Найти в Дзене
Экономим вместе

- Да кому ты нужна, кроме меня?! - Орал муж, который на самом деле мне завидовал

Капли дождя стекали по стеклу, рисуя на нем извилистые, печальные дороги. Я смотрела на них, пытаясь мысленно повторить каждый изгиб. За спиной раздавался привычный, тяжкий звук – хлопанье дверцы холодильника и шипение открываемой банки с пивом.
— Опять уставилась в окно? Мечтаешь? – голос Дмитрия был спокоен, но в этой спокойной глади я слышала подводные камни.
— Просто дождь, – ответила я, не оборачиваясь.
— Знаю я твои «просто». Это ты про свою Москву опять. Или про этих… кукол раскрашенных.
— Визажистов, Миша. Это профессия называется визажист.
— Какая разница. – Он тяжело опустился в кресло, и оно жалобно скрипнуло. – Солидная профессия, да? Жену мою будут какие-то артисты в лицо тыкать. Смех один.
Я наконец повернулась к нему. В руках он сжимал мою заветную папку с рисунками, эскизами, вырезками из журналов.
— Отдай, пожалуйста. Это мое.
— Твое? – Он приподнял папку. – А кто за свет платит? Кто эту бумагу купил? Ты думаешь, если ты тут рожи карандашом малюешь, то это работа? Раб

Капли дождя стекали по стеклу, рисуя на нем извилистые, печальные дороги. Я смотрела на них, пытаясь мысленно повторить каждый изгиб. За спиной раздавался привычный, тяжкий звук – хлопанье дверцы холодильника и шипение открываемой банки с пивом.
— Опять уставилась в окно? Мечтаешь? – голос Дмитрия был спокоен, но в этой спокойной глади я слышала подводные камни.
— Просто дождь, – ответила я, не оборачиваясь.
— Знаю я твои «просто». Это ты про свою Москву опять. Или про этих… кукол раскрашенных.
— Визажистов, Миша. Это профессия называется визажист.
— Какая разница. – Он тяжело опустился в кресло, и оно жалобно скрипнуло. – Солидная профессия, да? Жену мою будут какие-то артисты в лицо тыкать. Смех один.
Я наконец повернулась к нему. В руках он сжимал мою заветную папку с рисунками, эскизами, вырезками из журналов.
— Отдай, пожалуйста. Это мое.
— Твое? – Он приподнял папку. – А кто за свет платит? Кто эту бумагу купил? Ты думаешь, если ты тут рожи карандашом малюешь, то это работа? Работа – это у станка, как я. Или в офисе, как нормальные люди. А это – баловство.
— Это мое будущее, – тихо, но четко сказала я. – Я подала документы на онлайн-курсы. Самые лучшие. Там преподают люди, которые работают на Неделях моды.
Дмитрий медленно встал. Его лицо, обычно усталое и спокойное, начало заливаться темным румянцем.
— Ты что, совсем обнаглела? Без моего ведома? На какие деньги?
— Я откладывала. С продажи своих тортов. Ты же говорил, это мои «карманные».
— Карманные, чтобы на колготки тебе или в кафе с девчонками! А не на ветер пускать! – Он швырнул папку на пол. Листы, мои красивые, выстраданные лица, разлетелись по грязному линолеуму. – Будущее? Твое будущее здесь! Со мной! Через год ребенка заводить будем, а не рожи разрисовывать!
— Я не хочу ребенка. Не сейчас. Я хочу сначала себя…
— Молчать! – Он рявкнул так, что я вздрогнула. Он подошел вплотную, и от него пахло пивом и злостью. – Да кому ты нужна, кроме меня?! А? Кривая рожа, из деревни, высшее образование – три класса художественной школы! Кто на тебя в Москве посмотрит? Только обдерут как липку и выбросят! А я терплю тебя здесь, кормлю, одеваю! И благодарности никакой! Только эти дурацкие мечты!
Он говорил, а я смотрела на свои рисунки на полу. На эскиз с платьем, вдохновленным северным сиянием. На портрет вымышленной модели с глазами цвета грозового неба. В каждом штрихе была я. Та, которой он не видел. Или не хотел видеть.
— Если ты запишешься на эти курсы, – продолжил он, понизив голос до угрожающего шепота, – это будет развод. Моментально. И ничего ты с собой не заберешь. Ничего. Одежду, которую я купил, оставишь. Кольцо – мое. Уедешь к своим алкашам-родителям в ту жеванную хрущевку обратно. Поняла?
Я молчала. Сжала кулаки так, что ногти впились в ладони.
— Я спросил, поняла?!
— Поняла, – прошептала я.
Он удовлетворенно хмыкнул, пнул ногой ближайший рисунок и пошел на кухню за новой банкой. Я опустилась на колени и стала собирать листы. На одном, том самом с глазами-грозой, был отпечаток его грязного ботинка. Я пыталась стереть его пальцем, но след лишь размазался, превратив лицо в уродливую маску. Слезы наконец хлынули, горячие и горькие, смешиваясь со следами грязи на бумаге. В этот момент в кармане завибрировал телефон. СМС от платформы обучения: «Алена, напоминаем о старте курса «Профессиональный визажист. Интенсив». Занятие первое – завтра в 19:00. Ждем вас!». Я быстро стерла сообщение, сердце бешено колотясь. Завтра в 19:00 он будет смотреть футбол. У него своя традиция – пиво, чипсы, крики на телевизор. Он ничего не заметит. Ничего. Если я буду тихой мышкой. Если спрячу наушник под волосами. Если… Если я решусь. Я подняла глаза и увидела свое отражение в темном окне. Распухшее от слез лицо, испуганные глаза. «Кривая рожа», – эхом прозвучало в голове. Но где-то глубоко внутри, под слоями страха и боли, что-то едва теплилось. Упрямое. Живое. Оно прошептало: «Попробуй».

