Найти в Дзене
Альтернативная история

«Русский вездеход, который мог бы изменить экспедиции XX века: феномен Тарусь 2×2»

Если бы инженеры начала XX века увидели Тарусь 2×2, они бы решили, что перед ними образец экспериментальной техники для арктических экспедиций — компактный, лёгкий, способный идти по болоту, снегу и лесной чащобе. Но этот удивительный аппарат создан не в прошлом столетии, а сегодня, и представляет собой один из самых необычных российских мотовездеходов последнего десятилетия. Тарусь 2×2 — это полноприводный двухколёсный вездеход, в котором нет лишней сложности, зато есть продуманная конструкция, вдохновлённая идеями утилитарной техники СССР и духом современной инженерной смелости. Он выглядит как машина из параллельной истории — там, где СССР делал бы упор не на квадроциклы, а на компактные двухколёсные вездеходы для охотников, геологов, поисковиков и разведчиков. В этой статье мы разберём, что делает Тарусь 2×2 уникальным, откуда тянутся его концептуальные корни и почему подобный аппарат вполне мог бы появиться в альтернативной истории ещё в 1960-х. Тарусь 2×2 — не просто современный
Оглавление

Если бы инженеры начала XX века увидели Тарусь 2×2, они бы решили, что перед ними образец экспериментальной техники для арктических экспедиций — компактный, лёгкий, способный идти по болоту, снегу и лесной чащобе. Но этот удивительный аппарат создан не в прошлом столетии, а сегодня, и представляет собой один из самых необычных российских мотовездеходов последнего десятилетия.

Тарусь 2×2 — это полноприводный двухколёсный вездеход, в котором нет лишней сложности, зато есть продуманная конструкция, вдохновлённая идеями утилитарной техники СССР и духом современной инженерной смелости. Он выглядит как машина из параллельной истории — там, где СССР делал бы упор не на квадроциклы, а на компактные двухколёсные вездеходы для охотников, геологов, поисковиков и разведчиков.

В этой статье мы разберём, что делает Тарусь 2×2 уникальным, откуда тянутся его концептуальные корни и почему подобный аппарат вполне мог бы появиться в альтернативной истории ещё в 1960-х.

Мототехника гражданская и военная | Альтернативная история | Дзен

Концепция: продолжатель идей советских мотоболотоходов

Тарусь 2×2 — не просто современный продукт.
Эта машина будто перенесена из параллельной эпохи — из того СССР, где активно развивали бы лёгкие вездеходные мотоциклы для сельской местности, геодезистов и армейских связистов.

Некоторые черты прямо отсылают к советским экспериментам с мототранспортом:

Шины сверхнизкого давления

Такое решение использовалось на ранних советских аэросанях и экспериментальных снегоболотоходах.

Полный привод на два колеса

Концепция, знакомая по прототипам НАТИ и нескольким опытным армейским машинам 1950–70-х, которые стремились сочетать компактность мотоцикла и тяговитость вездехода.

Минимум сложной механики

Идеология «ремонтопригодности в поле», которая всегда была особой чертой советского машиностроения.

-2

Техническая суть Тарусь 2×2

При всей внешней простоте у этого мотовездехода есть несколько инженерных решений, делающих его феноменально проходимым.

Двигатель

  • Тип: четырёхтактный бензиновый
  • Объём: 200–210 см³
  • Мощность: ~6,5–7 л.с.
  • Происхождение: клоны Honda GX или моторы Lifan

Эти двигатели известны своей живучестью, простотой и дешевизной. В условиях экспедиции это преимущество: запчасти доступны, ремонт возможен подручными средствами.

Привод

Главный элемент конструкции — полноприводная система 2×2.
Крутящий момент подаётся на оба колеса через простой, надёжный механический привод. Такое решение значительно повышает проходимость, особенно в снегу и заболоченных местах.

Рама и конструкция

  • Вес в среднем 85 кг
  • Отсутствие классической подвески
  • Передняя вилка снимается одним болтом
  • Машина легко разбирается и помещается в обычный легковой автомобиль

Отказ от подвески на первый взгляд кажется странным, но низкое давление в шинах делает их «живыми». Колёса работают как пневмоамортизаторы, сглаживая удары и вибрации.

Колёса и шины

  • Размер: 25×12-9
  • Давление: ~0,1–0,2 бар
  • Бескамерные, двухслойные

Такие колёса дают Тарусь эффект «плавающего» вездехода, буквально перенося его по кочкам, кочкам и снегу. Машина не оставляет глубоких следов — прямо как болотоходы советских егерей.

