Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Взгляд на жизнь и роль англосаксонских женщин

Оглавление

От королев до рабынь – многие англосаксонские женщины оставили свой след в истории. Историки сейчас как никогда близки к тому, чтобы раскрыть их личности.

Женщины занимали все уровни социальной лестницы в англосаксонской Англии, от самых высоких, где они были королевами, до самых нижних, где они были рабынями. Тем не менее, у каждой женщины своя история. Эти истории долгое время были в забвении и задвинуты на край исследовательских работ более задокументированными историями "мужчин". Теперь, благодаря развитию технологий, историки находят всё больше свидетельств, которые могут показать реальную картину жизни этих женщин. От книг до брошей, самые простые личные вещи могут раскрыть массу исторической информации, проливающей свет на жизнь этих женщин.

Англосаксонские королевы

Эдуарду Мученику Эльфрита, жена Эдгара, предлагает чашу меда, не подозревая, что её слуга собирается его убить. Из книги Дойла, Джеймса Уильяма Эдмунда (1864) «Эдуард Мученик» в «Хрониках Англии: 55 г. до н. э. – 1485 г. н. э.», Лондон: Longman, Green, Longman, Roberts & Green, стр. 72.
Эдуарду Мученику Эльфрита, жена Эдгара, предлагает чашу меда, не подозревая, что её слуга собирается его убить. Из книги Дойла, Джеймса Уильяма Эдмунда (1864) «Эдуард Мученик» в «Хрониках Англии: 55 г. до н. э. – 1485 г. н. э.», Лондон: Longman, Green, Longman, Roberts & Green, стр. 72.

Группа женщин ангосаксонского происхождения, о которых сегодня больше всего знают, – это королевы. Это объясняется тем, что они были самыми образованными и известными женщинами в своих странах. В тот период практически не было королев, правивших самостоятельно; англосаксонская королева была рядом с мужем на троне, практически не вмешиваясь в его дела.

Однако это не значит, что из этого правила не было исключений. Одним из таких исключений была Этельфледа (ум. 918), леди Мерсии и дочь короля Альфреда Великого (871–899). Её жизнь и правление описаны в «Англосаксонской хронике». После смерти мужа, короля Мерсии, она возглавила войска, сражавшиеся с валлийцами и викингами.

Этельфледа Мерсийская (др.-англ. Æthelflæd) — правительница Мерсии, известная как Леди Мерсии или Железная Леди Мерсии. Её правление описывали как единственный случай женщины — правителя королевства в англосаксонской истории

Этельфледа также укрепила важные районы Мидлендса, включая Тамворт, Уорик и Стаффорд. Она даже распространила своё влияние на север до Йорка. Её завоевания были настолько значимыми, что проложили путь к созданию королевства Англия королём Этельстаном (924–939).

Другой особенно влиятельной королевой была королева Эмма (ум. 1052) , сыгравшая видную роль в английской политике XI века. Она была замужем не за одним королём, а за двумя: за королём Этельредом Неразумным (978–1016), а затем за королём Кнудом (1016–1035).

Погребальный сундук из Винчестерского собора, Винчестер, Англия. 2010.
Погребальный сундук из Винчестерского собора, Винчестер, Англия. 2010.

Эмма оказала некоторое влияние на своего второго мужа, Кнуда, во время датского завоевания Англии. Миниатюра с изображением супругов находится в начале «Книги жизни» ( Liber Vitae ), где они изображены стоящими перед алтарём в церкви.

Эмма не только была замужем за двумя королями, но и воспитала двоих. Её сыном от Кнута был Хардекнуд (1040–1042), а сыном от Этельреда – Эдуард Исповедник (1042–1066). В период с 1041 по 1042 год она заказала свою биографию под названием « Хвала королеве Эмме» , в которой пыталась оправдать её выбор и политическую карьеру.

Этельфледа и Эмма были не единственными женщинами, сыгравшими важную роль в ранней политической истории Англии. Многие женщины были замужем и занимали высокие посты. Например, пять сестёр короля Этельстана были выданы замуж за влиятельных дворян материковой Европы.

Сила брака

«Конец песни» Эдмонда Лейтона, 1902 г.
«Конец песни» Эдмонда Лейтона, 1902 г.

Хотя этих женщин можно и нужно признать за их силу и влияние как первых королев, которые в некоторых случаях правили самостоятельно, важно признать более глубокое и укоренившееся значение брака в этот период. Брак часто контролировался родственниками-мужчинами и служил их же благу.