***

Жар от софитов был плотным и сладким, как мед. Я быстро, почти инстинктивно, наносила последние штрихи: угольную подводку на веко стареющего короля, высветляла скулу его юному пажу. Пахло гримом, пылью и пылающей от напряжения творческой энергией. Здесь, в крошечной гримерке второго этажа Областного драматического театра имени Горького, я была не Аленой, женой пьющего слесаря, а просто Леной, помощником гримера. Моим миром были палитры, кисти и лица, которые под моими пальцами превращались в истории.

— Лен, спасибо, ты чудо! – молодой актер, игравший пажа, ловил мое отражение в зеркале и улыбался. – С тобой у меня хоть шанс, что принцесса (он кивнул на соседнюю дверь) на меня взглянет.

— Твои шансы – целиком твоя заслуга, – улыбнулась я в ответ, смывая кисть. Это ощущение – быть нужной здесь, ценимой за свое умение – было наркотиком, который я тайком вдыхала три раза в неделю.

Дверь распахнулась, и в комнату ворвалась Катя, как ураган в шелковом платье эпохи модерн. Она играла принцессу, ту самую, от которой млел паж. В жизни же Катя была громкой, смешной и невероятно талантливой. И абсолютно несчастной в этом провинциальном театре.

— Все, я сегодня опять сломала четвертую стену! Режиссер опять орал, что я «переигрываю, как в каком-то дурацком мюзикле»! – выпалила она, плюхаясь на свободный стул. – Ленка, сделай мне что-нибудь волшебное. Я хочу выглядеть как девушка, которая завтра сбежит в Москву и покорит «Ленком».

— Завтра не получится, – тихо сказала я, корректируя ей стрелку. – Но послезавтра – вариант.

Катя замерла, не веря своим ушам. Актеры разошлись, в гримерке остались только мы две.
— Ты серьезно? – прошептала она. – А… а твой «царь и бог»?

