В этой статье Фил Коннов подробно делится опытом участия в марафоне Eskimo 2025: разбором дистанции, тактики, экипировки, ошибок и особенностей прохождения почти 40 км по ледяной воде на каяке Point65 Bourbon 17.
О марафоне
Спортивный каяк-клуб «Три Стихии» устраивает дистанцию от базы «Буревестник» на реке Сходне. Общая дистанция — 38,9 км, разбита на два круга. Первый — в сторону Серебряного бора, второй в сторону «Рублевской водокачки». Они примерно равны, и вся дистанция очень удобно бьется на четверти по 10 км. Каждая четверть проходится со своей спецификой.
Первая десятка — это гоночный кусок, когда задается максимальный темп, чтобы не болтаться в отработке на старте. Соперники распределяются на дистанции, используя волны и срезки поворотов, чтобы закрепиться в лидерах.
Вторая десятка — это уже более спокойный отрезок, на котором активно используется прокат, и техника гребли здесь имеет первостепенное значение. Грести надо мощно, еще есть силы, и соперники близко.
Третий отрезок проходит частично по городу в бетонных берегах. Если дует западный ветер, гребля замедляется, появляется волна в районе Живописной бухты. Для спортивных лодок может представлять сложность. Но в этом году нам повезло: ветра почти не было, волн тоже. Многие на двойках и одиночках обновили рекорды трассы.
Четвертый, последний отрезок требует приложения дополнительных сил. К этому моменту вся одежда обычно мокрая изнутри, и тело очень быстро охлаждается. Грести сложно. Ноги активнее включаются в процесс, чтобы давать меньше нагрузку на руки. Если в процессе не пить изотоники или электролиты, то почти гарантированно можно получить судороги в руках и даже спине.
На каждом отрезке есть контрольные пункты в виде буйков, которые надо обойти. На пунктах можно угоститься чаем, если не особо рвешься к победе. Но иногда минуту потратить можно — бывает очень холодно.
На финише волонтеры готовят горячую и очень вкусную еду, за что им огромное спасибо. После 4−5 часов ледяной гребли нет ничего лучше, чем держать в обмороженных руках тарелку обжигающего супа.
Об участниках
В стартовом протоколе было заявлено шесть участников на серфски и один на Seabird600 — это потенциально те, с кем на Point65 Bourbon 17 гоняться сложно, но интересно. Более узкие лодки легче уходят вперед, поэтому при прочих равных условиях задача побороться за тумбочку выглядела труднореализуемой.
По этой причине я решил на марафоне немного скорректировать тактику и сделать мощный рывок в первой части дистанции, чтобы по полной использовать волны от последовательно обгоняющих меня более узких лодок и двоек. Сколько останется сил на вторую часть, рассчитать было сложно. Но уже конец сезона, я подошел к марафону в неплохой форме, и решил рискнуть. К тому же сложно было удержаться от искушения позлить соперников, догоняя их на более медленном каяке.
Чтобы изучить соперников на будущее, посмотреть ход гонки на старте и во время борьбы, я приклеил камеру на каяк. За время тренировок я несколько раз менял место установки камеры, потому что почти мгновенно заливал ее водой с весла во время гребли. В результате камера нашла свое место на самой корме, повернутая назад. Это обеспечило интересный ракурс и задорное видео со старта, когда все движется от тебя, а не наоборот, как это обычно бывает.
Было очень интересно понаблюдать позже за техникой гребли разных соперников, подметить их сильные и слабые стороны. Увидеть распределение сил на дистанции, когда можно промотать быстро в любую сторону и оценить отставание конкретных гребцов. Один плохо чувствует волну, и вместо скатывания с нее, начинает взбираться. Второй сбивает технику, если подул ветер посильнее. Третий начинает налегать на греблю, когда его близко обгоняешь и тратит слишком много сил. В целом результат съемки мне настолько понравился, что я решил постоянно ставить камеру на марафоны именно с целью изучения. Хотя и просто посмотреть оказалось весело.
Какие лодки подходят для марафона Eskimo
Это марафон, на котором лучше не переворачиваться, но совсем без оверкилей не бывает. Поэтому лодка должна быть или очень устойчивой, или такой, на которой можно встать эскимосом или залезть с воды. Bourbon 17 относится к устойчивым каякам, на котором к тому же легко выполняется эскимосский переворот.
Серфски относится к лодкам, на которые можно вылезти с воды при оверкиле. Не всегда получается, особенно на холоде, и не всегда можно после этого продолжить гонку. В этом году были такие случаи, когда после оверкиля сходили с дистанции. Можно увидеть по финишному протоколу, что полностью дошли марафон не все. Именно погодные условия марафона задают очень высокие требования к экипировке и оборудованию.
Устойчивость и скорость
Я уже много писал на тему устойчивости и скорости Bourbon 17:
Скорость — это про гребца, каяк лишь дает возможность ее развить. Какая была скорость у меня на марафоне, сказать сложно. В нашем районе глушат спутники, пришлось идти без навигатора, который я постоянно использую для контроля скорости, расстояния до финиша и темпа гребли, чтобы не выбиваться из нужного мне ритма.
