Из каких компонентов состоит SWOT-анализ, когда и зачем используют этот инструмент, как провести анализ и какие шаги сделают SWOT эффективнее.
Что такое SWOT-анализ
SWOT-анализ — это инструмент стратегического планирования, который помогает выявлять сильные и слабые стороны бизнеса, а также возможности и угрозы, сопровождающие его.
Инструмент состоит из четырех компонентов, скрытых в аббревиатуре SWOT:
- Сильные стороны (Strengths) — уникальные преимущества бизнеса, которые выделяют вас среди конкурентов. К примеру, кондитерская и ее секретный рецепт торта, передающийся из поколения в поколение;
- Слабые стороны (Weaknesses) — ограничения или области, которые необходимо улучшить. К ним могут относиться высокие затраты на ингредиенты для приготовления того самого торта;
- Возможности (Opportunities) — точки роста извне, которые можно использовать в своих целях. Это — растущий спрос на домашнее производство или новые поставщики с более дешевым сырьем;
- Угрозы (Threats) — внешние риски, которые могут помешать развитию бизнеса. Среди них возросшая конкуренция, ужесточение санитарных норм и репутационные риски.
Собранные факты удобно занести в таблицу из четырех частей. Она помогает увидеть картину целиком и принять наиболее взвешенное решение: как извлечь выгоду из преимуществ, сократить риски и проработать слабые стороны.
Когда и зачем используют SWOT-анализ
SWOT-анализ полезен любому бизнесу, который хочет разработать план по устранению слабых сторон. В периоды перемен — при слиянии компаний, кризисе и реструктуризации — инструмент позволяет найти каждый фактор риска, чтобы смягчить его воздействие.
Этот инструмент выступает отличным помощником и при стратегическом планировании. С его помощью крупный бизнес сможет оптимизировать большие расходы, средний получит возможность выйти на новый рынок, а малый — расширить ассортимент необходимыми товарами.
Кроме того, SWOT используют в карьерном треке. Предприниматели могут трезво оценить собственные ресурсы и ситуацию на рынке, чтобы сделать вывод о необходимости смены деятельности. Не лишним оказывается и личное позиционирование. Благодаря этому инструменту можно понять, какие ценности транслировать от лица компании.
Как провести SWOT-анализ
Чтобы провести эффективный SWOT-анализ, важно придерживаться четкой структуры:
- Определите цель — чтобы результат был более точным, определите объект анализа: бизнес в целом, продукт или конкретный проект;
- Соберите данные — оценка должны быть подкреплена фактами: отзывами клиентов, конкурентными обзорами и финансовыми отчетами;
- Соберите команду — оценка руководителей вкупе с информацией от сотрудников из разных отделов обеспечат более объективный взгляд;
- Заполните SWOT-таблицу — для начала перечислите сильные и слабые стороны, затем добавьте возможности и угрозы для компании;
- Разработайте решения — подумайте, как использовать возможности и что поможет снизить выявленные риски;
- Обновляйте анализ — матрица SWOT требует пересмотра не реже раза в год, поскольку стратегия и внешние факторы могут меняться.
Распространенные ошибки при проведении анализа
- Субъективность — иногда руководитель может быть предвзятым по отношению к собственному проекту, опираться на сильные стороны, игнорируя слабые. Чтобы избежать нереалистичной оценки, эксперты рекомендуют привлекать специалистов извне;
- Расплывчатые формулировки — общие фразы в духе «высокие стандарты обслуживания клиентов» затрудняют разработку действенных стратегий. Углубляйтесь в детали и подкрепляйте оценку фактами. К примеру, «показатель удовлетворенности клиентов составил 87%»;
- Путаница между факторами — иногда предприниматели путают слабости и угрозы, например, недостаток технических знаний и быстрые отраслевые изменения. Чтобы понять, в какой квадрат их занести, задайте простые вопросы: «источник информации находится внутри компании или снаружи?» и «можем ли напрямую влиять на этот фактор или нет?».
Бонус: пример использования SWOT-анализа
Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.