— Царь и бог все чаще «уходя в запой», – сказала я, и голос мой дрогнул. Последние месяцы были адом. Курсы я тайком закончила, и каждый просмотренный урок, каждая сданная работа были кражей. Я крала у него время, внимание, кусочки себя. А он… Он стал пить чаще. Не просто пиво после работы, а водку, много, до потери человеческого облика. Это была не просто злость, это была черная, липкая ненависть к миру, которая выплескивалась на меня. Не бил. Пока. Но угрозы становились страшнее, взгляд – стекляннее. Я научилась читать знаки: определенный стук ключей в дверь, тяжелое, прерывистое дыхание. В такие вечера я превращалась в тень, стараясь не скрипеть половицей, не кашлянуть, не попасться на глаза. Страх стал моим вторым кожей. Но именно этот страх и дал мне дикую, животную решимость. Я не просто мечтала сбежать. Я готовила побег.

— Я устроилась сюда, потому что это было единственное место в городе, где нужны были мои навыки, – продолжала я, понизив голос, будто стены могли донести. – И я копила. Каждую премию, каждый лишний рубль. У меня есть сумма. Небольшая, но на первое время в Москве хватит.

— У меня тоже есть кое-что отложено, – живо отозвалась Катя. – От продажи бабушкиных сережек. И я знаю, куда обращаться! У меня есть знакомая, которая перебралась, она сказала, что можно снять комнату на двоих в хостеле, а там уже и работу искать. Я – на подработки (официанткой, промоутером, чем угодно!), ты – по своей части. Ты же талант!

— Я просто умею красить, – покраснела я.

— Брось! Ты не красишь, ты преображаешь! Ты видишь в каждом то, чего он сам не видит! – Катя вскочила и схватила меня за руки. Ее глаза горели. – Ленка, давай сделаем это! Мы снимем угол. Будем есть одну лапшу. Но мы будем в Москве! Мы будем дышать этим городом! Мы будем пробоваться, ходить на кастинги, показывать портфолио! Это же наш шанс!

Ее энтузиазм был заразителен и страшен одновременно.
— А если не получится? – выдохнула я. – Если все рухнет?

— А если останемся здесь? – ее голос стал серьезным. – Ты что, хочешь еще десять лет прыгать по струнке перед этим тираном? Ждать, когда он… – она не договорила, но я поняла. Я видела этот вопрос в зеркале каждое утро. – Лен, послушай меня. Страшно – это нормально. Но страшно остаться здесь – в миллион раз страшнее.

Мы договорились встретиться через день, в ее день off, чтобы все обсудить. Я вышла из театра, и холодный осенний воздух обжег легкие. В кармане лежала флешка с мое портфолио – фотографии моих работ в театре, которые я тайком делала. И пачка наличных, зашитая в подкладку старой сумки. Я шла домой, и каждый шаг отдавался эхом в висках: «Побег. Побег. Побег».

Дома пахло перегаром и немытой посудой. Дима лежал на диване перед телевизором. Пустая бутылка из-под водки валялась на полу.
— Где шлялась? – пробурчал он, не отрываясь от экрана.
— На работе. У нас был спектакль.
— Работа… – он фыркнул. – Клоунов разрисовываешь. Нормальная работа для жены.
Я молча прошла на кухню, стараясь не шуметь. Но он поднялся и пошел за мной. Его шаги были неровными.
— Деньги принесла? – спросил он, останавливаясь в дверном проеме.
— Получила аванс. Небольшой, – я вытащила из кошелька несколько купюр, оставленных специально для отчета.
Он взял деньги, не глядя сунул в карман.
— Мало. В следующий раз больше бери. Или требуй. А то пользуются тобой, дурой.
— Хорошо, – кивнула я, глядя в пол.
— И что это за рожа у тебя? – он прищурился. – Опять мечтаешь? О чем? А? О Москве своей проклятой?
— Нет, – быстро ответила я. – Устала просто.
— То-то. Забудь. Твоя Москва – здесь. Со мной. – Он шагнул ближе. От него волной накатило тяжелым запахом алкоголя и пота. Я инстинктивно отпрянула к стене. Это движение, этот непроизвольный жест страха, словно разозлил его окончательно. Он уперся рукой в стену рядом с моей головой, загородив выход. – Ты меня боишься? – прошипел он. – Правильно делаешь. Я тебя в ежака превратить могу. Захочу – и сделаю. Потому что ты МОЯ. И никуда ты от меня не денешься. Поняла? Ни-ку-да.

