Найти в Дзене
журнал Рыбалка GROUP

Лодки на зиму: экспертные ответы для рыбаков

Оглавление

В ноябре обычно происходит закрытие навигации на водоемах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И я сейчас не о тихих посиделках в эллингах и гаражах, когда убраны лодки, обслужены на зиму моторы, и их владельцы в хорошей компании вспоминают водные приключения лета за бокалом напитков по своим предпочтениям. И не о последних выходных на лодке, с вечерними посиделками у костра, после которых становится понятно - пора укладывать рабочую лошадку на зимнюю спячку. Нет, такое закрытие навигации у каждого своё. А в данном случае, я говорю об официальном закрытии навигации маломерных судов, когда руководитель субъекта Федерации издает соответствующее распоряжение.

В зависимости от погодных условий, в основном от прогноза среднесуточной температуры, в нашем регионе даты закрытия навигации колеблются от 1 до 18 ноября. При этом часто бывает, что ледостава приходится ждать еще достаточно долго, и водоемы манят, особенно крупные, обещая осенние раздачи крупного окуня, судака или трофейной щуки.

У многих рыбаков появляются вопросы: 1. Как осуществляется закрытие навигации? 2. Кто уполномочен контролировать исполнение этих запретов? 4. Какие наказания могут ожидать за нарушение запрета?

Вот на эти вопросы я постараюсь ответить.

1. Как теперь должно будет осуществляться открытие и закрытие навигации?

В этом году мы, похоже, попали в некоторый переходный период, связанный с вступлением в силу нового Федерального Закона “о безопасности людей на водных объектах”. Статья 17 этого закона дает полномочия (и обязывает) субъекты Российской Федерации утверждать местные (региональные) Правила пользования маломерными судами на водных объектах Субъекта Федерации, и, в частности, эти Правила могут устанавливать порядок ограничения сроков навигации (пользования водными объектами).

ПОДПИШИТЕСЬ НА РЫБОЛОВНЫЙ ЖУРНАЛ И ЧИТАЙТЕ ЕГО БЕСПЛАТНО

В Санкт-Петербурге новые Правила, соответствующие Закону вступят в силу с марта, пока же закрытие навигации будет осуществляться “по старинке”, то есть по Правилам, утвержденным в 2007 году (с изменениями вплоть до 2024 года). И новые и старые Правила делегируют полномочия по открытию и закрытию навигации Комитету по транспорту Администрации Санкт-Петербурга, согласующей Федеральной инстанцией является Управление МЧС РФ по Санкт-Петербургу.

Отличие со следующего года только в том, что в “старых” правилах открытие и закрытие навигации - каждое регулировалось отдельным документом, то по проекту новых Правил (цитирую): “3.2. Комитет в срок не позднее 1 апреля текущего календарного года на основании данных о среднемесячных и годовых значениях метеорологических параметров на территории Санкт-Петербурга, размещенных на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» ( http://www.meteo.nw.ru), направляет в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее – МЧС) запрос о согласовании периода разрешенного использования.” (водных объектов).

-3

Перевожу. Это означает, что со следующего года на начало открытия навигации мы будем знать и срок закрытия. Казалось бы, удобно? Только кому? Чиновнику, готовящему документы. Пользователям водных путей в апреле ни жарко, ни холодно от знания, что такого-то ноября навигация будет закрыта. И, наоборот, когда затягивается теплая осень, и реально можно еще ловить рыбу и спокойно выходить на водные объекты, навигация будет закрываться скорей всего именно на основании “многолетнего прогноза”. То есть, с минимальными хлопотами для чиновника. Хотя Правила предусматривают возможность корректировки сроков, но отводят на согласование этих корректировок аж 14 дней, что в реалиях нашей осени может статься совершенно бессмысленным. Прекрасным негативным примером в данном случае служит установка запрета выхода на лед водоемов, осуществляемая по такому же принципу “среднестатистической температуры по больнице”.

-4

2. Кто контролирует запреты?

Это самый простой вопрос. И раньше и теперь основным органом, обеспечивающим контроль на водных объектах, является подразделение Главного Управления МЧС России - Государственная инспекция по маломерным судам. Да, да тот самый ГИМС о расширении полномочий которого я писал в прошлом номере.

3. Чем грозит нарушение запрета?

Многие считают (ошибочно), что за это нарушение наказание в Кодексе об административных правонарушениях не предусмотрено. Да, именно такой формулировки нет. Но есть статья КОАП 11.8 часть 1, которая предусматривает наказание, в том числе и за “управление судном... с нарушением... района или условий плавания” в размере от 5000 до 10 000 рублей. А как раз выход на воду в условиях закрытой навигации и является этим самым нарушением “условий плавания”.

Завершая статью, добавлю, что не только штрафом чревато нарушение правил навигации. Мне, например, гораздо больше жалко нервов, потенциально потраченных на разговор с инспектором, выполняющим свою рутинную работу. И, как бы ни хотелось поехать на воду, лучше подождать “твердой воды”.

автор: Николай Кириллов

Читайте НОВЫЙ выпуск журнала «Рыбалка GROUP» 11/2025

Читайте нас в офисе, дома, метро и на рыбалке! Журнал можно сохранять, скачивать и читать без ИНТЕРНЕТА!

ПОДПИСАТЬСЯ на ЖУРНАЛ /канал  VK/ наш САЙТ/Тelegram-канал

Советуем почитать:

👉 Ремонт лодки ПВХ в походных условиях

👉 Как забраться в лодку с воды. Вопросы безопасности

👉 Комичные истории с налетом драматизма начала водномоторного сезона