Найти в Дзене
Rita Yaster

Задержка развития речи в 2 года? О причинах

Однажды Саша играл на порожках поликлиники, и к нам подошла логопед на пенсии. Ей понравилась его эмоциональность. Между делом она спросила сколько Саше лет. "Почти 2 года",- говорю. – Ооо, а стишки уже читает? Раньше дети в 2 года читали стишки. Сейчас мы вытаскиваем клещами ответы ДА и НЕТ и радуемся фразе "МАМА, НА". А в коридоре садика висят плакаты такого плана. Сейчас для меня особенно актуален запуск речи у малышей. Я посмотрела много материалов на эту тему. Знаю, что это актуально не только мне, поэтому поделюсь своим "конспектом" про речь 2х-леток в нескольких частях. Часть 1 – Про причины задержки речи у современных детей Часть 2 – Этапы формирования речи Часть 3 – Как у нас с речью в 2 года Часть 4 – Что такое настоящая задержка речи? Часть 5 – Мой план действий А почему? Есть нечто, что радикально изменилось за несколько поколений, из-за чего дети начинают говорить позже. И это нечто – не сами дети, конечно, а среда, в которой формируется речь. Часто слышала, что

Однажды Саша играл на порожках поликлиники, и к нам подошла логопед на пенсии. Ей понравилась его эмоциональность. Между делом она спросила сколько Саше лет. "Почти 2 года",- говорю.

– Ооо, а стишки уже читает?

Раньше дети в 2 года читали стишки. Сейчас мы вытаскиваем клещами ответы ДА и НЕТ и радуемся фразе "МАМА, НА". А в коридоре садика висят плакаты такого плана.

Сейчас для меня особенно актуален запуск речи у малышей. Я посмотрела много материалов на эту тему. Знаю, что это актуально не только мне, поэтому поделюсь своим "конспектом" про речь 2х-леток в нескольких частях.

А почему?

Есть нечто, что радикально изменилось за несколько поколений, из-за чего дети начинают говорить позже. И это нечто – не сами дети, конечно, а среда, в которой формируется речь.

Часто слышала, что формирование музыкального слуха у человека определяется тем, какая наслушанность у него была в детстве. Сколько музыки он слышал, и какой. Например, в некоторых языковых группах, где на значение слов влияет интонирование, люди вырастают, в среднем, с более хорошим слухом, чем в других группах. Те же китайцы.

Так вот, у детей та же самая история: сколько много разнообразной речи они слышат вокруг – столько факторов тренировать наслушанность этой самой речи, соответственно. Тем более подготовлен будет мозг эту речь использовать. Когда семьи были менее нуклеарные, когда в воспитании детей было задействовано много родственников, в семьях было этих детей много, когда без интернета было гораздо больше живого общения и извне тоже, тогда дети и начинали говорить раньше. А один родитель, как правило, мама, сидящая с ребёнком 24/7, даже говорящая в режиме радио, никакого разнообразия речевой среды не обеспечивает.

-2

Другая интересная причина – гиперопека в стандартах современного родительства. Я и сама частенько за собой это замечаю. Мне легче предугадать просьбу ребёнка, чем ждать, пока он в истерике начнёт это требовать. Ему достаточно показать пальчиком на желаемое, и мне этого хватает, чтобы понять его просьбу. Муж поступает иначе: он доводит сына до слёз и соплей, прикидываясь дурачком. И Саше приходится отвечать на его вопросы, выговаривать, что именно ему нужно. У меня на это обычно нет терпения, но, признаюсь, метод рабочий.

Раньше дети бесспорно были более самостоятельны и предоставлены сами себе. Они изучали мир с меньшими препятствиями от родителей. Это стимулировало познавательный интерес, травмы, новый разнообразный опыт. Сейчас же кто-то даже в туалет не готов отлучиться в одиночестве, лишь бы не оставлять полторашку одного в комнате на пару минут. Это же опасно! Гиперопека душит собственную мотивацию ребёнка общаться, чтобы что-то получить.

Другой бытовой аспект – это те самые "стиралки, посудомойки, роботы-пылесосы", которые так облегчают жизнь. Сейчас многие домашние рутинные дела скрыты от глаз ребёнка, заодно и от его участия. У ребёнка есть свои детские дела – склад игрушечек на полке, развивающие сортеры и пластиковая швабра. Незачем ему облизывать настоящую, пока мама моет полы.

Эта причина является частью другой, более обширной: сенсорная депривация. Жизнь в стерильной квартире сокращает спектр ощущений от взаимодействия с миром. Никаких босиком по скошенной траве или пожевать червяка. Если живёшь в доме без лифта, то на улицу лишний раз просто так выходить не будешь. Изменилась и базовая безопасность с ростом городов. В детстве моего мужа 3-4 летки гуляли во дворах самостоятельно. Сейчас такое представить сложно. Всё, доступное ребёнку для изучения, тщательно контролируется и разделяется на безопасное и опасное. На взгляд каждого конкретного родителя. И ограничивается им же.

-3

Когда обсуждаешь фундаментальные изменения в среде, нельзя просто сказать, что это всё случилось из-за мультфильмов или гаджетов. Это всего лишь небольшая часть от общего фона. Но и эта часть вносит свой вклад. Как минимум, она отнимает время от живого общения, диалогов, от взаимодействия с миром и играми. Она может вносить сильное влияние, может не вносить вообще. Я бы хотела сказать, на мой обывательский взгляд, что гаджеты не основная причина, если ребёнок не говорит. Но если вы хотите улучшить речевую среду для запуска речи ребёнка, сокращать придётся все факторы, включая и этот.

Не стоит также забывать о гипердиагностике современных детей. Никто раньше не парился, если ребёнок молчит до 3, а то и до 4 лет. Не назначал лечение и Пантогамы. Просто вот такой поздний ребёнок. Сейчас тревожиться начинают уже с первого агу и меряют линейкой каждый новый звук.

Теперь другие нормы.

Логопед на пенсии выросла и работала в совершенно другой речевой среде. Её нормы – это нормы того времени. Современные дети развиваются в новых условиях, и их мозг адаптируется под них. Появилась такая благодатная ниша для заработка логопедов: ведь почти каждый ребёнок отстаёт от норм 40-летней давности. Многие любят сравнивать цвет травы метафорического "тогда" и обязательно заключать, что ТОГДА было лучше.

-4

Занятный факт: современные дети не глупее детей "тогдашних". Это подтверждают и престарелые психологи, которые имели возможность сравнить разные поколения. Это просто другие дети, отвечающие потребностям времени, в котором они выросли. Те же самые, но другие, такой вот парадокс. И к речи они теперь тоже приходят другим путём, через другие стимулы. Пусть даже и попозже.