Я смотрела в его мутные, налитые кровью глаза и не дышала. Внутри все сжалось в ледяной ком. В этот момент зазвонил его телефон. Он отвлекся, отшатнулся, пошел в зал, бормоча ругательства. Я облокотилась о раковину, трясясь как в лихорадке. Из соседней комнаты донесся его хриплый смех – он говорил с кем-то из друзей, договариваясь о встрече «для продолжения». Значит, сегодня он уйдет. Уйдет надолго. У меня будет время.

Когда дверь захлопнулась за ним, я выдохнула. Не сразу, а медленно, будто выпуская яд. Потом пошла в спальню, к комоду. За старыми свитерами лежала та самая сумка. Я вытащила флешку с портфолио и старый планшет, который купила еще до замужества. Села на пол, спиной к двери, и подключила флешку. На экране одно за другим возникали лица: король, паж, принцесса Катя в разных образах. Я открыла сайт одного московского агентства, которое искало гримеров для мероприятий. Поле для заявки. Прикрепить портфолио. Написать о себе. Мои пальцы зависли над клавиатурой. Голос Дмитрия в голове: «Кому ты нужна?». А потом голос Кати: «Ты преображаешь». Я сделала глубокий вдох и начала печатать: «Алена Соколова, визажист-гример. Опыт работы в театре…» Каждое напечатанное слово было гвоздем в крышку гроба моей старой жизни. Я не просто мечтала. Я планировала. И страх теперь был другого рода – острый, головокружительный, как перед прыжком с высоты. Но прыгать было необходимо. Потому что земля под ногами уже не просто тряслась – она пылала.

***

Спектакль был из репертуара «на десерт» – легкая комедия, которую ставили для галочки. Зал, как обычно, был полупуст. Я стояла за кулисами, наблюдая, как Катя в роду эксцентричной тетушки блистала на сцене, выжимая из скрипучей постановки максимум энергии. У меня был перерыв, и я перематывала в голове планы: завтра встреча с Катей для окончательного решения, послезавтра – покупка билетов на автобус. Все должно было случиться через четыре дня. Рука непроизвольно тянулась к карману халата, где лежал смятый листок с адресом хостела у метро «Выхино».

Вдруг в боковом проходе, обычно пустом, я заметила движение. Незнакомый мужчина лет пятидесяти, с поразительной, совершенно серебряной шевелюрой, уложенной в небрежный, но безупречный хвост, и в дорогом, но немарком пальто, внимательно смотрел на сцену. Он выделялся, как павлин в курятнике. Возле него суетилась наша билетерша, тетя Валя, что-то оживленно объясняя.

Антракт. Занавес закрылся, актеры, обливаясь потом, повалили в гримерки.
— Слышали?! – влетела в общую гримерку наша прима, заведующая труппой Людмила Павловна. – В зале – Сергей Валерьевич Леонтьев!
В комнате повисло недоуменное молчание.
— Ну, вы даете! Леонтьев! Самый модный парикмахер Москвы! У него салон на Патриарших! Его журналы разрывают! Он стилит половину звезд нашего шоу-бизнеса! – Людмила Павловна была в экстазе. – Он тут у тети Вали, оказывается, к бабушке приехал, та его на наш «шедевр» и затащила!

В воздухе запахло возможностью. Слухом. Шансом. Даже в нашей затхлой атмосфере все понимали: такая личность здесь – явление из другого измерения.
— Так, быстро! – скомандовала режиссер, внезапно оживившись. – Всем выглядеть презентабельно! Пригласите его за кулисы! Скажите, что… что актеры хотели бы взять у него автограф!

Сергея Валерьевича привели за кулисы. Он держался с легкой, чуть уставшей вежливостью человека, попавшего не туда, но готового быть галантным.
— Прекрасный спектакль, зарядил ностальгией, – сказал он, и голос у него был бархатный, спокойный.
Его сразу обступили. Кто-то просил совета по уходу за волосами, кто-то лез с фотографией на телефон. Он отвечал коротко, но по делу. Взгляд его скользил по лицам, по прическам, по гриму. В этом взгляде не было презрения, только профессиональная, холодноватая оценка. И вдруг этот взгляд остановился на мне. Я стояла в стороне, вытирая кисти.
— А вы… гример? – спросил он.
Я кивнула, смутившись.
— Интересная работа над скулами у «короля». И «пажу» вы придали нужную инфантильность линией бровей. Чувствуется рука, – он сделал паузу. – А себе вы почему так не делаете?

