Найти в Дзене

Кино, как воспитатель: Маргарита Барская о пионерах и детском кино

В день российского кино публикуем уникальный материал из истории строительства детской советской кинематографии из архива Маргариты Барской, подготовленный для журнала @Гареной Красновой. Кино, как воспитатель, терпит тяжелый ущерб и благодаря неравномерному распределению картин между темами. Совершенно ясно, что если уж ограничиваться этими 8 темами, то за счет беспризорности и гражданской войны надо увеличить число лент к Ленинским дням, о классовой борьбе и пионерах. Для маленьких детей, ведь, Ленин уже история, и суметь показать его ребятам так, чтобы они полюбили его и через него то, чему он учил, чрезвычайно нужная и ответственная задача. Фильм “Адрес Ленина” помогает ее разрешению. Его недостатки, о которых ниже, не мешают ему в достижении этой задачи. Он связывает деятельность детского коллектива в интересах других ребят, и в частности, безнадзорных, эксплуатируемых, с памятью о Ленине, с живым чувством к нему, вызванным экскурсией в дом, где он жил. Вторая лента к Ленинским дн

В день российского кино публикуем уникальный материал из истории строительства детской советской кинематографии из архива Маргариты Барской, подготовленный для журнала @Гареной Красновой.

Маргарита Барская - актриса и режиссер, пионер детского кино
Маргарита Барская - актриса и режиссер, пионер детского кино

Кино, как воспитатель, терпит тяжелый ущерб и благодаря неравномерному распределению картин между темами. Совершенно ясно, что если уж ограничиваться этими 8 темами, то за счет беспризорности и гражданской войны надо увеличить число лент к Ленинским дням, о классовой борьбе и пионерах.

Коллаж по материал фильма Адрес Ленина
Коллаж по материал фильма Адрес Ленина

Для маленьких детей, ведь, Ленин уже история, и суметь показать его ребятам так, чтобы они полюбили его и через него то, чему он учил, чрезвычайно нужная и ответственная задача. Фильм “Адрес Ленина” помогает ее разрешению. Его недостатки, о которых ниже, не мешают ему в достижении этой задачи. Он связывает деятельность детского коллектива в интересах других ребят, и в частности, безнадзорных, эксплуатируемых, с памятью о Ленине, с живым чувством к нему, вызванным экскурсией в дом, где он жил.

Вторая лента к Ленинским дням очень слаба и никакого настроения не создает: Петунька узнав о смерти Ильича, едет тайком с ним попрощаться. (“Как Петунька ездил к Ильичу”). Зачем эта таинственность — неизвестно. Как автор не чувствует неуместности бессмысленности приключений Петуньки, вроде передвижения в ящике под вагоном, в картине, пытающейся дать переживания ребят детского дома в дни смерти Ленина. Ведь они отвлекают внимание ребят от главного настроения.

Как сказано выше, было бы желательно на тему о классовой борьбе иметь больше лент; надо отдать справедливость, что по крайней мере та единственная лента, которая имеется в этом разделе, смотрится детьми с интересом и горячо принимается (“Танька-трактирщица”).

К сожалению, единственная лента, посвященная пионерству, и скучна, и дает превратное представление о жизни пионеров и плохо оформлена. Таким образом, можно прямо сказать, что картины, которая знакомила бы с жизнью пионерской организации, — нет.

Незаполненной приходится считать и тему “Животные”. Тема безусловно любимая детьми и такая благодарная; так много ценного с образовательной точки зрения и занимательного можно было бы дать, то картина “Звери Дурова” ничего не дает. Сначала показываются одни дрессированные звери за другими, потом даются сценки в вагоне, разыгрываемые одетыми, как люди, животными. Выходит плоско. Хоть бы показали как Дуров достиг таких результатов в дрессировке животных, так и этого не дано.

Уже сама возможность прикрепить каждую из картин к одной теме говорит не в пользу детского фильмотечного фонда, служит показателем скудости его содержания.

Ведь киноискусство творчески преломляет жизнь и поскольку ткань жизни сложна, состоит из тысячи переплетений, поскольку и каждая истинно-художественная картина освещает многие грани жизни и поэтому может содействовать осознанию разных сторон жизни, разных “тем”. Чтобы иллюстрировать свою мысль, возьму пример из фильма для взрослых. Картина “Мать” может быть по праву использована и ко дню работницы, и к 1905 году, и в связи с проблемой “отцов и детей”, не говоря уже о частных темах, таких, как быт рабочих в царское время или политика царской власти по отношению к рабочим.

Советский и зарубежный плакат к фильму Пудовкина
Советский и зарубежный плакат к фильму Пудовкина

Еще пример: “Потомок Чингиз-Хана” вы можете прорабатывать и в связи с вопросом колониальной политики англичан, и для освещения вопроса о роли духовенства в жизни буржуазного государства, и, наконец, просто, как бытовую картину, рисующую жизнь монголов. Возможность такого разностороннего использования картины заложена в глубине того охвата жизни, который ею дается, в тех установках, которыми она пронизана.

Горе картин для детей даже не в тематике их: ну пусть бы мало тем было освещено, пусть одни темы чаще оформлялись, чем другие; главное не в этом, а в том, что установки картин должны быть четки (?), те точки зрения, которые положены в основу оценки жизненных положений, которые просвечивают в картине и заражают зрителя; они должны быть доброкачественными.

Полный текст публикации