Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Анализ конкурентов для новичков: пошаговое руководство

Оглавление

Рассказываем, по каким каналам искать конкурентов, какими методами воспользоваться и какие критерии выбрать для сравнения.

Что такое конкурентный анализ

Анализ конкурентов — это непрерывный процесс изучения компаний, которые работают в той же сфере, что и вы. Он нужен для выхода на рынок, разработки уникального торгового предложения, оптимизации цен, поиска неудовлетворенных потребностей аудитории и снижения риска ошибок.

Анализировать и сравнивать можно несколько групп конкурентов:

  • Прямых — они продают товары или услуги, аналогичные вашим. Часто располагаются в непосредственной близости от вашей точки и охватывают ту же целевую аудиторию, например, несколько точек общепита в крупном торговом центре;
  • Косвенных — они решают ту же проблему клиента, но другим способом. Это — вендинговые автоматы и булочные с опцией напитка на вынос для владельца кофейни;
  • Неочевидных — они работают в другой нише и с другой аудиторией, но могут закрыть такие же потребности, как и ваш бизнес. Если клиент колеблется между покупкой телевизора и кухонного гарнитура, магазины мебели и электронной техники будут неочевидными конкурентами.

Зачем нужен конкурентный анализ

Отслеживать активность конкурентов, особенно прямых и неочевидных, важно по нескольким причинам:

  • Принять решение о запуске бизнеса;
  • Сформулировать УТП продукта и выйти с ним на рынок;
  • Определиться с ценовой политикой компании;
  • Придумать эффективную стратегию продвижения;
  • Избежать ошибок, которые уже совершали другие;
  • Выстроить коммуникацию с клиентами.

Где искать конкурентов

Конкурентный анализ проводится двумя способами: оффлайн и онлайн. Первый вариант подразумевает личное посещение заведений с тестированием продукции и оценкой сервиса, а также участие в тематических форумах и мероприятиях.

Второй предлагает широкий выбор каналов под конкретный запрос:

  • Прямой запрос в поисковой системе;
  • Поиск по хэштегам в социальных сетях;
  • Фильтрация похожих организаций на карте;
  • Изучение профессиональных рейтингов;
  • Оценка предложений на маркетплейсах и агрегаторах услуг.

Кроме того, в анализе конкурентов помогут специальные сервисы. Similarweb предоставляет информацию об источниках трафика сайта, SpyWords находит ключевые слова, по которым пользователи приходят на сайт, а PR-CY может отслеживать динамику позиций по регионам.

Какие критерии подойдут для анализа

  • Продукт или услуга (ассортимент, упаковка, качество) — найдете отличия от конкурентов и сделаете их своим преимуществом;
  • Ценовая политика (стоимость, ценовая модель, гарантийные условия) — установите цены, которые сохранят как прибыль, так и клиентов;
  • Продвижение (реклама, SEO, контент) — оцените способы коммуникации с аудиторией и адаптируете успешные механики;
  • Позиционирование (ценности, ToV бренда) — сформируете собственный запоминающийся стиль и повысите лояльность аудитории;
  • Клиентский опыт (сервис, скорость ответа, отзывы) — найдете незакрытые потребности клиентов, чтобы предложить лучшие условия.

Методы конкурентного анализа

Выбор метода зависит от целей, которые преследует бизнес. К наиболее популярным относят:

  • SWOT-анализ — таблица из четырех частей полезна при сравнении с одним или двумя конкурентами. Этот метод позволяет узнать, как извлечь выгоду из преимуществ, сократить риски и проработать слабые стороны.

Чтобы эффективно работать с параметрами «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы», может потребоваться помощь независимого и объективного эксперта.

  • 5 сил Портера — таблица состоит из угроз со стороны поставщиков, товаров-заменителей, текущих клиентов и потенциальных конкурентов, которым присуждается оценка по балльной шкале — от низкого уровня риска к высокому.

Чтобы 5 сил Портера не погубили ваш бизнес, советуем заглянуть в отдельную статью. В ней рассказали о том, как провести экспресс-анализ для общего представления о состоянии рынка и полный анализ для разработки долгосрочной стратегии развития бизнеса.

  • Бенчмаркинг — этот метод позволяет измерять производительность по отраслевым стандартам и адаптировать лучшие стратегии конкурентов в свой бизнес. Анализировать можно прибыль, техническое оснащение, удовлетворенность клиентов и даже имидж компании.

Основная ловушка бенчмаркинга заключается в том, что компании слепо подражают чужим стратегиям, поэтому важно ставить реалистичные цели при внедрении инноваций.

Стоит добавить, что новичкам подойдет и классический сравнительный анализ, который предполагает составление таблицы с критериями и сравнение конкурентов по каждому из них. А если вы хотите расширить зону оценки, можете воспользоваться PEST-анализом и Картой пути клиента. Первый нужен для охвата политических и социокультурных факторов, тогда как второй — для визуализации всех точек контакта между клиентом и компанией.

Как провести анализ конкурентов: пошагово

Используйте каналы для поиска и методы анализа из описанных выше, чтобы начать плодотворную работу над оценкой конкурентов по этой схеме:

  • Определите цель — ваша задача должна быть четкой и выполнимой, например, правильно определить цену товара, выбрать канал коммуникации с аудиторией или создать уникальные условия обслуживания;
  • Составьте список конкурентов — найдите 4-5 прямых конкурентов и несколько косвенных, чтобы получить более полное представление о ситуации на рынке;
  • Выберите параметры для сравнения — обычно они связаны с целью вашего анализа. Так, при выходе на маркетплейсы полезно оценить рейтинг магазинов, а при оптимизации цен — специальные акции конкурентов;
  • Соберите данные — в этом вам помогут поисковики, социальные сети, сервисы аналитики, агрегаторы отзывов и личные проверки;
  • Проанализируйте результаты — сравните показатели конкурентов с собственными по одному из методов, а также сделайте краткие выводы по каждому критерию. В них и заключаются ваши ориентиры: что можно улучшить, от чего следует отказаться и какая стратегия будет выигрышнее.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.