-Будущее: Гранты преподавателям» и была награждена премией от «Альфа-Банка». В интервью Екатерина Викторовна рассказывает о важности информационных технологий в современной экономике, создании учебников и эмоциях от награждения.

Почему вы когда-то выбрали сферу экономики, маркетинга и преподавания?

Экономика — очень занимательная наука, ведь это наша жизнь. Всё, что происходит в обществе, так или иначе связано с экономическим направлением. Я всегда рассказываю студентам, как будет развиваться маркетинг: что мы будем покупать через полгода, маркетологи знают уже сейчас. Особое значение имеет потребительское поведение и влияние разных процессов на него. Мне интересно прогнозировать и предполагать, какую ответную реакцию даст общество на вызовы экономики.

Вы больше учёный или учитель (любите заниматься наукой, изучать или преподавать)?

Преподавательская деятельность включает в себя педагогику и научную деятельность. Мне кажется, здесь одно от другого неотделимо, потому что, когда ты изучаешь разные направления научной школы, занимаешься разработками, есть возможность и студентам давать более многообразный материал, показывать различные точки зрения. Мне удаётся совмещать эти две сферы, хотя научной деятельностью хотелось бы заниматься больше, она требует много времени и сил. Но преподавание — это тоже очень интересно. Каждый студент — отдельная личность, студенческая жизнь состоит не только из учёбы, это и спортивные, и культурные мероприятия, и в том числе научная деятельность. Поэтому, когда ты прививаешь интерес к исследованию с младших курсов, и у студентов, думаю, появляется желание заниматься наукой.

Что входит в круг ваших научных интересов? Что вы исследуете?

Изначально это был малый бизнес в аграрной среде, так как аграрная экономика — основа региона и его развития. Я исследовала крестьянско-фермерские хозяйства, их роль в позиционировании и вклад в экономику региона. Затем вектор моих интересов сместился на управление человеческими ресурсами, применение информационных технологий. Сегодня искусственный интеллект внедрён во все сферы нашей жизни, и очень интересно смотреть, какие вызовы и угрозы возникают в связи с развитием нейросетей.

-2

Почему интересуетесь именно связью экономики и маркетинга с интернетом и информационными технологиями? Приходится ли вам погружаться в мир информатики или программирования?

Поскольку информационные технологии сегодня играют большую роль в жизни каждого человека, ни одну профессиональную сферу, структуру невозможно представить без их влияния. При этом выделяют два аспекта: социально-гуманитарный и технический. Никогда не было задачи заниматься только программированием, информатикой, больше интересны последствия социально-гуманитарного характера, этические нормы применения искусственного интеллекта, информационных технологий.

Тем более, на нашем факультете мы преподаём «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и другие похожие предметы экономистам, менеджерам, социологам. Рассматриваем со студентами цифровой маркетинг, электронную коммерцию. Мир технологий многообразен и безграничен, но специфика преподаваемых дисциплин позволила сфокусироваться конкретно на гуманитарных и правовых аспектах: какие задачи можно автоматизировать, а что может выполнять только человек, и какую роль он выполняет. Мы придерживаемся концепции, что человеческий капитал — самый значимый ресурс, а цифровые технологии — лишь инструмент в помощь.

Расскажите, пожалуйста, о создании ваших учебников.

В прошлом году вышел учебник «Электронная коммерция», а в этом — «Информационные технологии в управлении персоналом». Первый рассматривает инновационные формы торговли, которые ведутся с помощью цифровых инструментов. В этом учебном пособии задача стояла не просто провести теоретическое исследование, а выявить, какие инструменты лучше подходят для разных сфер бизнеса. В учебнике более детально мы делали ставку на обзор практико-ориентированных продуктов: отечественное программное обеспечение и инструменты, позволяющие более детально изучить свою аудиторию (электронные опросы, анкеты). То, что будут покупать завтра, нужно прогнозировать уже сегодня.

