В декабре 1983 года Дмитрий Харатьян «атаковал» зрителей сразу по двум фронтам: с киноэкрана в образе самоучки-инженера и автогонщика Гриши Яковлева в «Скорости» и в роли юного сыщика Володи Патрикеева в телефильме «Зелёный фургон». Второй сразу же стал классикой, а первому повезло меньше и сейчас он менее известен.
Несмотря на участие знаменитого актёра, настоящего любимца аудитории Алексея Баталова, музыку группы «Машина времени» и появление уникальной, где-то даже фантастической машины «Игла», претендующей на скоростной рекорд (расчётная скорость авто — под 1 000 км/ч!). Но обо всём по порядку.
Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!
В основе сценария «Скорости» — повесть Валерия Мусаханова повесть «Испытания». Этот сценарий случайно попал в руки молодому режиссёру Дмитрию Светозарову. Его карьера в кино складывалась непросто: на киностудиях он в какой-то момент стал персоной нон-грата. И не в последнюю очередь потому, что был сыном патриарха советского кино Иосифа Хейфица. Любопытно, что и сам Дмитрий, и его родители поначалу не видели для него пути в кино: по первому образованию он учитель английского языка. Но потом Дмитрий всё же обратился к кино и поступил на Высшие режиссёрские курсы, причём на курс своего отца.
К тому моменту, когда сценарий «Скорости» попал к нему в руки, Дмитрий уже успел поработать помощником режиссёра и снять две короткометражки. Но вот полноценного фильма у него пока не было, и «Скорость» стала его первым шагом в большое кино.
Правда, как вспоминал позже сам режиссёр, первый вариант сценария был туск и уныл и повествовал о буднях конструкторского бюро, где проектируется вариант общедоступного, «народного» автомобиля. Подобные сюжеты уже не раз экранизировались и редко когда были успешны. Поэтому сценарий переделали (при помощи сценаристки Марии Зверевой), выведя на первый план отнюдь не народный, а штучный автомобиль. Есть в сюжете и романтическая линия, и антигерой, и даже некоторая назидательность, но она показана деликатно и не кажется дисгармоничной.
Итак, на автогонках автоконструктор Игорь Лагутин встречает молодого парня Гришу. Гриша участвует в гонках на машине собственной конструкции, которая выглядит нелепо и вычурно вызывает смешки зрителей. Но неожиданно этот громоздкий старомодный автомобиль входит в лидеры. Лагутин знакомится с Гришей — детдомовцем-самоучкой, который, не имея технического образования, до многих вещей доходит интуитивно.
У Гриши определённо есть технические способности и творческая жилка, и он буквально влюблён в машины.
Лагутин устраивает парня в институт, где сам трудится и где в лаборатории под его руководством разрабатывается уникальное авто — «Игла-09-SR» (и «Игла» — это ИГорь ЛАгутин). Среди учеников и соратников Лагутина есть девушка — эстонка Криста, давно влюблённая в учителя.
Её старший брат был коллегой и товарищем Игоря, но несколько лет назад он погиб на испытаниях очередной модели. Гриша тоже влюбился в Кристу, но шансов у него нет: девушка не видит других мужчин, кроме Игоря, хотя он сильно старше и оба они это прекрасно осознают. Гриша осваивается в институте и в лаборатории и именно ему Лагутин доверяет испытание опытной Иглы, но перед заездом нужно устранить критическую неисправность, что Гриша должен срочно сделать.
Но накануне случается любовное ЧП: Криста ссорится с Лагутиным и, так уж получилось, проводит ночь с Гришей. Из-за всех этих перипетий Гриша не успевает доработать модель, но на гонках ставит рекорд. Но, увы, в следующей попытке «Игла» терпит катастрофу из-за той самой неисправности.
Спустя год всё поменялось. Гриша ушёл из лаборатории и переквалифицировался в автомеханики, у него полно клиентов, он зарабатывает столько, что уже смог купить квартиру. Впрочем, самой лаборатории уже нет: после ЧП с Иглой её закрыли, Игорь Лагутин лишился и своего детища, и любимого дела. Криста уехала, оставив и Игоря, и Гришу. Но — внимание! — это ещё не конец фильма. Смотрите сами, куда покатится история.
