К юбилею актера @нина спутницкая
Как паренёк с «Трехгорки», лучший гравер-накатчик (ткани) в цехе, - Коля Крючков вдруг вышел на сцену? В школу-студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ) он попал прямиком с подмостков самодеятельного театра и вскоре его природная заразительность, пластичность и музыкальность были отмечены киноэкраном. Кинематограф 1930-х нуждался в таком герое: как будто шагнувший из толпы работяг, балагур до поры до времени, способный на трудовой подвиг и сильные чувства.
Неслучайно из всех учеников студии при ТРаМе режиссер Борис Барнет в свою картину «Окраина» выбрал именно Крючкова. Мастер лирической комедии разглядел в молодом актере редкое сочетание героизма и комедийности, потрясающую харизму под маской обычного, ничем не примечательного молодого человека. Зрителю запомнился сапожник Сенька Кадкин. Его старший брат Николай (Н. Боголюбов) — зрелый, сознательный рабочий, убеждённый большевик, неугомонный борец и весельчак. А младший Сенька — неопытный юнец, вызывающий сочувствие своей детской неуклюжестью и беззащитностью. В повести его отец, потерявший на фронте двух сыновей, появлялся лишь эпизодически — в сцене избиения немца. Однако в фильме история этой семьи стала одной из центральных линий сюжета. И смерть полюбившегося по ходу повествования Сеньки - добровольно отправившегося на фронт, воспринималась зрителем особенно эмоционально.
Тем же интересен влюбленный Алёшка - герой Крючкова в следующем фильме Барнета «У самого синего моря». Казалось бы тот же типаж, но актер рисует его другими красками, более лирично, акварельно.
Крючков открывается нам как тонкий, (играющий на полутонах) актер. В любовном треугольнике с Юсуфом (Лев Свердлин) и Машенькой (Елена Кузьмина) Алёша демонстрирует не только пылкие чувства, но и способность к самоиронии, что делает его образ многослойным и глубоким.
Крючков открывает в этой роли новую грань своего таланта — умение создавать задушевные, проникновенные образы. Его Алёша покоряет зрителя искренностью эмоций, умением сочетать в себе комическое и лирическое, что делает героя незабываемым и притягательным.
В трио главных героев фильма «Трактористы» — Николай Крючков, Борис Андреев, Пётр Алейников — не самый высокий, не самый красивый Клим Ярко солирует. А невероятный танец Клима и поныне впечатлит любого брейк дансера.
«Феномен Крючка» - так назвали киношники эти танцевальные па: актер во время пляски, сидя на земле, подпрыгивает на кулаках. Примечательно, что Крючков поставил этот сложный танец без помощи профессиональных хореографов.
Способность к таким необычным танцевальным движениям у Николая Крючкова появилась благодаря его разносторонним талантам, которые он развивал с юности. Ещё до прихода в кино он научился петь, плясать и играть на гармошке. Позже, работая в ТРАМе, Крючков занимался с известным хореографом Натальей Глан, которая выбрала его своим партнёром по танцам. Именно этот опыт, в сочетании с природной пластикой и творческим подходом, позволил актёру создать столь запоминающийся и технически сложный танец, который вошёл в историю советского кинематографа.
Этим танцем Клим завоевывает авторитет и вскоре становится лидером бригады отстающих. Ну а следом получает и сердце красавицы в качестве награды.
Невероятный успех к Крючкову пришел после фильма «Трактористы»: зрители так поверили его герою, полюбили, а песня «Три танкиста» стала визитной карточкой именно Крючкова, хотя пели ее втроем.
Сам Николай Афанасьевич объяснял истоки достоверности своих персонажей знанием типажей, которое приобрел еще со времен ТРАМа:
Идут тоды. Меняется облик поколений. Иногда среди нынешних молодых ребят появляются странноватые, невесть какого пола и возраста, с рано погасшими глазами. Этих надо отвоевать у пустоты душевной и скуки. Мы в комсомольском возрасте так и поступали. С группой актеров ТРАМа я часто бывал в бараках Мосстроя в начале тридцатых годов. Народ там собрался пестрый, с бору по сосенке, народ злой, неустроенный, приехавший в Москву подзаработать. Одним словом, «крутая мгла». Бывало, войдем к ним, а нас встречает такой густой «фольклор», что каблуки от пола отрываются. Встречали и кулаком. Мы старались остановить, переспорить, а уж потом переходили к терпеливой беседе по душам: звали ребят учиться, приобретать специальности на заводах-новостройках, любить искусство. Множество людей выиграли мы тогда для настоящей, достойной, гордой жизни…
Так что педагогический пыл Клима в «Трактористах» не был чужд актеру.
Николай Крючков становится главным советским кино-героем 1930х, а потом и 40х. Именно он оказался так востребован в военных фильмах и кино сборниках: в эвакуации кинематографа в Алма-Ате он снимался в 4-5ти фильмах одновременно.
