Найти в Дзене
Альтернативная история

DKW RT 125 — самый копируемый мотоцикл XX века и незаметный герой Второй мировой

Мало какой мотоцикл оказал на мировое мотостроение такое влияние, как DKW RT 125. Скромный по объёму, лёгкий, простой и дешёвый, он стал настоящим массовым транспортом для немецкой армии во время Второй мировой войны и породил целую династию послевоенных копий. Сегодня RT 125 считается самым копируемым мотоциклом в истории, а его конструкция легла в основу сразу нескольких моделей в США, Великобритании, СССР, Польше, Китае и даже Японии. Но начинается история задолго до этого — в начале 1930-х годов на заводах DKW. Компания DKW в довоенные годы была одним из лидеров европейского рынка малокубатурной техники. В 1939 году инженеры разработали новую модель лёгкого гражданского мотоцикла — RT 125 (Reichstyp 125). Машина создавалась как доступная, экономичная и технологически продвинутая, ориентированная на массового покупателя и учебные цели. Основные идеи конструкции: Идеальные качества как для мирной, так и для военной службы. С началом войны RT 125 быстро перекочевал из гражданской лин
Оглавление

Мало какой мотоцикл оказал на мировое мотостроение такое влияние, как DKW RT 125. Скромный по объёму, лёгкий, простой и дешёвый, он стал настоящим массовым транспортом для немецкой армии во время Второй мировой войны и породил целую династию послевоенных копий.

Сегодня RT 125 считается самым копируемым мотоциклом в истории, а его конструкция легла в основу сразу нескольких моделей в США, Великобритании, СССР, Польше, Китае и даже Японии. Но начинается история задолго до этого — в начале 1930-х годов на заводах DKW.

Мототехника гражданская и военная | Альтернативная история | Дзен

Рождение идеи: простой мотоцикл для всех

Компания DKW в довоенные годы была одним из лидеров европейского рынка малокубатурной техники. В 1939 году инженеры разработали новую модель лёгкого гражданского мотоцикла — RT 125 (Reichstyp 125). Машина создавалась как доступная, экономичная и технологически продвинутая, ориентированная на массового покупателя и учебные цели.

Основные идеи конструкции:

  • минимальная сложность;
  • низкая стоимость эксплуатации;
  • надёжный двухтактный двигатель;
  • лёгкая рама и управление, подходящее даже для неопытных водителей.

Идеальные качества как для мирной, так и для военной службы.

-2

DKW RT 125 во Второй мировой войне

С началом войны RT 125 быстро перекочевал из гражданской линейки в военное ведомство.

Хотя он не был таким знаковым, как BMW R75 или Zündapp KS750, в немецкой армии он стал самым массовым по числу произведённых экземпляров. Всего за период войны и оккупаций было выпущено более 70 000 RT 125, что делало его основным лёгким мотоциклом вермахта.

Как использовали RT 125 в армии

  • связь и доставка донесений;
  • курьерская служба;
  • разведывательные выезды на короткие дистанции;
  • обучение новобранцев-мотоциклистов;
  • транспортировка мелкого груза и инструмента.

Военные ценили его за:

  • лёгкость (около 80 кг),
  • неприхотливость,
  • минимальный расход топлива,
  • способность работать даже на низкокачественном бензине и смеси.

RT 125 легко помещался в кузов грузовиков, на прицепы, на платформы бронемашин. Его можно было переносить вдвоём — уникальное преимущество в полевых условиях.

-3

Конструкция и технические особенности

Хотя по современным меркам RT 125 кажется примитивным, в своём времени он был образцовым примером рациональной инженерии.

Двигатель

  • тип: 1-цилиндровый двухтактный;
  • объём: 123 см³;
  • мощность: 4–5 л.с.;
  • карбюратор Gurtner или Amal (в зависимости от серии);
  • принудительное воздушное охлаждение.

Двухтактный ДВС отличался минимальным числом деталей и лёгкостью обслуживания — важный фактор в условиях войны.

