Найти в Дзене
Альтернативная история

Moto Guzzi Alce: честный трудяга итальянской армии

Когда речь заходит о военной технике Италии времён Второй мировой войны, чаще всего вспоминают танки или артиллерию, но куда реже — мотоциклы. Между тем, именно двухколёсная техника часто решала повседневные задачи армии: доставляла документы, везла связистов, сопровождала колонны. Среди этих машин особое место занимает Moto Guzzi Alce — мотоцикл, который нельзя назвать идеальным, но который выполнял свою работу настолько хорошо, насколько позволяли его конструкция и эпоха. Как появился Alce К концу 1930-х годов итальянская армия искала надёжный мотоцикл для связи, разведки и вспомогательных задач. Moto Guzzi предложила модель, созданную специально под требования армии, на базе своих проверенных одноцилиндровых конструкций. Так в 1938 году появился Alce — название означало «лось», но на самом деле характер у него был скорее как у упрямого, но выносливого мула. OLYMPUS DIGITAL CAMERA Его главная особенность — простота. Настолько простая техника, что её можно было чинить почти «на к
Оглавление

Когда речь заходит о военной технике Италии времён Второй мировой войны, чаще всего вспоминают танки или артиллерию, но куда реже — мотоциклы. Между тем, именно двухколёсная техника часто решала повседневные задачи армии: доставляла документы, везла связистов, сопровождала колонны. Среди этих машин особое место занимает Moto Guzzi Alce — мотоцикл, который нельзя назвать идеальным, но который выполнял свою работу настолько хорошо, насколько позволяли его конструкция и эпоха.

Мототехника гражданская и военная | Альтернативная история | Дзен
Вторая Мировая Война | Альтернативная история | Дзен

Как появился Alce

К концу 1930-х годов итальянская армия искала надёжный мотоцикл для связи, разведки и вспомогательных задач. Moto Guzzi предложила модель, созданную специально под требования армии, на базе своих проверенных одноцилиндровых конструкций. Так в 1938 году появился Alce — название означало «лось», но на самом деле характер у него был скорее как у упрямого, но выносливого мула.

-2

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Его главная особенность — простота. Настолько простая техника, что её можно было чинить почти «на коленке», а солдатам, которые не имели особой подготовки, это было только на руку.

Сильные стороны Moto Guzzi Alce

-3

1. Надёжность конструкции

Одноцилиндровый 500-кубовый двигатель был неторопливым, но уверенным. Он не стремился к скорости, его задача — стабильная тяга и способность продолжать работать, даже если масло не самого лучшего качества или пыль забивает воздуховоды. Для армейской эксплуатации это важнее скорости.

2. Нетребовательность к обслуживанию

Alce не обижался на грубое обращение. Подтянуть тросы, прочистить карбюратор, сменить свечу — и он снова готов к работе. В условиях фронта это ценилось гораздо больше, чем сложные «продвинутые» решения, которые могли выйти из строя.

-4

3. Предсказуемое управление

Управлять Alce можно было без особых навыков: тяжёлый, устойчивый, он терпел ошибки новичков. Для солдата, которому вчера выдали винтовку, а сегодня посадили на мотоцикл, это был немаловажный плюс.

4. Возможность установки коляски

Мотоцикл часто использовали с боковым прицепом — для перевозки солдат, пулемётных расчётов или оборудования связи. И хотя мощность двигателя была не слишком большой, мотоцикл тянул коляску уверенно.

Но не без слабостей

-5

Alce нельзя назвать идеальным мотоциклом. Он имел ряд недостатков, о которых редко говорят:

1. Тяжёлый и неповоротливый

В сложном рельефе — горах или пересечённой местности — мотоцикл мог казаться «тяжёлым на руки». Это не был спортивный аппарат: манёвренность у него средняя, а разворот на ограниченном пространстве — дело не быстрое.

2. Небольшая мощность

13–18 л.с. даже по меркам 1930-х — немного. Если ехать с коляской по песку или подъёму, мотоцикл иногда буквально «тянул себя из последних сил». Он выполнял задачу, но не блистал.

-6

3. Жёсткая подвеска

Военная логика была проста: меньше подвижных деталей — меньше поломок. Поэтому задняя подвеска отсутствовала как класс. Водителю же приходилось мириться с тряской, особенно на каменистых дорогах Балкан.

4. Слабая динамика

Для связи и перевозки грузов максимальная скорость в 80–90 км/ч была достаточной, но в случае экстренного манёвра или необходимости «уходить» от обстрела Alce проигрывал более быстрым мотоциклам других армий.

Где служил Moto Guzzi Alce

-7

Несмотря на свои особенности, модель использовалась широко:

  • у связистов,
  • у военной полиции,
  • в разведке,
  • у офицеров штаба,
  • в конвоях снабжения,
  • в мотоциклетных частях в Африке и на Балканах.

В Северной Африке Alce ценили за способность работать в жаре, хотя песок ему давался нелегко. В Балканской кампании его любили за проходимость и надёжность, но жаловались на жёсткость рамы. В оккупированной Италии мотоцикл использовали как правительственные силы RSI, так и германские подразделения — просто потому, что альтернатив не было, а Alce работал.

После войны: тихая, но долгая служба

Хотя война закончилась, Alce не ушёл на покой сразу. Модернизированная версия Superalce использовалась армией и полицией Италии вплоть до 1960-х годов. Это лишний раз показывает, что мотоцикл, каким бы несовершенным он ни был, выполнял свою работу добросовестно.

Alce как человек

Если представить Moto Guzzi Alce в виде человека, это был бы солдат без лишнего геройства.
Не лучший, не самый смелый, не самый быстрый — но тот, кто всегда выходит на смену, не жалуется и делает свою часть работы.

Он не сорвёт аплодисменты, но именно благодаря таким «незаметным труженикам» армия продолжает функционировать.

Простой, честный, немного упрямый, но надёжный — именно таким запомнился Moto Guzzi Alce.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Как мотоциклетный полк Петра Белика уничтожил в тылу врага 9 самолетов и еще много другой техники - Альтернативная История
Юрий Пашолок. Воспоминания о выставке 110-летней давности - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/moto-guzzi-alce-chestnyj-trudyaga-italyanskoj-armii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