Мы очень часто бываем настолько увлечены яркими деталями, что порой не замечаем вокруг себя ничего кроме них. Самые красивые дома, самые красивые женщины, самые распиаренные певцы, музыкальные коллективы или писатели. «Топ-20 самых популярных особняков», «10 самых мистических мест», «5 зданий, которые вы никогда не видели». А копнешь поглубже, взглянешь внимательно сам – и увидишь, что об одной только Москве и ее архитектуре можно рассказывать годами, и темы для рассказов не иссякнут.
И часто многое мы выделяем не потому, что это по-настоящему нравится нам или потому, что мы убеждены в том или ином факте, а потому, что наше внимание на этом сконцентрировал кто-то другой. Особенно – если в нас вызвали при этом сильные эмоции. Давным-давно учеными доказано: многие наши убеждения и пристрастия основаны лишь на эмоциях, которые мы пережили, впервые столкнувшись с чем-то.
Вот потому одни видят в родном городе бесчисленное множество красивых зданий, сотни отреставрированных особняков и храмов, а кто-то, поддавшись эмоциональным воззваниям о том, что «городом-де управляют бездарности и воры», красоты не замечают вовсе.
Впрочем, то была лишь присказка.
В самом начале своего «блоговеде́ния» я уже писал, хотя и очень кратко…
…Про знаменитый Дом с атлантами на Солянке
Но обещал в свое время рассказать о нем гораздо подробнее и обстоятельнее.
Кстати, часто ли мы замечаем, что кроме четырех могучих мужей, держащих на своих плечах козырек с балконом над парадным подъездом, дом этот украшен львами и кадуцеями? Или снова кажется, что нам хватает лишь самых крупных и ярких деталей?
(3 фото)
А многие ли помнят, как выглядел он лет пятнадцать-двадцать назад? Вот, полюбуйтесь. И сравните с тем, каким он стал сегодня.
Его построили в 1882 году по проекту архитектора Василия Николаевича Корнеева (или Карнеева). Заказчиком строительства и владельцем дома стал купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин и благотворитель Алексей Дмитриевич Расторгуев. (Интересно, много ли московских купцов наберется, про которых нельзя сказать, что они были известными благотворителями и меценатами?)
Алексей Дмитриевич торговал чаем, сахаром и колониальными товарами, являлся совладельцем Торгового дома «Д. и А. Расторгуевы». Был членом Преображенской общины беспоповцев, но позднее перешел в новообрядческое православие.
И даже был старостой храма Рождества Богородицы на Кулишках, о котором я также рассказывал и который стоит в шаге от его дома. Помимо того жертвовал большие суммы на Валаам, в Афонские монастыри и многие другие обители и храмы.
(3 фото)
Десять комнат на первом этаже свежепостроенного дома Расторгуев отвел под чайный магазин, а три комнаты сдал под типографию. На втором и третьем этажах устроил меблированные квартиры – по две на каждый этаж.
На оформление дома не поскупились ни сам купец финансово, ни архитектор талантом и фантазией. В стиле неоренессанса и эклектики, богато украшенный, со сводами Монье на первом этаже. И, конечно, с теми самыми атлантами, что подарили дому «народное имя», жезлами Меркурия – символом купечества, процветания и финансового успеха – и львиными мордами под карнизом. С дубовыми дверями, крупным рустом по всему фасаду и рустованными «под шубу» пилястрами.
(15 фото)
А на самом верху разместился вензель с первой буквой фамилии домовладельца.
Квартиры были отделаны соответствующе: с мраморными каминами и широченными мраморными же подоконниками, наборными паркетами и лепниной. Даже лифт в доме установили, хоть имел он всего три этажа.
В сводчатых подвалах под домом расположилась котельная, а часть подвала Расторгуев сдал в аренду под винный склад грузинского мастера виноделия князя Джорджадзе.
Дом этот прекрасен в любое время суток и в любую погоду. И когда светит солнце, и когда небо пасмурно. А уж когда его фасад умыт недавно прошедшим дождем...
(5 фото)
Алексей Дмитриевич скончался в 1895 году. Дом с атлантами и его купеческое дело перешли по наследству сыну Дмитрию Алексеевичу, коммерции советнику и выборному Московской купеческой управы, и еще троим его братьям. Тот же Дмитрий Алексеевич вслед за отцом сделался и старостой Рождественской церкви. А в 1910 году…
…Дом приобрел Павел Иванович Харитоненко
Дворянин, промышленник и предприниматель, один из богатейших людей в России на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, он сходился со своим предшественником здесь в том, что в числе прочего также занимался оптовой торговлей сахаром. И также был известным жертвователем и покровителем искусств.
И также оставил дом в наследство своему сыну Ивану.
Дом продолжил оставаться доходным. О нем пишут, что квартиры на одном его этаже снимали Рябушинские (что может показаться странным, у них и собственных особняков хватало за глаза), на другом Эденберги.
(9 фото)
Иван Павлович Харитоненко владел домом до 1917 года, а после революции эмигрировал в Мюнхен, где покончил с собой в 1927 году, на чем и прервался род сахарозаводчиков Харитоненко.
Есть сведения, что в годы Первой мировой войны в Доме с атлантами открылся госпиталь для раненых бойцов.
После революции дом передали Жилищному товариществу. С 1952 года в нем располагалась клиническая больница для онкобольных и Институт рентгенологии и радиологии Минздрава РСФСР.
К началу двадцать первого века дом пришел в жуткое состояние, и его уже готовились снести, чтобы построить на его месте новое здание. Но в 2004 году ему был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия, и Дом с атлантами отреставрировали, снова сделав жемчужиной Солянки.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!