Мало какая музыка так тесно связана с визуальным искусством, как прогрессивный рок. Сама суть жанра — полеты фантазии, сложные концепции и эпические полотна — требовала соответствующего оформления. Обложки альбомов прог-рока стали самостоятельным видом искусства.
Невозможно представить эту музыку без безумного «шизоида» с обложки King Crimson, мумифицированной богини ELP или фантастических миров Роджера Дина. В некоторых случаях, как с работами Хью Сайма для Rush или Ким Пур для Стива Хэкетта, обложки становились визуальным переводом тем, заложенных в музыке.
Художники вроде Дина, Пола Уайтхеда и студии Hipgnosis работали в разных жанрах, но именно прог-рок сделал их имена нарицательными. Многие из этих обложек стали такими же культовыми, как и сами альбомы. Вот истории, стоящие за величайшими из них.
Camel – Mirage (1974, художник Фил Сми)
В Америке эта обложка не имела шансов. Оригинальный дизайн, созданный Филом Сми (автором логотипа Motörhead), имитировал пачку сигарет Camel, но был размыт, чтобы походить на мираж. В США табачная компания пригрозила судом, и лейбл наспех заменил обложку на мультяшного верблюда на Луне. А вот в Европе производители сигарет были в восторге и даже выпустили тематические пачки в поддержку альбома.
Gong – Gazeuse! (1975, художник Жак Мойторе)
Важный переходный альбом для Gong, оставшихся без своего лидера Дэвида Аллена. Новый звук был пропитан джазом, и в Европе пластинка получила яркую поп-арт обложку, отсылающую к хипстерской эстетике 60-х. В Америке альбом переименовали в Expresso и дали ему другую, не менее причудливую, но менее красочную обложку.
Renaissance – Scheherazade & Other Stories (1975, студия Hipgnosis)
Команда Hipgnosis славилась своими сюрреалистичными работами, но могла создавать и нечто простое и прекрасное. Для этого альбома они создали обложку в стиле сборника сказок, изобразив персонажей, рожденных воображением Шахерезады. Тема была продолжена на следующем, концертном альбоме, где султан и Шахерезада присутствуют на шоу.
Mike Oldfield – Tubular Bells (1973, художник Тревор Ки)
Иногда самый простой образ становится самым культовым. Обложка дебютного альбома Майка Олдфилда — яркий тому пример. Название Tubular Bells переводится как «Трубчатые колокола» (название реального оркестрового инструмента), но художник Тревор Ки не стал изображать их буквально. Вместо этого он создал сюрреалистический образ: изогнутая металлическая труба, парящая над морским пейзажем. Как и сама музыка, этот образ оставляет простор для воображения.
Эта изогнутая труба стала таким же символом творчества Олдфилда, как и звучание самого инструмента. Она появлялась в разных формах на многих его последующих альбомах-сиквелах, став его визуальной визитной карточкой.
Nektar – A Tab in the Ocean (1972, художник Хельмут Венске)
Грань между прогом и психоделией всегда была тонкой, и обложка этого альбома — чистое безумие. Немецкий художник Хельмут Венске дал визуальный ответ на вопрос группы: что будет, если бросить «марку» ЛСД в Атлантический океан? По его версии, из воды поднимется величественное существо, похожее на космонавта, готовое творить магию.
Rush – Permanent Waves (1980, художник Хью Сайм)
Визуальный стиль Rush по-настоящему расцвел с этой обложки. Дизайнер Хью Сайм отошел от научной фантастики к более сложным и сюрреалистичным идеям. Название альбома было отчасти ответом на «новую волну», но Сайм обыграл и другие его значения. Он изобразил модель в стиле 50-х (оммаж актрисе Донне Рид), уходящую от урагана, что символизировало давление, под которым находилась группа.
Rick Wakeman – The Six Wives of Henry VIII (1973, арт-директор Майкл Дауд)
Обложка сольного дебюта Рика Уэйкмана была более сдержанной, чем его последующие работы. Фотография серьезного Уэйкмана, прогуливающегося среди восковых фигур Генриха VIII и его жен в музее мадам Тюссо, подчеркивала исторический характер альбома. Все в ней было истинно английским. Кроме, разве что, Ричарда Никсона, который виднеется на заднем плане — его фигуру просто не успели убрать из кадра.
Genesis – Foxtrot (1972, художник Пол Уайтхед)
Художник Пол Уайтхед идеально уловил зловеще-фантастическую атмосферу ранних Genesis. Обложка отсылает к апокалиптической теме эпика «Supper’s Ready», но именно Уайтхед придумал добавить причудливую женщину в красном с головой лисы, вдохновившись песней Джими Хендрикса «Foxy Lady».
Van der Graaf Generator – Pawn Hearts (1971, художник Пол Уайтхед)
Еще одна работа Уайтхеда. Идея в том, что все мы — пешки в космической шахматной игре, независимо от нашего статуса. Он изобразил шахматную доску, парящую над Землей, с фигурами Иисуса, Шекспира и Наполеона.
Gentle Giant – Civilian (1980, дизайнеры Нэнси Дональд и Джинджер Канцонери)
Забавная случайность: у альбома не было названия, когда создавалась обложка. Имя группы было написано с красной тенью внизу, которая непреднамеренно сложилась в слово «Civilian». Группа, увидев это, спросила: «Кто такой этот Гражданин Иэн?» (Civil Ian). В сочетании с изображением безликой толпы это идеально вписалось в концепцию альбома о мире в духе «1984».
Triumvirat – Spartacus (1975, арт-директор Роман Рыбникар)
Обложка этого концептуального альбома не имела ничего общего со Спартаком. Вместо этого, арт-директор продолжил использовать талисман группы — белую крысу, которая на этот раз сидела внутри лампочки и дергала за рычаг, символизируя, что группа — источник идей.
