Ветреный старт на Лемболовском озере, петляющее русло, шиверы и завал — все это превращает марафон «Вьюн» в настоящее испытание для гребцов и их каяков. Опытом прохождения дистанции на морском каяке Point65 Bourbon 17 делится участник марафона Фил Коннов.
О старте
Река Вьюн вполне оправдывает название и представляет собой очень петляющее русло. Практически вся дистанция от истока в Лемболовском озере до финиша (а там остается совсем немного до впадения в Ладогу) не имеет прямых участков более 200 м.
Дистанция марафона — 42 км. Старт на озере, по которому надо пройти метров 800, и за это время надо максимально вырваться вперед, чтобы в группе лидеров войти в узкую протоку реки.
Первое осложнение возникло сразу после старта, который был организован с пляжа на севере озера.
Дул сильный южный, юго-западный ветер и разгонял существенную волну к наветренной стороне озера. Именно там надо было пройти от старта до начала протоки. Волна была небольшая для морских каяков, которым является Point65 Bourbon 17, а вот для гоночных лодок и сапов она представляла проблему.
Возможно, это было причиной, почему мне удалось оторваться от основной группы участников и войти в речку Вьюн третьим в группе лидеров. Первой вошла двойка, потом гоночная одиночка, потом я. Рядом и немного сзади были еще двойки и гоночные серф-ски, которые, как только волна в протоке пропала, стали догонять и обгонять меня. Опять получилось применить навык сидеть на волне, однако в условиях постоянно петляющей узкой реки делать это очень сложно. Сразу за кормой удержаться невозможно, приходится ловить вторую волну и сидеть на ней, постоянно перекладывая курс каяка то справа, то слева от извозчика в зависимости от направления поворота реки.
Навык сидения на волне здесь проявляется не в полной мере, потому что волна постоянно уходит из-под лодки: ее надо постоянно находить, догонять после поворотов впереди идущую лодку, опять садиться на волну. Вторая волна более прогнозируемая при таких частых и крутых поворотах, но все равно удержаться сложнее, чем просто сосредоточиться на гребле и плыть в своем темпе. Поэтому уже спустя пять километров от старта я отпустил всех удобных извозчиков.
Участники дистанции так растянулись, что за это время меня никто не обогнал, и я никого не догнал и всю оставшуюся дистанцию прошел в одиночестве. Это позволяло не только сосредоточиться на гребле, но и наслаждаться видами, которые открываются. Река Вьюн красивая, с разнообразными ландшафтами, есть заросшие лесные участки, есть луговые. Почти всю дистанцию приходится плыть в каньоне, берега отвесные и вылезать на них неудобно. Но один раз все-таки пришлось.
Обнос — испытание на прочность
На 11-м км дистанции надо было сделать один обязательный обнос. Подплыв поближе, я оценил завал как полупроходимый. Другими словами, что-то из бревен можно было перепрыгнуть, что-то перенести. Там, видимо, есть какая-то старая плотина, которая собрала бревна. Но волонтеры сказали, что проезд через завал будет караться дисквалификацией, поэтому пришлось вылезти на берег, вскарабкаться на пригорок и пронести лодку метров 25.
Этот обнос представлял сложность для тех, кто нес тяжелые лодки. Этот марафон я шел с напарницей, Надей Абрамовой, для которой обнос оказался сложным, но она справилась. Забегая вперед, скажу, что она заняла первое место в своей группе на точно таком же Bourbon 17, как у меня.
После марафона я смотрел видео, снятые участниками, и обратил внимание, что на обносе образовывались очереди, когда участники подходили к нему группами. Это некомфортно на дистанции и увеличивает время прохождения марафона.
Сам я стал свидетелем, как при отчаливании после обноса, кильнулась двойка. Они меня обогнали незадолго до плотины, но сели в лодку неаккуратно и, опрокинувшись, налили в нее воды. Позже они меня уже не догнали — видимо, время на отлив и посадку было довольно большим. Это еще раз доказывает, что просто хорошая гребля и быстрая лодка не всегда гарантируют лучший результат.
В статье ниже рассказываю о легкости посадки в каяк Point65 Bourbon 17 и высадки из него благодаря плоскому устойчивому дну и просторному кокпиту.
Шиверы: важна насмотренность и быстрая реакция
Где-то на 15-м километре начинаются шиверы — каменистые мели с отдельно торчащими камнями. Дно шиверного участка реки, как правило, песчаное, промытое, с множеством мелких камней, которые создают «бурляк», не позволяющий увидеть глубину, скрытые камни (обливняки) и препятствия. Приходится ориентироваться на косвенные признаки:
● изгиб русла реки,
● течение (в бурноводинге — струю),
● возмущения от камней.
Нужно выбирать где река течет и пытаться держаться этого места. Ведь посадка на пластиковом каяке на камень или мель означает, что придется вылезти и перенести каяк на глубину, а это потеря времени на марафоне.
На Вьюне было хорошее течение на шиверах и достаточная глубина, поэтому я садился на крупные камни всего два раза. В обоих случаях с них можно было спрыгнуть по-тюленьи. Но, конечно, всегда остаются царапины на дне каяка. Вот фотография дна моего каяка (белого) и фотография дна каяка Нади, ведь она шла ту же самую дистанцию на абсолютно новом каяке Bourbon 17, который ей предложила компания «КаякМастер».