Главные роли в фильме получили два актёра, которые представляли два поколения советского кино: новое поколение представлял Дмитрий Харатьян в роли Гриши, старую школу кинематографа олицетворял Алексей Баталов. 23-летний выпускник Щепкинского училища Дмитрий Харатьяна уже был прекрасно известен публике: его дебют в кино состоялся ещё в 1976 году в школьной драме «Розыгрыш» режиссёра Владимира Меньшова, и эта лента моментально вывела 16-летнего подростка в звёзды. Ну а его партнёра Алексея Баталова и вовсе не надо было никому представлять: его слава превосходила все возможные границы (особенно после предыдущей его работы — роли Гоши в мелодраме «Москва слезам не верит» (1980) всё того же Владимира Меньшова).
С Алексеем Баталовым Дмитрий Светозаров был знаком с самого детства: актёр часто бывал в их доме. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно
Иосиф Хейфиц считался режиссёром, открывшим Баталова для кино, и снял его в шести своих фильмах.
А ещё, по воспоминаниям Дмитрия Светозарова, благодаря Алексею Баталову он стал автолюбителем и автоценителем: Баталов обожал автомобили и был опытным водителем. Потому и в роль Лагутина ем было вжиться не так сложно.
Роль Кристы в фильме сыграла эстонская актриса Мерле Тальвик, на втором плане Ангелина Степанова, Всеволод Шиловский, к сожалению, совсем недавно ушедший из жизни, в роли антигероя, Баадур Цуладзе, Геннадий Богачёв, Анатолий Сливников, а в эпизоде мелькнул Николай Фоменко.
Ну и, разумеется, нельзя обойти вниманием ещё одного героя, тоже, наверное, главного — автомобиль «Игла». Её роль сыграла реальная экспериментальная машина ХАДИ-9, которую придумали и собрали в Харьковском автодорожном институте под руководством конструктора Владимира Никитина.
В отличие от экранного конструктора, давшего название машине по собственному именем, реальный конструктор оказался скромнее: название ХАДИ — это просто Харьковский АвтоДорожный институт.
Образец начали разрабатывать в 1968 года, а готовая модель появилась лишь через десять лет. Не буду останавливаться на технических особенностях, скажу лишь, что по длине ХАДИ-9 была сравнима с автобусом, а в качестве двигателя использовался авиационный реактивный.
Предполагалось, что машина преодолеет рубеж скорости в 1 000 км/ч, хотя сами конструкторы считали, что доступный максимум — 800. На испытаниях ХАДИ достигла разогналась до 300 км/ч.
В «Скорости» ХАДИ-9 ездила по-настоящему, но за штурвалом был, конечно же, не Дмитрий Харатьян, а каскадёры Николай Лайков и Дмитрий Шульгин. Основным местом съёмок стал аэродром Волгограда. Но уже в процессе выяснилось, что заезды там небезопасны: Дмитрий Светозаров рассказывал, что взлётная полоса, изображавшая трассу, была некачественной с заметными неровностями и выбоинами. Однако каскадёры не побоялись и сделали несколько дублей, и во время одного ХАДИ разогналась до невероятных 350 км/ч! Позднее съёмочная группа перебралась на озеро Баскунчак, захватив с собой уже не саму ХАДИ, а её копию меньшего размера, там снимали общие планы. Дальнейшая судьба советской автоновации оказалась печальной: она вернулась в Харьков, но после съёмок её даже не привели в порядок. Финансирования на продолжения работ не было, так что в итоге ХАДИ просто разрушилась.
Что же касается «Скорости» и одной из главных её героинь, «Иглы», то их история более удачна. Фильм, пусть и не ставший хитом на все времена, посмотрело почти 19 миллионов зрителей, и это хоть и не выдающийся, но очень неплохой результат. Да и в целом картина весьма неплоха, несмотря не некоторую фрагментарность. Наверное, даже назову её эдаким артефактом эпохи, с которым любопытно познакомиться. Любителям автотехники и автоспорта советую особо, думаю, там для них будет много интересного и интригующего.
А что вы думаете о АДИ-9? Это технологический прорыв или тупиковая ветвь советского автопрома?