Трансмиссия и ходовая

  • 3-ступенчатая коробка передач;
  • цепной привод;
  • телескопическая вилка (новаторское решение для малокубатурников);
  • задняя подвеска отсутствовала (жёсткая рама).

Телескопическая передняя вилка стала революцией в лёгкой технике — её позже скопировали почти все производители.

Характер в эксплуатации

Благодаря великому немецкому «рационализму» RT 125 обладал:

  • мягким стартом,
  • ровной тягой на низких оборотах,
  • удивительно тихой работой на холостых,
  • высоким ресурсом цилиндро-поршневой группы.
-4

Послевоенная судьба: рассекреченные чертежи и мировой успех

После поражения Германии союзники получили доступ ко многим патентам и чертежам DKW.

RT 125 стал настоящим сокровищем — его конструкция оказалась настолько удачной, что её официально взяли за основу как репарационный трофей.

Так родилась целая серия «потомков»:

США — Harley-Davidson Hummer

-5

Фактически полная копия RT 125, производившаяся с 1948 года.

Великобритания — BSA Bantam

-6

Ещё одна лицензионная (почти буквальная) копия, ставшая одним из самых популярных британских мотоциклов в истории.

СССР — М-1А «Минск»

-7

Знаменитый «Минск» начался именно с RT 125.
Первые М-1А делались по трофейным чертежам, а двигатель практически не отличался от немецкого.

Польша — SHL 125

-8

Польская индустрия мотоциклов также стартовала с переработанной копии RT 125.

Япония — влияние на ранние модели Yamaha

-9

Yamaha YA-1 была не прямой копией, но в основе имела ту же конструкцию двухтактного двигателя DKW.

Всего по миру на базе RT 125 произведено более миллиона мотоциклов — рекорд, недоступный большинству брендов даже сегодня.

Почему RT 125 стал легендой?

1. Удивительная простота

Конструкция состояла из минимума деталей, что облегчало ремонт и производство.

2. Надёжность

Мотоцикл выдерживал:
— плохой бензин,
— слабое обслуживание,
— экстремальные нагрузки.

3. Массовость

Это был «мотоцикл для народа», доступный и в мирное, и военное время.

4. Лёгкость в обучении

На нём осваивали технику тысячи будущих военных мотоциклистов.

5. Огромное влияние

Он сформировал целое направление в мировом мотостроении.

Интересный эпизод из военной эксплуатации

Среди многочисленных воспоминаний ветеранов связи и курьеров вермахта часто упоминается одна характерная ситуация. Во время весенней распутицы 1943 года мотоциклы с колясками буксовали в жидкой грязи, а машины застревали целыми колоннами.

Но связист-новобранец на DKW RT 125, действуя по собственной инициативе, сумел обойти размытую дорогу по узкой тропе между лесными кочками. Лёгкий вес и тяга двухтактника позволили ему буквально «перепрыгивать» из сухого пятна на сухое, тогда как тяжёлая техника тонула.

Именно благодаря этому маленькому RT 125 донесение доставили вовремя, что позволило корректировать артиллерийский огонь. Этот эпизод часто приводят как пример того, что иногда маленькая техника решает большие задачи.

Заключение

DKW RT 125 — это не просто лёгкий мотоцикл.
Это явление в инженерии, повлиявшее на весь мир. Его разработка стала точкой отсчёта для десятков моделей, а послевоенное производство копий сделало его самым узнаваемым и массовым лёгким байком ХХ века.

В условиях войны он стал незаменимым средством связи и разведки, а в мирное время — транспортом, который дал миллионам людей возможность сесть за руль собственного мотоцикла.

Это один из тех случаев, когда скромная машина оказалась куда важнее своих более мощных и дорогих собратьев.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Как мотоциклетный полк Петра Белика уничтожил в тылу врага 9 самолетов и еще много другой техники - Альтернативная История
Юрий Пашолок. Слет раритетов возле села Ивановское - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/dkw-rt-125-samyj-kopiruemyj-motoczikl-xx-veka-i-nezametnyj-geroj-vtoroj-mirovoj/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