Продолжаем цикл о Ведическом Христианстве Святой Руси. В предыдущих публикациях мы говорили о таких материальных свидетельствах Ведического периода русского христианства как надгробия с их характерным орнаментом. Сегодня поговорим о другом материальном свидетельстве Святой Руси - посохе.
(См. О чем вопиют камни Святой Руси? Запрещенные погосты, ч. 1, Ведическая Лунница как первый символ христианства на Руси, Ведический период русского христианства: гусляры Святой Руси).
К теме значимости посоха я обращаюсь давно (см. Краткая история палки, также Сим победиши: Белый царь и царь Палкин). И еще дольше я хожу с посохом, или тростью, и делаю упражнения. Но вот, пришла пора вспомнить, что характерной отличительной чертой Святой Руси или Ведического христианства наряду с жизнеутверждающими крестами, гуслями и лунницами является еще и посох.
Посох, трость – особая палка, основное значение которой – поддержка при ходьбе. Как правило, на посох опираются, и он придаёт устойчивость.
Этот пророческий атрибут, пришедший к нам из древности, по праву можно считать самым первым предметом, которым пользовался человек. У первого человека и пророка – Адама – был посох, которым он пользовался, и после его смерти потомки долгое время передавали этот предмет от отца к сыну.
В Исламе, который некогда был частью веры Святой Руси, посоху тоже уделяется первостепенное значение. Среди вещей, которые Пророк Нух поднял на свой корабль во время потопа, был табут со священными писаниями, Хаджар аль-асвад (чёрный камень), а также посох Адама. Был посох и у всех пророков Ислама:
«Сказал Муса: «Это посох мой, на него я опираюсь, сбиваю с веток листья для моих овец и пользуюсь им для других целей». Сура «ТаХа», 18-й аят.
Пророк Мухамед использовал посох и устанавливал его перед собой в молитве.
«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел в день праздника, он велел взять посох и установить его перед ним. Пророк, мир ему, молился перед посохом, а люди стояли за ним, и так он поступал в пути. Таким образом применяли посох и правители ислама».
Есть много высказываний сподвижников Пророка, мир ему, свидетельствующих о практической и духовной пользе использования посоха.
«Когда я подхожу к изголовью колодца, и верёвка не достаёт до воды, я прикрепляю её к посоху. Если я попадаю под зной Солнца, я устанавливаю посох и набрасываю на него то, что даёт мне тень. Если я боюсь насекомых и грызунов, то убиваю их посохом. Когда я иду пешком, то кладу посох на своё плечо и вешаю на него лук, колчан и сумку. Посохом я отгоняю хищников от моих овец».
Маймун бин Махран приводит слова Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах):
«Ношение посоха — это сунна пророков и признак верующих».
Аль-Хасан Аль-Басри сказал:
«У посоха шесть предназначений: сунна пророков, украшение праведников, оружие против врагов, помощь слабым, огорчение для лицемеров и умножение в поклонении».
Мудрецы сказали:
«Если у верующего человека есть посох, то от него убегает шайтан, его боится лицемер и грешник. Посох будет его кыблой в молитве, и силой, когда он ослабнет».
Аль-Куртуби приводит в своём тафсире:
«Аль-Хаджадж встретил бедуина и спросил его: «Откуда ты идёшь, о бедуин?» Тот ответил: «Из пустыни». Аль-Хаджадж спросил: «Что у тебя в руке?» Бедуин ответил: «Это мой посох, я его устанавливаю для своей молитвы, и использую его в своей работе, я подгоняю им своё верховое животное, использую его в своём путешествии, опираюсь на него при ходьбе, чтобы был шире мой шаг и вхожу с ним в реку. Он спасает меня от падения, и я накидываю на него свою одежду — это спасает меня от жары и согревает меня от холода. Посох приближает ко мне всё, что далеко от меня. На нём я ношу свою пищу и на него вешаю свои инструменты. Я стучусь им в двери и защищаюсь им от диких собак. Он заменяет мне копьё при ударе и меч при битве с противниками. Он перешёл мне от отца и перейдёт моему сыну после меня. Я сбиваю им листья для своих овец и использую его для многих других бессчётных задач».
У одного из аскетов спросили:
«Почему ты ходишь с посохом ведь ты не стар и не болен?» Он ответил: «Я знаю, что отправлюсь в путь, а этот мир исчезнет, а посох предназначен для пути».
Как и гусли, посох был непременным атрибутом древнего Ефрема, и эта атрибутика, естественно, передалась Святой Руси. Посох (жезл) играл важную роль у пророков и чудотворцев:
И сказал он (Елисей) Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лицо ребёнка. 4-я Царств 4:29
Посох, с которым ходил человек Божий, как будто заряжался его энергией и во многих случаях был способен творить чудеса. В русском народном фольклере посоху уделяется огромное место.
Посох обычно представляет авторитет, власть и поддержку. Во многих культурах он рассматривается как символ лидерства и способности направлять или управлять. Посох часто рассматривается как проводник, по которому может течь божественная сила или просветление, соединяя физический мир с духовным царством. Этот символизм еще более усиливается тем фактом, что посох — это инструмент, используемый для помощи при ходьбе, указывающий на путешествие или прогресс, часто духовного характера. Он также рассматривается как символ мудрости и знаний, особенно в религиозном или магическом контексте, поскольку часто ассоциируется с фигурами мудрости или божественной силы, такими как Кудесники.