Часто, благодаря браку, женщины использовались в качестве « ткача мира ». Объединяя две враждующие семьи посредством брака, можно было уладить и забыть ссоры, которые порой длились десятилетиями, а то и столетиями.

Примером этого может служить «Плач жены» (книга, написанная между 960 и 990 годами), где рассказчица пишет: «Я должна терпеть вражду моего возлюбленного». Это, таким образом, подразумевает, что женщина-рассказчица пережила войну враждующих племён. Это также, возможно, демонстрирует ту роль, которую женщины часто играли в обеспечении убежища для своих мужей после конфликта . От них ожидалось создание уютного дома, куда они могли бы вернуться с войны.

Однако женщины не всегда могли поддерживать мир или выполнять возложенные на них дипломатические функции. Это можно увидеть в древнеанглийской поэме «Беовульф», где речь идёт о браке Хильдебурги и Финна. Хильдебурга была датской принцессой, которая вышла замуж за фризского короля, чтобы положить конец вражде между двумя народами. К сожалению, мир между этими двумя народами оказался непрочным, и началась война. В итоге Хильдебурге пришлось оплакивать не только мужа, но и брата, и сына.

Англосаксонские женщины и рабство

Рив и крепостные в феодальной Англии, ок. 1310 г., по Псалтырю королевы Марии (Ms. Royal 2. B. VII) л. 78 об. [1]
Рив и крепостные в феодальной Англии, ок. 1310 г., по Псалтырю королевы Марии (Ms. Royal 2. B. VII) л. 78 об. [1]

Несмотря на трудности, с которыми сталкивались англосаксонские королевы, женщины низших слоёв общества испытывали немалые страдания. К сожалению для историков, из-за отсутствия сохранившихся источников мы до сих пор очень мало знаем о жизни большинства женщин в Англии того времени.

Однако технологический прогресс постепенно позволяет нам узнать больше. Благодаря последним достижениям мы теперь можем получить информацию об этих женщинах, особенно о тех, которые были рабынями.

Иногда рабов освобождали, и этот акт фиксировался письменно. Следы этого можно найти в евангельских книгах, таких как Бодминское Евангелие , составленное в Корнуолле. Эти записи известны как манумиссии и часто стирались последующими владельцами рукописей. Однако благодаря новой технологии многоспектральной визуализации мы теперь можем увидеть часть стёртого текста.

В Бодминских Евангелиях найдено упоминание о женщине по имени Гвененгвит. Говорят, что она была рабыней епископа Комоэра из Корнуолла (ум. после 981 года). У неё был сын Морсефрес, вместе с которым она была освобождена на алтаре Святого Петрока в X веке. Однако это единственное упоминание об этой паре, которое удалось найти историкам, поэтому на этом их история пока заканчивается.

Женщины в англосаксонском доме

Повитуха представляет Святую Анну, обнаженную, за исключением белого чепца, с младенцем Марией, из Ранвортского Антифона, лист 257
Повитуха представляет Святую Анну, обнаженную, за исключением белого чепца, с младенцем Марией, из Ранвортского Антифона, лист 257

Хотя о женщинах англосаксонской Англии известно относительно немного, книги, которыми они владели, могут дать историкам интересную возможность заглянуть в их жизнь. Например, мало что известно о родах; однако из медицинских текстов мы можем узнать об используемых медицинских средствах и заклинаниях, которые помогали женщине родить здорового ребёнка. Примерами служат « Пиявка Болда» и « Староанглийский травник» .

Женщины владели и другими видами книг. Например, сохранилось пять или шесть молитвенников этого периода, владелицами которых были женщины. Одна из них — « Книга Наннаминстера» , вероятно, принадлежавшая Элсвит (ум. 902), жене короля Альфреда Великого. Историкам это известно, поскольку на последней странице содержится описание её имущества в Винчестере.

Другим примером владения женщинами книгами являются четыре Евангелия, написанные для Юдифи Фландрской (ум. 1095), невестки Гарольда (последнего англосаксонского короля Англии). Считается, что драгоценный переплёт книги изготовили мастера с континента, а замысловато декорированные страницы – в Англии. Эта книга свидетельствует не только о владении женщинами книгами, но и о роскошных библиотеках, которыми, возможно, владели или к которым имели доступ англосаксонские женщины.