Можно посчитать среднюю скорость на дистанции. Я прошел дистанцию 38,9 км за 4 ч 16 мин. Средняя Скорость общая — 9,33 км/ч. С учетом остановок, чтобы попить, можно предположить, что ССД около 9,5 км/ч. Конечно, распределена она очень неравномерно. Первую десятку, по ощущениям, я греб 10+ км/ч. Для такого каяка, как Bourbon 17, это нетипично быстро, но помогали волны от впереди идущих двоек.
Об экипировке
В этом году обязательным условием было наличие у гребца полностью сухого костюма. Это требование многим пришлось не по душе. Были склоки, требования вернуть стартовый взнос, бахвальство тем, что они гребут в одних плавках и футболке в ледяной воде. Но понять организаторов несложно. Если оверкиль происходит, то через минуту вы уже не почувствуете рук и ног. О пальцах я не говорю, потому что во время гребли, когда руки в ледяной воде постоянно, умеренная гипотермия присутствует обязательно. Я в таких случаях одеваю на весло специальные варежки, которые уменьшают гипотермию и техника гребли не нарушается.
Если кильнуться в неудобной локации, далеко от базы и берега, то может произойти несчастный случай. Чтобы уменьшить эту вероятность, организаторы не допускали до марафона тех, у кого не было сухаря.
Помимо одежды надо обратить внимание на обувь. Я предпочитаю толстые неопреновые ботинки с резиновой подошвой. Они теплые, даже когда мокрые. Для каяков sit-in, таких как Point65 Bourbon 17, требования к штанам и поддевке меньше, но необходима хорошая непромокаемая и желательно неопреновая юбка на кокпит. С такой юбкой в каяке нагревается все пространство от пояса и ниже, поэтому грести можно в относительном комфорте.
Жилет — обязательный атрибут гребца. Любого, по любой воде и в любом каяке. Люди тонут не в сложных условиях, а в таких, когда их сложность недооценена. Примеров в гребном спорте хоть отбавляй. Я рекомендую жилеты с пеной и большим карманом для гидратора. В жилет надо положить свисток, фонарь и телефон.
Какую ошибку я сделал во время марафона
Когда рубились на первой десятке, чтобы не упускать волну, я пропустил 2−3 приема воды и первый раз приложился на 44 минуте. Я думаю, упадок сил на второй десятке был обусловлен именно этим. Для себя сделал вывод, что на марафон, на котором будешь бороться без отдыха, надо брать гидропак, чтобы не тратить время на остановку и питье из бутылок.
Воду подготовил, как обычно, на 40 км дистанции с учетом холодной погоды, 1,8 л воды, лимон и 6 столовых ложек меда. Для удобства, я налил литровую бутылку и остаток в термос. За первые два часа вода в бутылке не успевает сильно остыть, потом надо перелить остаток из термоса и еще два часа можно пить не ледяную воду.
Делюсь каяком Bourbon 17
Я предложил пройти на таком же каяке, как у меня в группе марафона. Почти сразу желающий нашелся. Мы встретились заранее, провели настройку каяка, пробную тренировку, немного скорректировали технику гребли.
Тренировка на новом каяке, особенно таком, как Bourbon 17, я считаю, просто необходима. Надо привыкнуть к педалям, рулю, научиться маневрировать и удерживать курс без рысканья (на видео хорошо видно, как рулем отрабатывается каждый гребок, чтобы каяк не уводило в сторону от весла).
Я обнаружил один любопытный эффект от «сдачи в аренду» каяка на разные марафоны. У меня стали появляться новые друзья, которые мало того, что интересные люди, так еще и занимаются обычно какими-то смежными видами спорта, о которых нам есть о чем поговорить, — например, беговые лыжи, парусный спорт, мотокросс, велопутешествия и др. Гребля, как и любой вид спорта, знакомит и сближает людей. Это факт.
Благодарности
Благодарность организаторам марафона, клубу «Три стихии», всем волонтерам, которые принимали участие в его подготовке и проведении.
Благодарность компании «КаякМастер» за то, что в России производится и продается такой каяк, как Bourbon 17. Его можно потестировать как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Один тестовый каяк компания передала мне именно для того, чтобы каждый желающий мог попробовать его на воде, проверить удобство посадки, оценить его маневренность и скорость.
Также хочу поблагодарить свою жену, постоянно сопровождающую меня на марафонах. Только благодаря ей у меня есть фотографии, которыми я могу поделиться с вами.
До встречи на воде в новом году! Сезон закрыт.
Еще интересно про марафоны:
Как я участвовал в рогейне «Азимут 2025» на каяке Bourbon 17
Травяные островки и каменистые мели: испытание каяка Bourbon 17 на марафоне «КосМар»
Как я прошел гребной марафон «Вьюн» 2025 на морском каяке Bourbon 17
Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!