Узнайте, как Кёсем-султан — бывшая наложница-невольница XVII века — стала самой могущественной женщиной в истории Османской империи.
Кёсем-султан, сначала наложница, а затем жена султана Ахмеда I, уже при жизни вызывала ожесточённые споры. Она не только управляла от имени трёх султанов, но и самостоятельно влияла на дворцовые политические процессы. Её власть дошла до того, что она низложила с престола собственного сына Ибрагима, но в итоге сама была убита его женой — столь же амбициозной Хатидже Турхан-султан.
Скромное начало Кёсем
Кёсем родилась на Балканах в 1589 году под именем Анастасия. По разным данным, она могла быть боснийкой, гречанкой или черкешенкой. В обычных условиях её ожидала бы типичная сельская жизнь: тяжёлый труд, домашние заботы и воспитание детей. Однако судьба распорядилась иначе.
Несмотря на нехватку сведений, известно, что ещё ребёнком она была продана в рабство и служила при дворце бейлербея (генерал-губернатора) Боснийского эялета. Впечатлённый её умом и красотой, бейлербей отправил девочку в Стамбул, в султанский дворец Топкапы. В то время было принято одаривать султана талантливыми рабынями в надежде на благосклонность.
Во дворце ей дали имя Махпейкер («Луноликая»), однако за лидерские качества среди девушек гарема она получила прозвище «Кёсем», что означает «ведущая овца» — пастуший баран, за которым идёт всё стадо. Это имя подчёркивало её врождённую способность управлять другими с раннего возраста.
Жизнь в статусе хасэки
Впечатляющая внешность — выразительные карие глаза, бледная кожа, стройная фигура — привлекли внимание Валиде-султан (матери султана) Хандан. Однако особое место Кёсем заслужила благодаря уму, образованности и таланту к литературе, математике и музыке. Эти качества сделали её подходящей кандидаткой в матери будущего наследника Османского трона.
Около 15 лет Кёсем стала хасэки — главной супругой султана Ахмеда I. Этот титул ранее был учреждён для Хюррем — жены Сулеймана Великолепного. Хасэки имела особые привилегии, включая щедрое ежедневное содержание в 1000 акче. Ахмед, по сообщениям современников, был очарован жизнерадостной и умной Кёсем, которая, впрочем, старалась не вмешиваться в политику слишком открыто.
Тем не менее её ум и проницательность сделали её важным советником султана. Венецианский посол Контарини отмечал, что она «участвовала в принятии некоторых решений». Английский дипломат Томас Роу прямо писал, что Кёсем «управляла» султаном Ахмедом.
После того как бабушка Ахмеда — влиятельная Сафие-султан — была сослана в Старый дворец, а его мать Хандан-султан умерла в 1605 году, перед Кёсем открылась редкая возможность. В отсутствие старших женщин династии, она фактически взяла под контроль внутренние дела гарема. Её влияние распространялось не только на султана, который в итоге женился на ней, но и на высших придворных, включая главу янычар Мустафу-агу.
Кёсем и дворцовая политика
Политическая жизнь при дворе Османской империи в начале XVII века страдала от множества проблем. Власть империи ослабевала вследствие поражений в войнах по всей Европе. Матери султанов (валиде-султан) и хасэки (главные супруги султанов) боролись между собой за влияние и власть в период, получивший название «Султанат женщин». Дополнительные сложности принесла практика восшествия на престол малолетних султанов, начиная с Ахмеда I.
Кёсем сразу же оказалась втянута в этот мир: когда она попала во дворец, она стала свидетельницей того, как старую Валиде-султан Сафие выслали из дворца, а её место заняла мать Ахмеда I — Хандан. Однако вместо того, чтобы быть раздавленной этой системой, Кёсем к ней приспособилась. Она заслужила уважение Валиде Хандан и относилась к детям Ахмеда от других наложниц как к своим.
Она также поддерживала хорошие отношения с единокровным братом Ахмеда — Мустафой, и убедила султана не казнить его. Это решение впоследствии сыграло на пользу её собственным детям: если бы Мустафа когда-нибудь стал султаном, он был бы милостив к сыновьям Кёсем и не стал бы проводить политику братоубийства — традицию, по которой новый султан казнил своих братьев ради сохранения политического единства.
Статус Валиде-султан — матери султана
После смерти Ахмеда в 1617 году султаном был провозглашён его единокровный брат Мустафа. Однако из-за нестабильного психического состояния Мустафу вскоре заменил сын Ахмеда — Осман II. Попытки Османа провести государственные и военные реформы сделали ему множество врагов, и уже в 18 лет он был свергнут и убит. На трон вновь взошёл Мустафа. На этот раз именно Кёсем положила конец его правлению.
Чтобы обеспечить безопасность себе и своим детям, Кёсем добивалась, чтобы султаном стал её сын Мурад. Она заручилась поддержкой придворных и визирей, и в 1623 году одиннадцатилетний Мурад IV взошёл на престол. Так как он был несовершеннолетним, власть перешла к его матери Кёсем. Впервые за 300 лет османской истории женщина официально получила титул регента.