Steve Hackett – Voyage of the Acolyte (1975, художница Ким Пур)
Бразильская художница Ким Пур была женой Стива Хэкетта и его дизайнером на протяжении многих лет. Ее работы идеально передавали потустороннюю природу его музыки. Эта обложка, одна из самых красивых в прог-роке, была вдохновлена картами Таро и их личными отношениями.
The Moody Blues – Seventh Sojourn (1972, художник Фил Трэвис)
Фил Трэвис создал большинство обложек для классических альбомов The Moody Blues. Для Seventh Sojourn он нарисовал пейзаж опустошающей красоты, который отражал беспокойство в песнях и внутри самой группы, которая вскоре после этого распалась на время.
Utopia – Swing to the Right (1980, художница Лиза Арноиц)
Концептуальный альбом Utopia о растущем консерватизме эпохи Рейгана. На обложке воспроизведена (и слегка изменена) знаменитая фотография 1966 года, где сжигали пластинки The Beatles. Только вместо альбома «битлов» в костре горит предыдущий альбом Utopia, создавая бесконечный цикл.
Uriah Heep – The Magician’s Birthday (1972, художник Роджер Дин)
Возможно, величайшая работа Роджера Дина (не считая обложек для Yes). Яркие всплески синего и красного, фантастический сюжет — идеальное попадание в музыку альбома, который стал одним из прародителей прог-метала. Обложка иллюстрирует эпическую заглавную песню о турнире доброго и злого волшебников.
Family – Fearless (1971, дизайнер Джон Кош)
Джон Кош был одним из самых модных британских дизайнеров. Он прославился, сняв обложку Abbey Road для The Beatles и монолит для Who’s Next. Для обложки Fearless он использовал раннюю компьютерную графику, наложив пять фотографий участников группы друг на друга до тех пор, пока они не превратились в размытое пятно.
Traffic – The Low Spark of High Heeled Boys (1971, художник Тони Райт)
Гениальное в своей простоте решение: срезав углы конверта, художник Тони Райт создал трехмерный эффект. В зависимости от того, как падал взгляд, изображение либо выступало вперед, либо уходило в бесконечность, символизируя безграничные возможности музыки Traffic.
Pink Floyd – Animals (1977, Роджер Уотерс и Hipgnosis)
Идея этой обложки принадлежала Роджеру Уотерсу, который отверг первоначальное предложение Hipgnosis. Он представил огромную надувную свинью, летящую над мрачной лондонской электростанцией Баттерси. Потребовалось три попытки, чтобы поднять 12-метровое существо в воздух. Во время второй попытки свинья оторвалась и вторглась в воздушное пространство аэропорта Хитроу, к большому веселью британской прессы.
Caravan – Cunning Stunts (1975, студия Hipgnosis)
Hipgnosis любили сюрреалистичные шутки. Название альбома — игра слов (омофон фразы с сексуальным подтекстом). Но вместо того, чтобы обыгрывать пошлость, они изобразили буквальный «хитрый трюк» (cunning stunt) — костюм, делающий владельца невидимым.
Curved Air – Air Conditioning (1970, художник Марк Ханан)
Одна из самых эффектных обложек в истории. Дебютный альбом Curved Air в Великобритании вышел на первой в истории поп-музыки 12-дюймовой пластинке-картинке (picture disc). Калейдоскопический дизайн выглядел особенно гипнотически при вращении на проигрывателе.
Jethro Tull – Thick As A Brick (1972, Jethro Tull и Рой Элдридж)
Знаменитая обложка в виде газеты — возможно, первая, которую можно было изучать часами. 12-страничная газета была сделана настолько убедительно, что многие поверили в вымышленную историю о 8-летнем гении Джеральде Бостоке, написавшем эпическую поэму. Текст, написанный участниками группы, полон сюрреалистичных шуток в духе «Монти Пайтона».
Emerson, Lake & Palmer – Brain Salad Surgery (1973, художник Г.Р. Гигер)
Кит Эмерсон познакомился со знаменитым швейцарским художником Г.Р. Гигером и нашел в его работах то, что искал. Гигер создал образ, сочетающий черепа и сексуальность. Обложка была лишь слегка смягчена: изначально вместо луча света было нечто более откровенное.
King Crimson – In the Court of the Crimson King (1969, художник Барри Годбер)
Художник, создавший одну из величайших обложек в истории, не был профессионалом. Барри Годбер был другом поэта группы Пита Синфилда и работал программистом. Услышав «21st Century Schizoid Man», он нарисовал именно то, что увидел. Роберт Фрипп был в восторге и настоял, чтобы на обложке не было ни названия группы, ни названия альбома — радикальная идея для дебюта. К сожалению, Годбер вскоре умер от сердечного приступа.
Yes – Relayer (1974, художник Роджер Дин)
Роджер Дин наиболее тесно ассоциируется с Yes, для которых он также создал логотип. Его самая яркая обложка для них — Relayer. Альбом на тему войны и мира был самым драматичным в их дискографии, и Дин отошел от своих обычных ярких красок, создав суровый зимний пейзаж с солдатами на лошадях.
Rush – Moving Pictures (1981, дизайнер Хью Сайм)
Хью Сайм идеально уловил интеллектуальный юмор Rush. Обложка 1981 года — это тройной каламбур на название Moving Pictures («Движущиеся картинки»): рабочие выносят (moving) картины (pictures) из музея, плачущие зрители тронуты (moved) этой сценой, а съемочная группа снимает (filming a motion picture) все это на камеру.
А какая обложка прог-рок альбома ваша любимая? Делитесь в комментариях!