Авиаподразделением, которому было поручено освоить и вывести на международные трассы лайнер Ту-114, стал 210-й летный отряд. Именно здесь были собраны первые «реактивщики» Аэрофлота, пришедшие в Шереметьево из Внуково.
В июле 1962 года экипаж Ту-114 под управлением командиров Александра Витковского и Харитона Цховребова успешно завершил технический рейс из Москвы в Гавану с посадкой в аэропорту столицы Гвинеи Конакри. Этим полетом положено начало работы межконтинентального турбовинтового пассажирского гиганта Ту-114 на международных линиях.
7 января 1963 года на самолете СССР-76480 был выполнен первый зарубежный рейс по расписанию по маршруту Шереметьево – Гавана. Рейс SU047/048 выполнялся один раз в неделю: в Гавану по понедельникам, в Москву – по средам. Время в пути, с промежуточной посадкой для дозаправки на одном из военных аэродромов в Мурманской области: в Гавану – 20 часов 5 минут, в Москву – 16 часов 25 минут.
С 1 апреля 1963 года был организован рейс SU053/054 Москва – Дели. Рейс также выполнялся один раз в неделю: в Дели по понедельникам, в Москву по вторникам. Время в пути в Дели было 6 часов 35 минут, в Москву – 7 часов 20 минут.
В 1964 году частота выполнения рейса SU047/048 увеличилась до двух раз в неделю: из Москвы по понедельникам и средам, из Гаваны – по четвергам и субботам.
4 марта 1964 года в составе ТУ МВЛ создан авиаотряд самолетов Ту-114. Командиром отряда утвержден Герой Социалистического Труда Александр Витковский, его заместителем – Харитон Цховребов. К этому времени в 210-м отряде числилось уже 7 самолетов Ту-114. Для выполнения двух регулярных рейсов суммарной периодичностью три раза в неделю, это количество избыточное. Но самолеты при этом не простаивали. Основную работу на международных трассах Ту-114 производили на рейсах вне расписания, перевозя труппы театров, спортивные команды, партийно-правительственные делегации, организованные группы зарубежных туристов и рекламные полеты в страны Европы и Америки. Так, например, в 1963 году Ту-114 210-го отряда совершил полет в Рио-де-Жанейро. Летал Ту-114 в Албанию, Венгрию, Италию, Нидерланды, США, Францию, Швейцарию. Косвенно, этими рейсами Советский Союз рекламировал на международной арене свой самый большой межконтинентальный турбовинтовой пассажирский лайнер.
19 августа 1965 года на Ту-114 был запущен третий международный рейс SU065/066. Он соединил Москву со столицей Ганы Аккрой. Рейс выполнялся один раз в неделю, в направлении «туда» - по пятницам, «обратно» - по понедельникам. Время в пути с промежуточной посадкой в столице Гвинеи Конакри 15 часов 40 минут. Протяженность трассы составила около 10 тыс.км.
В 1966 году между Аэрофлотом и японской авиакомпанией «Japan Air Lines» начались переговоры о совместной эксплуатации нашего лайнера на линии Москва – Токио, а в перспективе – на линиях Токио-Москва-Западная Европа. В Москве между советской и японской сторонами начались переговоры. Полеты должны были совершать Ту-114 с советскими пилотами, бригады бортпроводников – советско-японские.
Когда казалось, что стороны обо всем договорились, японцы вдруг заявили, что посадить Ту-114 в аэропорту Ханеда невозможно. Аэропорт перегружен, кроме того, окружен горами. Здесь вообще редкий иностранный экипаж приземляется с первого захода, а такому исполину, как Ту-114, там просто не развернуться. Переговоры зашли в тупик. Комиссии день заседают, второй. Результат тот же. И тут министр гражданской авиации Евгений Логинов вспомнил, что у Цховребова есть какие-то собственные расчеты на этот случай. Срочно вызвали Харитона Николаевича в министерство. Оказалось, точно, такие расчеты имеются. Касались они пилотирования Ту-114 на уменьшенных скоростях с меньшими радиусами разворотов. У Цховребова были готовы даже схемы захода на посадку и взлет.
10 августа 1966 года Ту-114 совершил техническую посадку в токийском аэропорту Ханеда. Встречала его толпа журналистов. Посыпались вопросы. Был среди них и такой: «Как вам удалось столь огромный корабль посадить в нашем аэропорту с первого захода?» Цховребов ответил коротко: «Все дело в правильном расчете».
Для совместной эксплуатации на линии Москва – Токио были отобраны четыре самолета Ту-114: СССР-76464, СССР-76470, СССР-76474 и СССР-76490. На их бортах чуть ниже подоконной полосы была нарисована эмблема авиакомпании «Джал» и надпись Japan Air Lines.
Первый такой трансконтинентальный рейс SU/JL 440 был совершен 17 апреля 1967 года на машине 76464. Первооткрывателем этого рейса стал заместитель командира 210-го летного отряда Х. Цховребов. В 1967 – 1968 гг. рейс выполнялся один раз в неделю: в токийский аэропорт Ханеда – по понедельникам, в московский аэропорт Шереметьево – по четвергам. В 1969 году к этому рейсу добавился второй, SU/JL442. Он также выполнялся один раз в неделю, в Токио по субботам, в Москву по понедельникам.
C 26 мая по 1 октября 1967 года Ту-114 по пятницам выполнял регулярные пассажирские рейсы SU049/050 Москва (Шереметьево) – Париж. По понедельникам, средам, четвергам и субботам этот рейс выполнялся на самолете Ту-104.
В 1967- 1969 годах в 210-й Шереметьевский авиаотряд стали поступать новые дальнемагистральные турбореактивные самолеты Ил-62, которые постепенно ставились на линии, ранее обслуживаемые Ту-114. Высвобождаемые 114-е постепенно передавались в Домодедовское авиапредприятие: в 1967 году было передано 2 самолета, 7685 и 76486. В 1968 году передано 4 самолета: 76459, 76470, 76474 и 76487.
Последний шереметьевский Ту-114 вылетел по расписанию рейсом SU/JL442 в Токио вечером 30 мая 1969 года, а вернулся в Москву в обед, 1 июня. С 3 июня 1969 года токийское направление полностью перешло на обслуживание самолетами Ил-62.
При этом самолеты Ту-114 210-го авиаотряда продолжали выполнять заказные рейсы, но уже не так интенсивно как пять-шесть лет назад: их время уходило, а на смену им пришли более современные самолеты Ил-62.
В 1969 году из Шереметьево в Домодедово переданы Ту-114: 76464, 76480 и 76490. С передачей в 1970 году четырех оставшихся самолетов – 76476, 76478, 76482 и 7648 весь флот пассажирских Ту-114 был сосредоточен в Домодедово.
Справочные данные:
Список Ту-114, когда-либо работавших в 210-м отряде ТУ МВЛ:
76459, 76464, 76470, 76474, 76476, 76478, 76480, 76482, 76485, 76486, 76487, 76488, 76490, 76491.
Хронология открытия рейсов ТУ МВЛ на Ту-114 из московского аэропорта Шереметьево:
Направление/годы работы
Аккра через Конакри 1965 – 1966
Гавана через а/б Оленья 1963 – 1968
Гавана через Алжир 1969
Дели 1963 – 1967
Париж 1967
Токио 1967 – 1969
Спасибо за внимание.