А снятый в начале войны «Парень из нашего города» стал самым популярным фильмом времен войны. Герой Крючкова Сергей Луконин стал идеалом советского мужчины на десятилетия вперед -герой, романтик, оптимист, балагур.
— Вы даже мне не сказали, каким образом спасали водителя.
— Я считал, что это к делу не относится.
— Как вы его спасали?
— Сказать по правде, великолепно спасал.
— Опять хвалитесь.
— Я не хвалюсь, так и было.
— Я первый пловец по всей Волге.
— Послушайте, Луконин, вы ведете себя как мальчишка! Утопили машину, чуть не угробили людей, а теперь что прикажете делать? Под суд вас отдать?
— Товарищ начальник школы... Я вас прошу, я не могу даже подумать о том, чтобы... Армия для меня - это все, вся жизнь. Я виноват во всем. Но если мне будет позволено, я докажу, что это случайность. Сто раз рассчитаю, и докажу!
На площадке Крючков предпочитал всё делать сам, сходу, почти без тренировки. Сам водил трактор, ибо устроился работать в бригаду, когда снимались «Трактористы». Сам поднимал и сажал самолет в фильме «Небесный тихоход». Сам ложился под танк в картине «Фронт» и едва не погиб. Он много раз нырял в ледяную воду , работая на фильме «Суд», а на сьемках «Жестокости» часами сидел в седле на морозе, несмотря на обострившийся тромбофлебит.
Крючков в интервью рассказывал, что играть шалопая Кузьму, посягающего на сердце героини Ладыниной в фильме «Свинарка и пастух» ему запрещал сын Сталина Василий , которому не хотелось, чтобы любимый актер воплощал антигероев. Но актеру всегда был интересен эксперимент, выход за границы амплуа. Например, в фильме «Котовский» Крючков сыграл сразу две роли, - одесского карточного шулера Загари (характерная роль) и помощника Котовского (героическое амплуа).
Хотя критики ругали «Небесный тихоход», зрители ждали романтической комедии на исходе войны, ждали героя Крючкова и тепло приняли его. Ведь Булочкин с трудом привыкает к жизни вне риска и опасности, к обществу женщин-лётчиков. Тёплая, почти сказочная, фамилия и ординарная внешность – лишь камуфляж. Как предыдущим героям Николая Афанасьевича ему неизменно сопутствует мужество и самоотверженность. А песня «Первым делом самолёты…» в исполнении актёра звучала как гимн оптимизму и находчивости фронтового поколения.
Удивительно, но и в последующие десятилетия талант и фактура Крючкова будут востребованы. Крючков, искренне любя своих героев, казалось бы полностью изученного им амплуа, все чаще становится творцом произведений, меняет черточки в портретах персонажей. Так его Мамочкин в «Звезде» вопреки сценарию, – взрывает себя вместе с фашистами. Но этот характерный для Оттепели фильм кладут на полку и Крючкову, казалось бы грозит забвение…
И со временем меняются и кино-герои Крючкова 50х-60х? Перестав быть героем современности, актер уходит в характерные образы: Корольков из «Дела Румянцева», Неуеденов из «Женитьбы Бальзаминова». «Жестокость».
Роль таксиста Бати в фильме «Горожане» стала для Николая Крючкова особенной работой — сценарист Владимир Кунин создавал этот образ специально под актёра. После выхода картины таксисты даже перестали брать с Крючкова плату за проезд, признав в нём «своего».
В образе Бати отразились многие черты самого актёра: как и его герой, Крючков был человеком с богатым жизненным опытом, умел находить подход к людям, обладал природной мудростью и добротой. Батя выступает как строгий, но справедливый наставник для своих пассажиров — эта черта перекликалась с тем, как Крючков взаимодействовал с окружающими в жизни.
Актёр всегда славился своей органикой и умением быть естественным в кадре. В роли Бати эти качества проявились особенно ярко. Его герой, как и сам Крючков, был человеком из народа, близким простым людям, способным понять их проблемы и поддержать в трудную минуту.
Роль дяди Коли в «Осеннем марафоне» – небольшая, но особенная щемящая интонация отличает ее. Одни говорят, что актер в нескольких репликах всё рассказал о своём поколении, с его особенной ответственностью за потомков, способную на невероятную отеческую любовь к опекаемым. Некоторые называют дядю Колю – голосом совести, который отрезвляет Бузыкина.
«Дядя Коля» - именно так называли Николая Крючкова в жизни, практически все вокруг, - и коллеги по съемкам, и прохожие на улице. Ему удалось, не играя уже главных ролей в кино, - оставаться «своим», «родным», «близким», «узнаваемым» и любимым - для всех поколений зрителей.
Николаю Крючкову удалось более полувека (с 30х - до начала 90х), независимо от смены эпох, - оставаться реальностью советского экрана, его неизменный жителем, наверное потому, что как личность — он был больше любой своей роли.
А какой ролью запомнился вам актер?
Не забудьте посмотреть публикации канала