А второй учебник, «Информационные технологии в управлении персоналом», рассчитан на выявление направления информатизации. Как можно с помощью сферы HR управлять людьми? Это сложный вопрос, ведь HR не должна полностью отказываться от использования информационных технологий, но должна найти комплексное решение, подходящее под каждую предметную задачу, чтобы работать эффективнее. В модели «человек для человека» можно увидеть некоторую, даже неосознанную, предвзятость. Чтобы этого избежать, необходимо использовать информационные технологии. В этом пособии мы даём рекомендации по уничтожению барьера, с которым сталкивается внедрение цифровых продуктов, так как одна из причин, по которым компании неохотно работают с искусственным интеллектом, — это недоверие и отсутствие прозрачности. Если каждый человек будет понимать, какие задачи стоят перед технологиями, как с ними работать, можно будет взглянуть на этот мир совершенно по-другому. Ведь информационные технологии — не просто автоматизация задач, а новая форма мышления.

Для кого предназначены учебники?

Это учебники для студентов, в них есть теоретический материал, практики, тесты, разделы для самопроверки. Также отдельно выделен понятийный аппарат. Учебники входят в перечень основной литературы, рекомендованной для определённых дисциплин.

Каково это — создавать учебники? Писатель садится за стол и придумывает историю, персонажей, с научной литературой всё, наверное, по-другому…

Писать учебники увлекательно! Ты выстраиваешь структуру, отображаешь многообразие научных взглядов на тот или иной вопрос.

При составлении учебных пособий мы опираемся на программу и перечень тем, которые составлены в соответствии с навыками, необходимыми для специалистов. Далее мы углубляемся в каждую тему. Учебник всё-таки должен отражать специфику предмета. Например, очень важны пособия для очно-заочной формы обучения. Мы старались предоставить универсальную информацию для разных ребят, чтобы каждый нашёл своё. Как правило, студенты-заочники уже работают, имеют практические навыки, но им не хватает теории, а с теми, кто обучается очно, — всё наоборот. Наши пособия призваны закрыть потребности и тех, и других.

-3

Недавно «Альфа-Банк» наградил вас как победителя программы «Альфа-Будущее: Гранты преподавателям». Вы представляли определённый проект, участвовали в конкурсе?

Был объявлен конкурс для молодых преподавателей, нужно иметь определённый педагогический стаж и написать мотивационное письмо. В нём я отразила важность самосовершенствования своих знаний для преподавателя, потребность в переподготовке сотрудников. Задумка моего письма — усовершенствование традиционных подходов в педагогике и их разнообразие с помощью внедрения технологий. Например, в школе дети привыкли полагаться на свои знания, а не на телефоны. В студенческой среде это не принято, но при этом ведь есть приложения, позволяющие сконцентрироваться на учёбе и не отвлекаться на гаджеты.

Также в письме я представляла проект, который сможет усовершенствовать преподавание именно с помощью визуализации материала: интерактивные квесты, презентации, ментальные карты для изучения и закрепления материала, и сделала акцент на важности научной основы.

Что вы почувствовали, когда вас награждали?

Было очень приятно, я благодарна за доверие, которое оказали, прежде всего, факультет и мои коллеги. Это поддержка идей, начинаний, но и определённая ответственность. Желание что-то менять, усовершенствовать возрастает в разы. Именно в момент подачи заявки я поняла, что в моей трудовой книжке нет ничего, кроме преподавания. То есть всю профессиональную жизнь я преподаю, это моё дело, и я готова развиваться в нём дальше.

Чем вы занимаетесь, помимо работы и научной деятельности? Расскажите о своих хобби, о том, что приносит вам радость.

У меня есть двое детей-школьников, которых я поддерживаю в их начинаниях. А лучший отдых — это возможность абстрагироваться от работы, заняться физическим трудом вместо интеллектуального: я люблю выращивать цветы и печь торты!

Что для вас главное в работе и в жизни?

Конечно, главное — это здоровье близких людей. Очень важно не потерять интерес к тому, что происходит вокруг, быть вовлечённым и преданным своему делу. Мой принцип — не бояться работы, все усилия, однозначно, будут вознаграждены, сохранять в себе те традиции и ценности, которые когда-то заложили в меня мои педагоги, и воспитывать новое поколение.

Лада Брик, фото из личного архива героя