Вопрос застал меня врасплох. Я потрогала свои волосы, собранные в небрежный пучок, почувствовала под пальцами слой тонального крема, которым замазывала синяки под глазами от бессонных ночей.
— Я… за сценой. Мне не нужно, – пробормотала я.
— Всегда нужно, – мягко, но твердо сказал он. – Особенно если вы хотите, чтобы вашей работе верили. Вы – визитная карточка своего искусства.

Людмила Павловна, ловя момент, вклинилась:
— Сергей Валерьевич, мы все тут ваши поклонники! Не откажите в огромной просьбе – может, проведете для наших актеров небольшой мастер-класс? По прическам? Мы, конечно, скромно оплатим…
Леонтьев взглянул на ее натруженное, жаждущее лицо, потом на меня, потом обвел взглядом остальных. В его глазах мелькнуло что-то – то ли жалость, то ли азарт.
— Мастер-класс – громко сказано, – произнес он. – Но я вижу, тут есть потенциал. Давайте так: я поработаю с теми, кто хочет. Бесплатно. В качестве благодарности за вечер. Но при одном условии, – он снова посмотрел на меня. – Вы мне ассистируете. И я поработаю с вами. Сделав вам нормальную стрижку и макияж, вы превратитесь из Золушки в ту, кто на бал все-таки попадет.

Смешки, возбужденный гул. Все соглашались. Катя, сияя, подтолкнула меня в бок: «Лен, это знак! Самой судьбы!».

Следующие два часа были похожи на волшебство. Он работал быстро, точно, с хирургической уверенностью. Рассказывал о текстуре, об объемах, о том, как волосы могут изменить лицо. Я, затаив дыхание, подавала ему инструменты, смотрела, ловила каждое слово. Он не говорил ерунды про «душу» и «вдохновение». Он говорил о технике. И это было в тысячу раз ценнее.

Потом пришел мой черед. Я села перед зеркалом в пустующей гримерке. Он стоял сзади, его пальцы касались моих волос.
— Волосы убиты, – констатировал он. – Но структура хорошая. Цвет… вы его красите?
— Нет, – прошептала я.
— И слава богу. Будем работать с тем, что есть.
Он стриг. Ножницы пели в его руках. Пряди падали на плечи. Я закрыла глаза, боялась смотреть. Потом он попросил меня открыть их и взялся за косметичку. Не нашу, театральную, толстенную и засаленную, а свою, небольшую, кожаную.
— Забудьте все, что вы знали, – сказал он, нанося базу. – Вы прячете лицо, а надо его открывать. Вот эти синяки… вам надо больше спать и меньше бояться.

От его слов внутри что-то дрогнуло. Он видел. Не просто лицо, а состояние.
Он работал молча, сосредоточенно. Кисть скользила по векам, карандаш вычерчивал линию, пудра закрепляла все это. Потом он попросил меня посмотреть.

Я открыла глаза и не узнала себя. В зеркале смотрела на меня девушка с острым, легким каре, которое открывало шею и скулы. Макияж был неброским, но невероятно точным: кожа сияла, глаза, подчеркнутые тончайшей дымкой, казались огромными и глубокими. Губы естественного оттенка. Я не была «красивой куклой». Я была… собой. Но лучшей, собранной, четкой версией себя. В этой девушке из зеркала было достоинство.

— Вот, – сказал Леонтьев, удовлетворенно кивнув. – Теперь вы выглядите как профессионал, у которого есть что сказать. А не как жертва обстоятельств.

Слезы навернулись на глаза, но я сдержалась. Расплакаться сейчас – испортить всю его работу.
— Спасибо, – выдавила я. – Это… невероятно.
— Талант у вас есть, – сказал он, упаковывая инструменты. – Но провинция его убьет. Здесь вас никто не оценит. Вам надо в Москву. Там голод на хороших, думающих визажистов, которые умеют работать не только с бровями.

