Моя длинная, растянутая во времени серия рассказов, условно названная «От проспекта Мира до Сретенки», захватывает и ВДНХ, и Останкино, и примыкающие улицы с переулками. А впереди, нынешней зимой, я расскажу о каскаде переулков, отходящих вправо и влево от улицы Сретенки.
Пока же я прошелся по Протопоповскому и Астраханскому, Орлово-Давыдовскому и парочке других переулков. Рассказал об улицах Гиляровского, Щипке и Щепкина. И разумеется, о самом проспекте Мира.
Конечно, очень многое я оставил на потом. Еще много занимательных историй предстоит рассказать и рассмотреть много красот. Не раз мне еще предстоит сюда вернуться.
А пока что напомню об одном удивительном особняке, который я уже показывал давным-давно, однако сделал это мельком, вскользь. А дом этот достоин подробного и обстоятельного рассказа. Он стоит возле станции метро «Проспект Мира» на одноименной магистрали, которая когда-то называлась 1-й Мещанской улицей.
- Друзья, большая просьба: не поленитесь оставить хотя бы короткий комментарий под статьей и поставить лайк. Это поднимет ее рейтинг и поможет другим читателям находить материалы. А кто желает поддержать проект «Тайного фотографа» не только словами, может воспользоваться этой кнопкой:
А теперь к рассказу о моем сегодняшнем архитектурном герое. Откровенно говоря, особняком его стали называть лишь в наши дни. Когда-то же это был...
...Флигель одной обширной городской усадьбы
Несмотря на то, что Москва подвержена суровым переменам погоды, и в связи с этим архитекторы старались поменьше использовать такие вот крупные формы в декоре фасадов, зданий с атлантами в Первопрестольной довольно много. Меньше, чем в Санкт-Петербурге, но все-таки.
И все равно, спроси у любого москвича, где находится дом с атлантами, большинство опрошенных вспомнит этот дом. Посоревнуются с ним разве что Морозовский особняк в Подсосенском переулке
(3 фото)
Роскошный шедевр архитектуры в стиле модерна и псевдобарокко на проспекте Мира действительно знает практически каждый. Однако…
…Не всегда он выглядел так, как сегодня
В 1790-х годах здесь располагалась усадьба из двухэтажного главного дома и четырех флигелей – по два с каждой стороны. Все эти постройки принадлежали ротмистру Елизару Анисимовичу Зарину. Он приобрел участок с деревянным домом и садом у премьер-майора Сергея Алексеевича Козловского, родного брата известного в ту пору писателя и поэта, которого Державин считал своим учителем поэзии.
Доподлинно не известно, но есть предположение, что каменный ансамбль для Зарина возвел французский архитектор Никола Легран, автор здания Кригскомиссариата на Космодамианской набережной, церкви Успения Богородицы в Могильцах и палат Сверчкова.
В 1808 году владельцем усадьбы стал благотворитель и храмоздатель, полковник Никита Сергеевич Долгоруков. В 1812-м усадебные постройки сильно пострадали от пожара, но вскоре все было восстановлено. Усадебный дом реконструировали, украсив его в ампире четырехколонным мощным портиком и фронтоном. Перестроили под стать ему и флигели.
Долгорукие владели имением до 1842 года.
Затем усадьба несколько раз меняла своих хозяев. И вот наконец в 1874 году её приобрел потомственный почетный гражданин, промышленник и купец, коммерции советник и владелец Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвей Сидорович Кузнецов с супругой Надеждой Викуловной.
Рассказывают, что это семейство, принадлежавшее старообрядческой церкви, в быту придерживалось строгих взглядов и стремилось к скромности, однако положение «фарфоровых королей» и Поставщика Двора Его Императорского Величества обязывало, и новое свое владение, записанное по традиции на хозяйку, перестроили в очередной раз…
…Пригласив для исполнения работ Федора Осиповича Шехтеля
Гениальный зодчий объединил два южных флигеля, стоявшие слева от главного дома. Да так, что со стороны улицы новое строение выглядело одноэтажным, а со двора имело два этажа. Позднее уличную часть надстроил архитектор Василий Григорьевич Иванов.
Шехтель оформил дом в своем любимом модерне. Устроил его асимметричным, с эркером на главном фасаде и пока еще с довольно-таки умеренным декором. Каждая сторона дома отличалась оформлением и формой от остальных.
Работы были исполнены в 1893 году, и после этого Федор Осипович взялся за правые, северные флигели, которые также собрал в один дом и оформил в неоготике. В этом ему соавторствовал его ученик, архитектор Михаил Емельянович Приемышев.
Сегодня это дом №43, некогда известный как особняк Надежды Викуловны Кузнецовой, в советские годы перестроенный, да так, что мало кто теперь вспоминает, что к его созданию приложил свой талант известный зодчий. Сохранились от прежнего облика разве что крыльцо и частично оформление уличного фасада.
(12 фото)
Во флигелях поселились сыновья Матвея Сидоровича, а часть комнат была отдана сотрудникам фабрики. Вдобавок на втором этаже того, что справа, устроили потайную моленную. Императорский указ о послаблении для старообрядцев был пока еще только впереди.
Главный дом до наших дней не сохранился, теперь примерно там, где он стоял, располагается выход из метро.
Первоначально реконструкцией главного дома также занимался Федор Осипович, но в 1898 году его перестроил однофамилец домовладельцев, архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Некоторые приписывали ему родство с фарфоровым магнатом, однако происхождение тот имел самое пролетарское, за что после революции был уважаем большевиками и много потрудился для новой власти.
(5 фото)
Он же реконструировал и левый флигель. Именно Кузнецов придал нынешнему дому №41 по проспекту Мира облик в стиле барокко, с лепными наличниками, разнокалиберными балконами, маскаронами, львиными мордами и рустованными лопатками.
(12 фото)
Тогда же уличный фасад стал двухэтажным.
А эркер в правой части дома лег на плечи знаменитых на всю Москву атлантов. Их автором стал на тот момент пока еще совсем молодой студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а впоследствии прославленный скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.
(5 фото)
С приходом новой власти…
…Усадьбу национализировали
В 1918-м её заняли анархисты, но тех быстро выбили красноармейцы. Позднее в бывшей усадьбе размещались различные конторы, включая хозкомитет и совет Главного артиллерийского управления Красной Армии.
(9 фото)
Рассказывают, что где-то в 1970-х водитель троллейбуса не справился с управлением, и машину вынесло на тротуар. Он врезался в край дома, снеся ноги правому атланту. Восстанавливать повреждение горельефа не стали, наоборот, для симметрии лишили ног его товарища, «задрапировав» утраченные части.
А при подготовке к Олимпиаде-80 произведение теперь уже трех прославленных архитекторов и скульптора едва не снесли, дабы не закрывало обзор на спорткомплекс. Но, к счастью, трагедии не случилось.
В лихие девяностые здесь размещались то какие-то офисы, то ресторан, то что-то еще. Памятник архитектуры изуродовали, и в 2010-е потребовались колоссальные усилия, чтобы вернуть ему прежний облик.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!