Потенциальным покупателям морских каяков должно быть понятно, во что превратится новая лодка, если пройти на ней марафон «Вьюн». Но я думаю, что владелец полиэтиленового каяка должен сразу привыкнуть и относиться к этому спокойно.
При прохождении шивер можно натренировать насмотренность. Она развивается во время сплавов по разным речкам, в том числе горным, и в разную воду (уровень воды в реке). Полученный опыт позволяет более эффективно проходить там, где другие застревают.
В этом году уровень воды во Вьюне был выше среднего, и большинство крупных камней, которые обычно хорошо видны и их можно оплыть на каяке, теперь были скрыты под водой. К тому же при низком уровне воды русло собирается в глубоких местах, и его четко видно. По той воде, что была, сложность определения траектории движения была выше. Все камни заросли темными водорослями, увидеть их под водой было сложно. Это отметил не только я, но и другие опытные участники, которые не раз сплавлялись по каменистым рекам. Именно такие камни, чуть прикрытые водой, представляли основную проблему. На них легко сесть, но потока воды и собственной инерции каяка не хватает, чтобы тебя промыло дальше. В результате застреваешь на них, останавливаешься и, спрыгнув, разгоняешь каяк дальше.
Спустя еще примерно пять километров шивер становится больше, течение ускоряется, рулить приходится точнее и быстрее. На Point65 Boutbon 17 это выполняется великолепно.
Встроенный руль моментально отклоняет каяк от препятствий, даже от находящихся довольно близко. А если задействовать еще и крен каяка, то прохождение поворотов происходит без торможения. Поясню.
По аналогии с горными лыжами, где есть резанный закантованный поворот и поворот юзом с задавливанием пятки, на каяке есть похожий эффект, когда каяк заносит в повороте или он проходит его по струе. В большинстве случаев для последнего необходима хорошая скорость и узкий корпус каяка. Но для морских каяков это малоприменимо, поэтому можно добавлять «узости» корпусу, ставя его на крен. И тогда эффект торможения в повороте будет менее выражен.
Шеверы добавляют не только сложностей, но и приключений, которые после двух с лишним часов гребли позволяют немного отвлечься, переключиться и собраться для дальнейшей гребли.
На шеверах грести практически бессмысленно, потому что весло опустить некуда, приходится просто помогать рулиться им. Лично я подгребаю веслом только в глубоких местах, где можно погрузить в воду весло и добавить скорости каяку. На скорости лодка всегда рулится лучше.
Руль у Bourbon 17 работает отлично, не задевает камни и позволяет очень уверенно держать курс в шиверах. В некоторых случаях, он позволяет просто сидеть и отдыхать, пока тебя несет течением.
Мне очень понравился каменистый участок реки. Несмотря на неизбежные повреждения дна и весла, они позволяют отдохнуть и получить второе дыхание для гонки.
Порог перед финишем
Ближе к финишу есть порог, который долго обсуждали на старте и до старта. На мой взгляд, это вообще не порог, а простой слив из двух ступеней по 15 см каждый. На Point65 Bourbon 17, если ничего не делать, а просто аккуратно сесть и проехать, его и не заметишь. Но на гоночных лодках и сапах, если запаниковать или наклониться неудачно, можно перевернуться. Несколько лодок перевернулось, кто-то падал с сапов, но в целом порог совершенно несложный. У него нет обратки, препятствий и совершенно ровная струя.
Прохождение завала как часть стратегии
Я хотел бы отметить еще один момент по поводу дистанции. Организаторы проходят ее многократно, пропиливают и расчищают все завалы, которые на реке есть. Когда идешь по реке, знаешь, что абсолютно все завалы проходимы, а это значит, что, не снижая скорости, ты просто ищешь место пропила. Этот момент создает небольшие преимущества для тех, кто хорошо знает дистанцию. Они выражаются в том, что можно заранее прижаться к нужному берегу, зайти с нужного угла в пропил и не искать нужное русло на развилке.
Совсем другой подход используется на марафоне «Скитулец», внешне похожий на «Вьюн». Там завал может оказаться непроходимым, и это можно определить, только подплыв к нему. Вроде бы мелкое отличие, но очень сильно меняет стратегию прохождения марафона и создает интригу.
Классный финиш!
Финиш устроили просто замечательно. Подъезжаешь — деревянный помост, волонтеры помогают вылезти, лодку выносят, фотографию делают, весло забирают, около бензопилы фотографируют.
Это классная идея, помочь на финише гребцам после более чем четырехчасовой гребли, даже большим и сильным. Спасибо организаторам!
Еще интересно про гребные марафоны:
«Синхронность важнее силы»: как мы прошли дуатлон NarvaMan 2025 на каяке Point65 XO 17
Как я прошел гребной марафон «Тритон» на морском каяке Bourbon 17
Как победить в гребном марафоне «Эскимо»? Личный опыт
Подписывайтесь на наш канал и путешествуйте с каяками Point 65° North Sweden!