— Мы… я с подругой как раз собираемся, – призналась я, и сердце заколотилось. – Через несколько дней.
Он внимательно посмотрел на меня.
— Серьезно? Планы какие?
— Снимаем комнату на двоих. Будем искать работу. Она – актриса, я – визажист.
Он помолчал, потом достал из кармана пальто визитку. Неброскую, матовую, с гравировкой.
— Мой номер. И адрес салона. Когда приедете и немного освоитесь – позвоните. Не обещаю золотых гор, но у меня всегда есть потребность в стажерах с руками и головой. И контакты в театральной сфере у меня тоже имеются. Могу дать пару рекомендаций.

Я взяла визитку, как святыню. Она казалась невероятно тяжелой.
— Почему? – спросила я, не в силах сдержаться. – Почему вы…
— Потому что я когда-то тоже сбежал из подобной дыры, – ответил он просто. – И мне повезло встретить человека, который протянул руку. Дальше – дело за вами. Не разочаруйте.

Он ушел, оставив после себя возбужденный театр и меня – преображенную. Катя вцепилась мне в руку: «Все, Ленка! Это судьба кричит в рупор! Завтра же покупаем билеты! Забираем вещи!».

Вечером дома Дима был в особенно мрачном настроении. Увидев мою новую стрижку, он долго молчал, а потом хмыкнул:
— Стриглась? На какие шиши? Опять деньги спустила?
— Мне… в театре сделали. В качестве благодарности, – соврала я.
— Благодарность… – он подошел ближе, схватил прядь волос, грубо потянул. – Похоже на парик. Нашлепку. Как у тех, шлюх московских.
Я не отдернулась. Я смотрела ему в глаза, и внутри не было прежнего страха. Была холодная, ясная уверенность. Я видела в зеркале другую себя. И его слова больше не имели власти.
— Отстань, – тихо, но четко сказала я.
Он опешил. Отпустил волосы.
— Чего?
— Я сказала, отстань. У меня болит голова.
Я прошла в спальню, закрыла дверь. Сердце колотилось, но не от страха, а от предвкушения. Я достала визитку, положила ее рядом с пачкой денег и распечатанными билетами на автобус до Москвы, которые мы с Катей купили онлайн днем. Завтра я возьму свой старый чемодан, положу минимум вещей: паспорт, документы, косметичку, несколько фото из портфолио. Остальное – его. Оставлю ему эту квартиру, купленную на наши общие, но в основном его, деньги. Оставлю мебель, посуду, свою прежнюю жизнь. Мне это больше не нужно.

Я легла спать и впервые за долгое время не прислушивалась к звукам в квартире. Мне было все равно. Я думала о комнате в хостеле, о шуме московского метро, о бархатном голосе Сергея Валерьевича: «Вам надо в Москву». И о своем отражении в зеркале – уверенном, с острым каре и ясным взглядом. Завтра. Все решится завтра.

Он так и не узнал, что «завтра» наступит в четыре утра, когда он будет храпеть на диване в одежде, а я на цыпочках выйду из квартиры, оставив ключи и обручальное кольцо на кухонном столе. Я переступала порог, оглянулась в последний раз на темный коридор. Не было ни грусти, ни сожаления. Только ледяное спокойствие и ветер свободы, уже гулявший в моих новых, легких волосах. Москва ждала. А он оставался здесь. В моей прошлой жизни. В моей, но уже не моей, квартире.

***

Автобус трясло на разбитой дороге, выезжающей из города. Я прижалась лбом к холодному стеклу и смотрела, как мимо проплывают унылые спальные районы, гаражи, грязный снег в кюветах. Катя дремала рядом, укутавшись в плед. В кармане моей куртки лежали три вещи, от прикосновения к которым внутри все сжималось в тугой, болезненный ком: паспорт, визитка Леонтьева и водительское удостоверение Дмитрия. Последнее я взяла в порыве странной, иррациональной мести – пусть побегает, восстанавливает. Теперь это казалось детской глупостью, но выбросить в окно я не решалась.