Кёсем была опытной политической фигурой. Она участвовала в заседаниях дивана — хотя и находилась за занавесом — где визири обсуждали важнейшие государственные дела. Она также вела переписку с иностранными послами и государственными деятелями. Её посредницей (кира) была еврейская женщина, которая писала за неё письма и представляла Валиде-султан на встречах с мужчинами — как с чиновниками, так и с торговцами.
Тем не менее её регентство сопровождалось политической и экономической нестабильностью. Восстания, набеги и войны сотрясали Османскую империю в течение всего XVII века. Серьёзные экономические проблемы были вызваны потерей территорий, таких как Багдад, а также эпидемией чумы в Египте — одном из важнейших источников дохода государства.
Несмотря на усилия Кёсем по борьбе с инфляцией и попытки умиротворить недовольных янычар, её сын Мурад стал воспринимать власть матери как угрозу. Через девять лет её правления Мурад отстранил её от дел. Её самые верные приближённые и советники были также смещены с должностей и заменены сторонниками Мурада.
Надвигается буря
Амбициозный характер Кёсем не позволил ей уйти из политики. Когда её сын отправлялся в военные походы, формально управление государством оставалось за ней. Помимо ведения дел гарема, она давала сыну советы по важным вопросам, включая казни и дипломатические решения.
Когда Мурад заболел, стало ясно, что Османская империя стоит на грани краха. Султан к тому моменту казнил всех своих братьев, кроме одного — Ибрагима, прозванного «Безумным». Кёсем удалось отговорить сына от его казни, ссылаясь на психическую нестабильность Ибрагима и его неспособность представлять угрозу. В результате после смерти Мурада в 1640 году Ибрагим был провозглашён султаном. Кёсем вновь стала Валиде-султан, но теперь она должна была контролировать взрослого сына с психическим расстройством.
Однако она не смогла предвидеть, к чему приведёт нестабильность Ибрагима. Его непредсказуемые личные отношения, навязчивая страсть к женщинам и склонность к жестокости делали его крайне непопулярным при дворе. Кёсем, как и религиозная и политическая элита, пришла к выводу, что устранение Ибрагима будет полезным для государства.
В юности Ибрагим долгое время провёл в изоляции в кафесе — закрытом крыле гарема — и жил в постоянном страхе убийства. Хотя теперь он был свободен, его страхи стали реальностью, когда Кёсем организовала его свержение. По словам некоторых источников, она лишь желала, чтобы он снова оказался под стражей в кафесе, но в 1648 году он был задушен.
Убийство матери султана
После убийства Ибрагима на престол был возведён его шестилетний сын Мехмед IV. Поскольку ребёнок не мог править самостоятельно, управление государством переходило к регенту. По логике, им должна была стать его мать — Хатидже Турхан-султан. Однако Кёсем не собиралась так легко уступать власть, и между двумя женщинами началось опасное соперничество.
Хатидже Турхан обладала законным титулом Валиде-султан и имела больше прав на власть. В ответ на это Кёсем присвоила себе титул «Бююк Валиде» — «старшая мать султана». Двор оказался расколот на враждующие группировки: Турхан отстаивала кандидатуру Сиявуш-паши на пост великого визиря, тогда как Кёсем поддерживала Мелек Ахмед-пашу — мужа своей внучки, Каи-султан.
Это соперничество и сопровождавший его политический кризис, по всей видимости, стали одной из главных причин убийства Кёсем. В 1651 году евнухи ворвались в её покои и задушили её — по некоторым свидетельствам, собственными косами.
Известие о гибели Кёсем вызвало волнения среди населения. Толпы людей собрались у ворот Топкапы, требуя наказания убийц Валиде. В городе был объявлен трёхдневный траур.
Другая сторона Кёсем?
Образ Кёсем-султан в истории многогранен. Даже её современники воспринимали её по‑разному. Венецианский посол Контарини отмечал, что она пользовалась всеобщим уважением. Английский путешественник Джордж Сэндис, напротив, писал, что она имела «неестественное влияние» над султаном и называл её «ведьмой».
Среди народа она также вызывала споры. Видные богословы и чиновники Османской империи обвиняли её в злоупотреблении финансами в период упадка экономики, бедности и инфляции.
Тем не менее Кёсем прославилась и благотворительной деятельностью: она строила мечети, фонтаны, медресе — учебные заведения исламского богословия — в различных уголках империи, поддерживая османские архитектурные традиции. Как бывшая невольница, она, возможно, испытывала сочувствие к другим рабыням. Османский историк Мустафа Наима (ум. 1716) писал, что Кёсем обычно отпускала своих служанок на волю через два-три года службы, выплачивала им ежегодное содержание и устраивала их замуж.
Подобно другим влиятельным женщинам, чья судьба пришлась на бурные эпохи, Кёсем была продуктом своего времени: чтобы выжить и добиться успеха, ей приходилось бороться в мире, где правили мужчины.