Найти в Дзене

Неподражаемый Носик : мастер трагикомедии. Смех, фронт, аллюзии

к юбилею Валерия Носика — вспоминаем уникального артиста с @НинаСпутницкая Происхождение и семья Материнский род актёра происходил из Каширы. Его дед по материнской линии, Иван Петрович Субботин, был купцом первой гильдии. Он владел собственным кинотеатром и рестораном, имел большое хозяйство. Проявив дальновидность, дед в период с 1915 по 1917 год «сдавал» комнату в своём кинотеатре большевикам, что впоследствии помогло семье сохранить дом и право на работу после революции. Отец актёра имел украинские корни и носил фамилию Носек. В начале 1930-х годов при получении паспорта произошла ошибка, и фамилия была записана как «Носик». Отец, заметив неточность, не стал её исправлять, опасаясь возможных проблем с проверкой родословной. В роду отца переплетались разные национальности: помимо украинцев, были поляки и представители других народов. Валерия , «выпускника» народного театра ЗИЛ, где состоялся его артистический дебют и раскрылся талант, и мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, ждала счаст
Оглавление

к юбилею Валерия Носика — вспоминаем уникального артиста с @НинаСпутницкая

Происхождение и семья

Материнский род актёра происходил из Каширы. Его дед по материнской линии, Иван Петрович Субботин, был купцом первой гильдии. Он владел собственным кинотеатром и рестораном, имел большое хозяйство. Проявив дальновидность, дед в период с 1915 по 1917 год «сдавал» комнату в своём кинотеатре большевикам, что впоследствии помогло семье сохранить дом и право на работу после революции.

Отец актёра имел украинские корни и носил фамилию Носек. В начале 1930-х годов при получении паспорта произошла ошибка, и фамилия была записана как «Носик». Отец, заметив неточность, не стал её исправлять, опасаясь возможных проблем с проверкой родословной. В роду отца переплетались разные национальности: помимо украинцев, были поляки и представители других народов.

Валерия , «выпускника» народного театра ЗИЛ, где состоялся его артистический дебют и раскрылся талант, и мастерской Михаила Ромма во ВГИКе, ждала счастливая театральная и кино судьба: театр им. Пушкина и прославленная сцена Малого, сотня ролей и востребованность на телевидении. Но зритель помнит его, прежде всего, по комичным ролям, в амплуа клоунском. 

Комедии

В лирическую комедию «Стряпуха» режиссёр Эдмонд Кеосаян утвердил Носика без проб, а во время съёмок просил его и Инну Чурикову импровизировать, благодаря чему появились сцены, не предусмотренные сценарием (например, сцена под столом). На фоне великой Чуриковой (пусть и в начале её карьеры) Валерию Носику удалось не затеряться благодаря харизме, таланту импровизации и умению рисовать живые, запоминающиеся образы небольшими штрихами: робкий взгляд, полуулыбка, чего стоит трогательный эпизод игры в лото. 

Особенно стоит отметить работу Валерия Носика в культовом фильме «Большая перемена». На пробы актер пришёл с намерением получить другую роль — он пробовался на Генку Ляпишева. Однако режиссёр Алексей Коренев увидел в нем совершенно иной образ и предложил роль вратаря Отто Фукина. Эта второстепенная, но яркая роль стала одним из украшений картины, доказав многогранность таланта актёра.

Отто Фукин
Отто Фукин

Его персонажи - часто лукавые, но страстные и по сути своей добродушные натуры, на планомерный расчет неспособные. 

-3

Ярким примером комедийного таланта Носика стала его роль Лютикова в сериале про деревенского детектива Анискина. Несмотря на то, что его персонаж часто мешал расследованию зрители полюбили его за неподражаемое обаяние. Актер создал образ сыщика-дилетанта, который своими действиями порой только усложнял следствие. Однако именно эта противоречивость характера, соединённая с природным артистизмом актёра, сделала Лютикова одним из самых запоминающихся персонажей сериала.

-4

Трагикомический талант

Творческий почерк Носика отличался особым сочетанием трагического и комического. Актёр обладал уникальной способностью использовать находчивость в трагических моментах, создавая неоднозначные образы, где порой сложно разграничить правду и шутку. Его персонажи часто напоминали сказочных леших и домовых, при этом оставаясь людьми добродушными и семейными, способными на искренние любовные переживания. Любопытно, что умение актера лепить сложносочиненные характеры в небольших ролях проявилось уже на заре его карьеры.  Особенно выразительной стала работа в трагических сценах фильма «Вступление» Игоря Таланкина. Например, смерть жены Ромки показана через лаконичные, но мощные средства выразительности: актер играет лицом, а большую часть отданного ему на откуп эпизода, - спиной. Носик передаёт весь спектр эмоций весельчака Ромки: от шока до глубокого отчаяния. Особую силу имеет момент переживания не только личной трагедии, но осознание потери поколением будущего, которое чуть ли не впервые на советском экране озвучивает его юный герой. 

-5

Актер тонко передавал сложные эмоциональные состояния в сцене смерти жены его персонажа, где за считанные кадры удалось показать всю глубину трагедии и потерю надежды на счастливую жизнь. Здесь Носик создал образ совсем юного человека, столкнувшегося со смертью лицом к лицу и мастерски передал метаморфозу своего героя: от прожжёного юмориста до человека, охваченного отчаянием и бессилием. Через личную трагедию персонажа зритель видит всю масштабность человеческой драмы военного времени.

Его Ромка — бесконечно добрый молодой человек, чья судьба становится символом целого поколения, вынужденного взрослеть слишком быстро. Молодой актёр тонко, точно, лаконично передал всю гамму переживаний: от беспечности юности до глубокого понимания ужасов войны.

Вступление
Вступление

Валерий Носик не раз создавал яркие и запоминающиеся образы неунывающих людей, переживших страшные события войны. Особенно примечательна его роль танкиста Дорожкина в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Носик слепил многогранный характер: его герой — человек-герой, способный даже в самых тяжёлых условиях находить место для шутки. Знаменитая сцена, где танкист вместе с напарником ищет горючее и натыкается на цистерну со спиртом, завершается характерной фразой:

«А мы, танкисты, горючее всегда на язык пробуем!»

Эта реплика демонстрирует удивительное умение актёра соединять трагическое и комическое, высвечивать человеческое даже в самых суровых условиях и сюжетах.

«Освобождение» Ю. Озерова
«Освобождение» Ю. Озерова

В многочисленных комедийных ролях проявилось удивительное дарование Носика — способность через небольшие, но яркие детали создавать объёмные характеры, в которых трагическое и комическое, героическое и человеческое существуют в неразрывном единстве. Актёр предпочитал быть адвокатом своих персонажей даже в ролях отрицательного плана, часто шел от внешнего содержания, гротеска, но всегда находил психологически точные нюансы, старался понять своих героев, пережить их биографию. Оттого получались они у него трогательными, по-детски нелепыми. 

В фильме-притче «Райские яблочки» режиссёр Георгий Щукин доверил Носику роль Бога. Актёр настолько преобразился благодаря гриму, что его было бы сложно узнать даже близким родственникам.

Носик умел создавать как комические, так и драматические образы, при этом сохраняя свою узнаваемую индивидуальность. Его персонажи часто были женаты, являлись семьянинами, что добавляло им особое обаяние. 

——

А какие эмоции у вас вызывает артист?

Какими ролями запомнился?

✔️ не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал ✔️

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО КИНО | Телекинет. Не|Искусство кино | Дзен