На московском острове Балчуг или, как его еще называют, на Болотном острове, на Космодамианской набережной стоит массивное, почти квадратное в плане здание с круглыми башнями-ротондами на каждом из углов, с виду напоминающее средневековый замок.
Здание настолько монументальное и величественное, что, глядя на него, в первый момент даже не приходит в голову, что оно всего лишь трехэтажное. Это – здание Кригскомиссариата (9 фото).
В семнадцатом-восемнадцатом веках здесь, на набережной, располагалось много усадеб. Одна из них – двухэтажный дворец начала восемнадцатого века – по преданию принадлежала Эрнсту Иоганну Бирону, одному из фаворитов императрицы Анны Иоанновны. Однако эту версию многие подвергают сомнению, не находя ей документальных подтверждений. Достоверно же известно, что многочисленные сады, располагавшиеся вокруг участка, где стояла усадьба, принадлежали Строгановым. Вполне вероятно, что они ею в действительности и владели.
…Армейское ведомство
Во второй половине восемнадцатого века палаты были снесены, а в 1777 году на их месте затеяли новое строительство. Обширный – на целый квартал – комплекс, выраставший на месте бывших палат, возводился для военного ведомства по вещевому довольствию армии – что-то вроде штаба по материальному обеспечению вооруженных сил.
Строился Кригскомиссариат архитектором Николой Леграном (говорят, что при участии Баженова). Кстати, изначально здание было двухэтажным. Третий этаж надстраивал в 1930-1932 годах архитектор Богатов (3 фото).
Но известно это здание не только воинской принадлежностью, но и сугубо гражданскими славными фамилиями! Например, здесь какое-то время трудился отец Александра Сергеевича Пушкина, Сергей Львович. В 1802 году он был зачислен на должность комиссионера 8-го класса и отвечал за один из важнейших отделов: «по денежному отделению, бухгалтерии о деньгах и по казначейству в производстве дел». Писарем в Кригскомиссариате служил Федор Казаков, отец знаменитого зодчего Матвея Казакова, а руководил всем комиссариатом папа живописца Фёдора Толстого.
В 1864 году Кригскомиссариат как ведомство упразднили, но здание на Космодамианской набережной так и осталось за военными. Военным оно принадлежит и до сего дня. Например, с 1933 года в нем располагался штаб Московского военного округа. Здесь служили прославленные военачальники: Буденный, Говоров, Крылов, Тюленев, Москаленко…
А пушки, установленные слева и справа от парадной лестницы – настоящие боевые орудия времен гражданской войны.
…Мрачные истории
Остров Балчуг, даже когда он еще не был островом, до того как прокопали новое русло Москвы-реки – Водоотводный канал, дабы прекратить регулярные выходы реки из берегов и затопления и без того болотистой местности, «славился» дурными историями. Чего стоили хотя бы палаты Малюты Скуратова, про которые я писал сравнительно недавно. Говорят, что и при властолюбце Бироне это место обладало весьма дурной славой.
Не миновали ее и более поздние времена. Согласно официальной версии, 23 декабря 1953 года здесь был расстрелян Лаврентий Павлович Берия. Во внутреннем дворе расположен бункер, в котором Берия содержался до исполнения наказания, сохранились его записи и место пребывания, а сам бункер превращен в музей. Давно хотел в него попасть, но кажется, это лишь закрытая экспозиция для служащих в здании. Хотя пару фото оттуда нашел.
Кстати, про Берию есть одна конфузная история. В Пятом томе Большой советской энциклопедии, вышедшем в 1950 году, была напечатана статья о Лаврентии Палыче с его портретом и торжественными похвалами. Но казус был в том, что вскоре его арестовали и 23 декабря 1953 года расстреляли в подвале этого самого здания. И со статьей что-то надо было, ясное дело, решать. В итоге редакция Большой советской энциклопедии додумалась до поистине Гордиева решения. Всем подписчикам было разослано письмо, в котором рекомендовалось бритвой или ножницами вырезать страницы о Берии, а на их место вклеить дополнительные страницы, в которых содержалась статья о Беринговом море, а вместо упомянутого фото Берии была фотография кашалота, в нем обитавшего. Странички были приложены к каждому из писем.
А рядом безмятежно течет Москва-река, в которую буквально в двух шагах от Кригскомиссариата впадает Яуза. Но это уже совсем другая история.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!