Телефон молчал. Я вытащила сим-карту и сломала ее еще на автовокзале, купив тут же новый московский номер. Старый, с бесчисленными звонками от него, которые начались, наверное, через час после моего ухода, я оставила в урне. Он остался там, в той жизни. С квартирой, с долгами, с пустыми бутылками. Но юридически – я все еще его жена. Эта мысль была как заноза под ногтем: не видно, но постоянно ноет.

— Лен, смотри, уже Москва! – Катя ткнула пальцем в стекло.
Вдали, в утренней дымке, застывшей над полями, вырастали неясные громады. Не небоскребы Москва-Сити, а просто серые массивы многоэтажек окраин. Но даже они казались мне тогда вратами в иной мир. Мое сердце заколотилось чаще.

Хостел у метро «Выхино» оказался клетушкой на шестнадцатом этаже панельной высотки. Комната на восемь человек, две двухъярусные кровати, запах дешевой тушенки и старого линолеума. Наша койка была у окна, из которого открывался вид на бесконечные дворы-колодцы и такие же, как наша, башни. Но это было неважно. Это было наше. Первую ночь мы не спали, сидели на верхней полке, которую заняли, и шептались, строя планы.

Наутро началась битва за выживание. Катя, энергичная и не боящаяся любого общения, сразу ринулась на поиски подработок: официантка в кофейню, раздача листовок, промоутер в торговом центре. Я же чувствовала себя потерянной. Москва оглушала не столько шумом, сколько скоростью, равнодушием, масштабом. Я открыла карту с вакансиями визажистов. Требовались или в дорогие салоны с портфолио из глянцевых журналов, или на «фриланс» – свадьбы, выпускные, где нужен был свой набор дорогой косметики и умение угождать невестам. У меня не было ни того, ни другого.

Через три дня отчаяние начало подступать комом к горлу. Деньги таяли. Я вышла в крошечный дворик хостела подышать и набрала номер Сергея Валерьевича. Руки дрожали.
— Алло? – ответил тот самый бархатный голос.
— Сергей Валерьевич, здравствуйте, это… Алена Соколова. Мы встречались в театре, в…
— Алена, помню, конечно, – он прервал меня. – Вы в Москве?
— Да. Уже несколько дней.
— Отлично. Завтра в одиннадцать утра приходите в мой салон. Адрес на визитке. Посмотрим, что вы умеете делать на практике. Без обязательств, просто посмотрю.

Салон на Патриарших оказался другим миром: тихий, пахнущий дорогими маслами и кофе, свет льющийся мягко, белый лофт, где каждая деталь была на своем месте. Меня встретила строгая администратор и проводила в небольшую комнату, где стояло гримерное кресло и стол с косметикой. Дорогой, профессиональной. У меня перехватило дыхание.

Сергей Валерьевич вошел через десять минут. В рабочем халате, со стилусом для планшета в руке, он выглядел еще более внушительно.
— Ну что, Алена, покажите, на что способны, – сказал он, садясь напротив. – Перед вами модельная голова. Задача – дневной макияж для фотосессии. У вас есть сорок минут.

Это было испытание. Руки потели, кисти казались чужими. Я старалась вспомнить все, чему училась на курсах, все, что видела у него. Работала в тишине, под его пристальным, изучающим взглядом. Закончила ровно в срок.
Он подошел, внимательно рассмотрел работу. Молчал долго.
— Технически – неплохо. Основа ровная, цветовая коррекция на месте, – начал он, и мое сердце упало. «Неплохо» в его устах звучало как приговор. – Но… Слишком старательно. Слишком «по учебнику». Вы боитесь ошибиться, поэтому не рискуете. А в нашей работе без риска – скучно.

Я опустила голову, чувствуя, как горят щеки.
— Однако, – продолжил он, – рука твердая, глаз есть. И вы умеете слушать. Это ценно. У меня для вас есть предложение. Не работа, а стажировка. Три раза в неделю вы приходите ко мне, помогаете в салоне: моете кисти, готовите рабочее место, смотрите, как работаю я и мои мастера. Иногда – практика на моделях, которых я предоставлю. Оплата – символическая. Но это шанс научиться. И получить рекомендацию. Думайте минуту.