Витраж с изображением Алдхельма, установленный в аббатстве Малмсбери в 1928 году в память о преподобном канонике К.Д.Г. Макмиллане, который был викарием Малмсбери с 1907 по 1919 год; фотография сделана Адрианом Пингстоуном в феврале 2005 года и передана в общественное достояние.
Витраж с изображением Алдхельма, установленный в аббатстве Малмсбери в 1928 году в память о преподобном канонике К.Д.Г. Макмиллане, который был викарием Малмсбери с 1907 по 1919 год; фотография сделана Адрианом Пингстоуном в феврале 2005 года и передана в общественное достояние.

Некоторые женщины даже создавали произведения для них. Например, епископ Альдхельм из Шерборна (ум. 709/10) написал одну из самых сложных латинских поэм, озаглавленную « О девственности» и посвящённую аббатисе и монахиням монастыря Баркинг.

Существуют также свидетельства того, что женщины умели писать. Например, аббатиса Хильда из Уитби писала письма своим знакомым по всей Европе. Другие женщины составляли собственные завещания. Треть всех сохранившихся завещаний англосаксонского периода были составлены от имени женщин.

В завещании женщины по имени Винфлэд, помимо прочего имущества, она оставила двух высококвалифицированных рабынь, «ткачиху и швею». Своей внучке Эдгифу она оставила свой лучший полог, гобелен, два сундука, лучшую тунику и плащ, брошь и повара!

Конечно, эти источники отражают лишь очень малую часть женского общества англосаксов, но, тем не менее, они интересны. Например, другие официальные документы, такие как хартии, просто не дают столь подробного представления о жизни женщин.

Англосаксонская женская одежда

Брошь-диск с позолоченным серебром; чернёный бордюр и золотая аппликация с перегородчатым гранатом и стеклянным крестом; пять раковинных заглушек; филигрань, VI–VII века, предоставлено Британским музеем, Лондон
Брошь-диск с позолоченным серебром; чернёный бордюр и золотая аппликация с перегородчатым гранатом и стеклянным крестом; пять раковинных заглушек; филигрань, VI–VII века, предоставлено Британским музеем, Лондон

Англосаксонский период длился много лет, поэтому мода с самого начала и до конца претерпела значительные изменения. Однако, опираясь на скудные сохранившиеся свидетельства, историкам удалось составить представление о том, как носили женщины.

На ферме в Норфолке была найдена золотая брошь с гранатом, предположительно относящаяся к началу VII века ( периоду обращения англичан в христианство ) и принадлежавшая женщине. Брошь украшена руническими надписями и декором, напоминающим другие предметы, найденные в Кенте, Франкском королевстве и Нижних землях.

Другая найденная брошь, названная Эдвен (на фото ниже), также, как полагают, принадлежала женщине. В отличие от броши, представленной выше, считается, что она была изготовлена ​​в XI веке и украшена латинскими словами, упоминающими христианского Бога . Эти предметы не только рассказывают нам о жизни и богатстве женщин, но и свидетельствуют о религиозных изменениях, происходивших в Англии в то время.

Брошь Эдвен или Саттон, XI век, Британский музей, Лондон
Брошь Эдвен или Саттон, XI век, Британский музей, Лондон

На броши также изображены животные, что отражает мотивы, встречающиеся в скандинавском искусстве. Это вполне объяснимо, поскольку регион (Восточная Англия) подвергался нашествиям викингов с IX века. На броши также изображены листья, похожие на те, что встречаются в рукописях Уэссекса. Это свидетельствует о том, что к X веку Восточная Англия находилась под властью западносаксонских королей.

Монахиня. Фото: DEA/Г. НИМАТАЛЛА/De Agostini/Getty Images
Монахиня. Фото: DEA/Г. НИМАТАЛЛА/De Agostini/Getty Images

В заключение следует отметить, что в англосаксонской Англии у женщин было множество обязанностей, различавшихся в зависимости от их социального положения. Жизнь этих женщин не всегда была лёгкой, независимо от их социального статуса. Англосаксонские женщины часто считались собственностью родственников-мужчин, если они были знатными, местного лорда, если они были крестьянами, или своего настоящего владельца, если они были рабынями, и им предоставлялось мало свободы. Тем не менее, время от времени можно увидеть примеры женщин, которые стремились к большему, чем им было доступно.