-3

Проходимость: где Тарусь превращается в легенду

Полноприводный мотовездеход способен проходить такие препятствия, где большинство лёгкой техники буксует:

  • глубокое болото
  • талый снег
  • торфяные поля
  • лесные завалы и буреломы
  • заболоченные тропы
  • крутые подъёмы и спуски
  • рыхлый песок и глинистую грязь

Важнейшее преимущество — вес. В отличие от квадроциклов, Тарусь не прижимается к почве сотнями килограммов, а наоборот, «стелется» по поверхности. Даже если он застрял, водитель способен:

  • поднять его,
  • развернуть вручную,
  • перетащить несколько метров.

Представьте себе экспедицию 1970-х в Удмуртии или на Колыме: такая машина могла бы стать идеальным транспортом для геологов, охотников, егерей или связистов, которым нужно передвигаться по труднодоступным местам.

-4

Практическое применение: когда нужен именно двухколёсный вездеход

Охота

Проходимость, малый вес и низкий шум делают Тарусь особенно ценным в лесу.

Рыбалка и зимние выезды

При низком давлении в шинах мотовездеход ведёт себя почти как аэросани — легко скользит по рыхлому и глубокому снегу.

Туризм и экспедиции

Аппарат компактный, легко перевозимый в автомобиле, не требует прицепа. Для путешественников это огромный плюс.

Сельские работы и хозяйства

Может выполнять роль развозного транспорта в труднопроходимых деревнях и охотничьих угодьях.

Поисковые отряды и спасатели

Маневренность и лёгкость позволяют использовать Тарусь на заболоченной местности и в узких лесных коридорах.

Как Тарусь 2×2 смотрится в альтернативной истории

Если бы подобная концепция появилась в СССР, она могла бы занять свою нишу в нескольких сферах:

Погранвойска

Для патрулирования тайги и труднодоступных участков государственной границы.

Геологоразведка

Компактный вездеход идеально подходил бы для маршрутов между зимовьями и базами.

Сельскохозяйственные хозяйства

Лёгкий и надёжный транспорт для местности без дорог.

Спецслужбы и разведка

В сценариях параллельного развития техники он мог бы стать аналогом лёгких разведывательных мотоциклов для труднопроходимых районов.

Тарусь — это как будто «утерянное звено» между советскими мотоболотоходами и современными квадроциклами.

-5

Плюсы и минусы в реальной эксплуатации

Плюсы

  • исключительная проходимость
  • малый вес
  • высокая ремонтопригодность
  • низкая стоимость владения
  • компактность и разборная конструкция
  • возможность перевозки в легковом авто
  • низкий расход топлива

Минусы

  • невысокая скорость
  • отсутствие классической подвески
  • ограниченный комфорт
  • невозможность езды по дорогам общего пользования

Несмотря на минусы, в своей нише Тарусь почти уникален — конкурентов у такого класса техники практически нет.

Мог ли такой вездеход появиться раньше?

Исторически — да.
Технологии, необходимые для создания подобной машины, существовали в СССР уже в 1960-х:

  • лёгкие моторы
  • шины низкого давления
  • простые механические редукторы
  • сварные рамы

Если бы мотоболотоходы получили дальнейшее развитие, Тарусь 2×2 мог бы стать массовой машиной в отдалённых районах СССР.
В альтернативной хронологии он бы органично занял место между лёгкими армейскими мотоциклами и компактными снегоболотоходами.

Вывод: техника из параллельной эпохи, появившаяся сегодня

Тарусь 2×2 — это современный российский мотовездеход, но по духу он близок к технике прошлых десятилетий: утилитарной, простой, выносливой.
Он словно создан для страны, где нужно ездить там, где дороги заканчиваются, а карта становится лишь примерным ориентиром.

Машина уникальна и в реальности, и в «альтернативной истории».
Она могла бы стать частью экспедиций, арктических исследований, лесных хозяйств или пограничных служб прошлого века — но она появилась сегодня, и, возможно, именно поэтому так хорошо воспринимается как техника, в которой что-то ностальгическое сочетается с современными возможностями.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Необычные российские и советские вездеходы - Альтернативная История
Забытые страсти 8×8: экспериментальные четырехосные грузовики в СССР - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/russkij-vezdehod-kotoryj-mog-by-izmenit-ekspediczii-xx-veka-fenomen-tarus-2x2/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