Я не думала и секунды.
— Я согласна.
— Хорошо. Начнем послезавтра. А сейчас – второй этап. У меня есть знакомая, Марина, директор небольшого, но очень перспективного частного театра-студии. Им нужен свой, недорогой, но толковый гример на непостоянной основе. Репертуар современный, часто экспериментальный. Работа сложная, но для портфолио – бесценная. Я уже говорил с ней о вас. Она ждет вашего звонка.

Вечером того же дня я сидела в крошечном зальчике театра-студии в районе Сокол. Марина, женщина лет сорока с пронзительным взглядом и седыми волосами, собранными в пучок, смотрела мое портфолио на планшете.
— Сергей говорит, вы способная и голодная, – сказала она наконец. – Мне это нравится. Голод – лучший учитель. У нас сейчас идет подготовка к спектаклю по поэзии Бродского. Бюджет смехотворный. Актеры – молодые, горящие. Грим должен быть не бытовым, а метафоричным. Почти скульптурным. Справитесь?
— Да, – ответила я без тени сомнения, потому что сомневаться было уже нельзя.
— Репетиция завтра в семь вечера. Приходите, познакомитесь, сделаете первые эскизы. Оплата – по факту, за каждый спектакль. Мало, но честно.

Возвращаясь в хостел на метро, я чувствовала, как по мне бегут мурашки. Это был не восторг, а скорее жуткое, холодное осознание: колесо тронулось. Остановки уже не будет. Двери, которые казались наглухо запертыми, теперь приоткрывались. Нужно было лишь иметь смелость войти.

В хостеле Катя встретила меня ликующим криком: ее взяли на роль массовки в сериал! Всего на три дня, но это было начало. Мы сидели на нашей кровати, делились впечатлениями, строили планы, как будто не в душной каморке, а в самом центре вселенной. Я рассказала ей про Леонтьева и театр.
— Ленка, ты видела?! – Катя схватила меня за руки. – Мы же прорвались! Пусть с черного хода, пусть в сортир, но мы внутри системы!

Позже, когда Катя заснула, я вышла в коридор, где была слабая зона Wi-Fi, и набрала в поисковике: «Как подать на развод без присутствия супруга». Статьи пестрели сложными формулировками: «место жительства ответчика», «исключительные обстоятельства», «сроки рассмотрения». Нужен был адвокат. Нужны были деньги. Нужно было время. А пока что он, Дмитрий, оставался призраком в моей новой жизни. Призраком, который мог в любой момент ожить. Я зашла в старую почту, которую не использовала с ним, с глупым паролем «любовь123». Там было десятка два новых писем. От него. Тема: «Вернись». «Где ты». «Ты что натворила». «Я все прощу». Последнее, отправленное сегодня утром, было лаконичным: «Знаю, что ты в Москве. Найду. Мы не разведены. Ты моя жена».

Холодная струя страха пробежала по спине. Но рядом был звук метро, гул огромного города за окном, визитка в кармане и завтрашняя репетиция в театре. Он был там, в прошлом. А я – здесь. В настоящем, которое было жестким, неуютным, но моим. Я стерла письма, вышла из аккаунта и больше не возвращалась. Пусть ищет. Москва – большая. А я только начала учиться в ней прятаться. И, что более важно, – находить себя.

Продолжение здесь:

Нравится рассказ? Тогда можете поблагодарить автора ДОНАТОМ! Для этого нажмите на черный баннер ниже:

Экономим вместе | Дзен

Читайте и другие наши рассказы:

Пожалуйста, оставьте хотя бы пару слов нашему автору в комментариях и нажмите обязательно ЛАЙК, ПОДПИСКА, чтобы ничего не пропустить и дальше. Виктория будет вне себя от счастья и внимания!

Можете скинуть ДОНАТ, нажав на кнопку ПОДДЕРЖАТЬ - это ей для вдохновения. Благодарим, желаем приятного дня или вечера, крепкого здоровья и счастья, наши друзья!)