Найти тему
История транспорта

Ту-114 в Новосибирске

Самолёт Ту-114. Фото из открытых источников.
Самолёт Ту-114. Фото из открытых источников.

Построенный в шестидесятые годы, новосибирский аэропорт Толмачево изначально проектировался под приём всех гражданских типов воздушных судов, существовавших в те годы в СССР. А разовые прилёты Ту-114 в этот аэропорт осуществлялись с самого начала 60-х годов.

Ту-114 на фоне строящегося аэровокзального комплекса аэропорта Толмачёво, 1962 г. Источник указан на фото.
Ту-114 на фоне строящегося аэровокзального комплекса аэропорта Толмачёво, 1962 г. Источник указан на фото.

При этом регулярные полеты с пассажирами на «сто четырнадцатом» в Новосибирск вводить не спешили. Вероятно, причиной тому было наличие в ТОАО собственного флота Ту-104, а позже и Ил-18, способного самостоятельно удовлетворять спрос на перевозки. И лишь к концу 1970 года появилось распоряжение о начале полётов в Новосибирск на Ту-114. К тому времени 114-е уже выполняли регулярные рейсы из Москвы в Хабаровск, Алма-Ату, Ташкент и Анадырь.

Ту-114 начал работать на линии Москва (Домодедово) – Новосибирск (Толмачево) с начала летней навигации в мае 1971 года. Рейс 145/146 выполнялся ежедневно, вылет из Москвы в 1.20, прилёт в Новосибирск в 5.25 по московскому времени. После четырёхчасовой стоянки в Толмачёво, лайнер отправлялся в обратный путь.

История сохранила рекламное объявление в газете «Советская Сибирь» в номере 111 от 13 мая 1971 года, призывающее летать самолётом Ту-114, каковое предлагаю вашему вниманию.

Рекламное объявление в газете «Советская Сибирь», №111 от 13.05.1971 г. Из моей коллекции.
Рекламное объявление в газете «Советская Сибирь», №111 от 13.05.1971 г. Из моей коллекции.

С момента введения, рейс 145/146 на Ту-114 стал пользоваться большой популярностью у пассажиров и без рекламы. Так что, летом 1971 года был введён второй рейс на линии Домодедово – Толмачёво, обслуживаемый самолётами Ту-114. Рейс 137/138 вылетал из Домодедово в 8.45, а прибывал в Толмачево в 12.50 московского времени. В обратный путь он отправлялся в 16.52, прибывал в Домодедово в 21.22.

Введение двух рейсов на Ту-114 позволило авиаторам Новосибирска высвободить свои Ту-104 с московского направления на другие.

В летнюю навигацию 1972 года на линии Москва – Новосибирск работало уже три Ту-114! Это больше, чем на линиях Москва – Алма-Ата и Москва – Ташкент, но меньше, чем на линии Москва – Хабаровск.

Два Ту-114 на перроне новосибирского аэропорта Толмачёво, начало 70-х гг. Фото Виктора Ляха, источник avro-live.livejournal.com
Два Ту-114 на перроне новосибирского аэропорта Толмачёво, начало 70-х гг. Фото Виктора Ляха, источник avro-live.livejournal.com

В 1973 году самолёты Ту-114 перевели в основном на дальневосточные рейсы, в Новосибирск остался только один рейс, №181/182.

Перрон аэропорта Толмачево с высоты птичьего полёта. На одной из стоянок – Ту-114. Примерно 1974 год. Источник: aviaforum.ru
Перрон аэропорта Толмачево с высоты птичьего полёта. На одной из стоянок – Ту-114. Примерно 1974 год. Источник: aviaforum.ru

В 1974 году в 204 ао Толмачевского ОАО стали поступать новые Ту-154. В числе прочего их стали ставить на рейсы Новосибирск – Москва взамен Ту-104. А рейс №181/182 Домодедово – Толмачёво обслуживался самолётами Ту-114 до 31 декабря 1975 года, а с 1 января 1976 года тоже заменён на Ту-154.

Ниже – расписание движение рейса 181/182 за 1975 год с отметкой в левом верхнем углу о замене типа на Ту-154 с 1 января 1976 г.

Расписание движения рейса 181 на 1975 год
Расписание движения рейса 181 на 1975 год

Предыдущие статьи на тему:

Ту-114 на международных линиях

Полёты Ту-114 в Анадырь

Когда был выполнен последний пассажирский рейс на Ту-114?

Спасибо за внимание.