Из Ветхого Завета следует, что посох Моисея оборачивался змеей, а затем снова принимал первоначальную форму. На территории современной Карелии посохи, представлявшие собой ольховые палки с наростами, использовались Кудесниками и дополняли образы многих "волшебных" существ финно-угорского мифологического пантеона, которые позже «превратились» в хорошо знакомых нам сказочных персонажей. Одним из них стал и Дед Мороз.
Приведу ну слишком уж занаученную цитату из исследования особенностей Волховского посоха в древней русской традиции:
Исследование специфических особенностей ритуального предмета служителей культа позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, мифологема посоха отражает, иллюстрирует ассоциативный ряд: посох мировое древо, наличие обязательной «личной» связи между владельцем и предметом. Во-вторых, изготовление и использование посоха связаны с рядом «канонических предписаний», направленных на сакрализацию и табуирование изделия.
Волховские посохи, о которых идет речь в исследовании, цитируемом выше - это посохи волхвов, или кудесников Святой Руси - людей Божиих. Они означали связь носителя посоха с Краеугольным камнем Земли - Иисусом Христом и тем краеугольным камнем Земли, с которым Иисус Себя сравнивал.
В легендах и фольклере посох помогал своему владельцу перемещаться быстро на большие расстояния - он как бы нес его. Кстати, подобного рода перемещения описаны и в Библии. Посох расчищал дорогу и раздвигал воду. Посох обеспечивал питание. Посох побеждал врагов. Точнее, все это делали вместе Бог, Человек и посох.
С приходим Ватикано-Византийской традиции посох претерпел серьезные преобразования. Носить его могли теперь только лица, принадлежащие к церковной иерархии. Википедия сообщает:
По́сох (жезл) — знак церковной власти епископа и управляющего монастырём.
В православии посох служит символом пастырской, духовной власти архиерея, а также игумена монастыря. Посох вручают каждому епископу при хиротонии.
Самая древняя форма жезла имела форму пастушеского посоха — деревянной палки с изогнутым или загнутым верхом. Ныне навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:
древняя форма, восходящая к VI веку в виде перекладины с рожками, напоминающим перевёрнутый якорь (древний символ Церкви как корабля спасения душ). Теперь такие посохи вручаются наместникам, настоятелям и игумениям монастырей;
форма, распространившаяся в XVI—XVII веках, — в виде двух змей, извивающихся кверху с главами, взаимно обращёнными друг к другу, что означает мудрое управление паствой (этот образ основан на словах Христа, обращённых к апостолам, — «Будьте мудры, как змии» (Мф. 10—16). Википедия
Изменения формы посоха с якоря на змей - это характерный для переходного периода процесс. Дело в том, что "якорь" был одним из символов Ведического христианства - и этот символ запечатлен на множестве древних надгробных обелисков (которые пытались уничтожить служители культа новой традиции) и в древних орнаментов храмов.
На смену пришли "змеиные посохи" - кадуцеи. Это знак принадлежности к древнему оккультному сообществу. Википедия:
Кадуце́й (лат. cādū́ceus [kaː'duː.ke.us]) или керикион (др.-греч. κηρύκειον [kɛː.'ry.keː.on]) — жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями, часто с крыльями на навершии жезла. Его появление в Античности связывали с мифом об Аполлоне и Гермесе.
В Древнем Риме кадуцей стал неотъемлемым атрибутом послов. Кроме символа примирения он впоследствии стал эмблемой коммерции и медицины. Также известен в качестве оккультного знака, символа ключа тайного знания, скрещённые змеи при этом символизируют дуализм мироздания. Все эти значения кадуцея тем или иным образом связаны с мифологическим образом Гермеса.
О том, как этот символ, вместе с другой атрибутикой, проник в высшие структуры христианской корпорации, а затем и медицинской корпорации (с середины 19 века) написано немало, и я тут говорить об этом не буду. В свое время я написал исторический роман "Римский лабиринт" (который хочу здесь повторить на ОС в аудио-файлах) в котором прослеживаю историю символов в прошлое, а вместе с символами - и приемственность традиции попыток власти определенных теневых структур. Кто-то читал этот роман? Что вы думаете?
С приходом про-Ватиканской традиции посох теряет свое практическое предназначение и делается теперь сувенирным - из золота, драгоценных камней, становясь символом власти, своего рода царским посохом. Точно такие носили (и носят) верховные жрецы оккультных масонских традиций.
"Посохи" сегодня отличаются от тех посохов, которые Иисус велел ученикам носить с собой:
И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, Евангелие от Марка 6:8
На Святой Руси с посохами ходили проповедники Евангелия, Кудесники, Пророки, Старцы, Чудотворцы - все те, кто подвергся жесточайшим гонениям (как и гусляры) от новой религиозной традиции. Ходить с посохом стало "подозрительным" - и людей могли бросить в монастырские тюрьмы до конца жизни, если на них падало подозрение, что они принадлежат к более древней традиции.
Но все же посох, простой деревянный посох был так укоренен в русской истории и практике (как ни у какого другого народа!), что в конце-концов господствующая идеология довольствовалась запрещением и сожжением гуслей, а с посохами бороться было бессмысленно: слишком много оказалось на Руси людей, деревьев и доброты. Тем более, что одно дело - обидеть человека с гуслями. Другое дело - получить по зубам от человека с посохом...
А посох - или хотя бы палочка, трость - и по сей день являются настоящим подарком людям от Бога - неоцененным, в целом непринятым, которого стыдятся - но от того не менее драгоценным! Пусть вам Санта Клаус - Святой Николай - подарит на Новый год красивый посох, или трость. Простую, без змей или дорогих украшений. Но эта трость - в ваших руках - станет настоящим жезлом силы.