Найти в Дзене

Русская Мадонна: Нонна Мордюкова

@Нина Спутницкая к столетию актрисы В своей книге «Ноктюрн» она пишет о себе: «Я родилась грузчиком и до поры до времени была как мальчишка: широкоплечая, мускулистая, порывистая.…» (Мордюкова Н., “Ноктюрн. Записки актрисы”. ).  Учась в средней школе в Ейске, которую ранее закончил Сергей Бондарчук, рисковая Нонна (урожденная Ноябрина) однажды написала письмо товарищу Сталину, в котором просила «освободить девочек своей школы от математики, физики и хи-мии»… Письмо осталос без ответа, но несмотря на восемь троек в аттестате, Мордюкову взяли во ВГИК с первого раза. На вступительных испытаниях она читала монолог Фамусова из «Горя от ума» и задорные байки и выразительные сценки из сельской жизни, сразу покорив профессуру задором и искренностью. И во время учёбы во ВГИКе эта «мальчишка-грузчик» преобразилась в истинную хранительницу земли русской — статную, с роскошными косами до пола и взглядом, глубоким, как омут, таящий неистовую силу стихий. Она училась на курсе Бориса Бибикова и Ольги

@Нина Спутницкая к столетию актрисы

В своей книге «Ноктюрн» она пишет о себе: «Я родилась грузчиком и до поры до времени была как мальчишка: широкоплечая, мускулистая, порывистая.…» (Мордюкова Н., “Ноктюрн. Записки актрисы”. ). 

Учась в средней школе в Ейске, которую ранее закончил Сергей Бондарчук, рисковая Нонна (урожденная Ноябрина) однажды написала письмо товарищу Сталину, в котором просила «освободить девочек своей школы от математики, физики и хи-мии»… Письмо осталос без ответа, но несмотря на восемь троек в аттестате, Мордюкову взяли во ВГИК с первого раза. На вступительных испытаниях она читала монолог Фамусова из «Горя от ума» и задорные байки и выразительные сценки из сельской жизни, сразу покорив профессуру задором и искренностью. И во время учёбы во ВГИКе эта «мальчишка-грузчик» преобразилась в истинную хранительницу земли русской — статную, с роскошными косами до пола и взглядом, глубоким, как омут, таящий неистовую силу стихий. Она училась на курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, но ее не мог не заметить Сергей Герасимов. Несмотря на молодой возраст в роли Ульяны в “Молодой гвардии” студентка раскрыла затаенную удивительная мощь, силу духа, стойкость, ту особая женская сила, что украсит следующие работы актрисы. 

-2

В своей первой роли юная Мордюкова сразу взяла высокую ноту. В ней уже тогда проглядывала та самая и глубина, что позже расцвели в её следующих ролях простых русских женщин, заряженные той мощью и трагизмом.

После «Молодой гвардии» у Мордюковрй, вопреки распространенному мнению, не было долгого перерыва в съемках. В период позднего сталинизма, когда производство фильмов было ограничено, перерывы случались у многих. В 1948 году она снялась у Герасимова, а в 1952-м вместе с коллегами по «Молодой Гвардии» —Кларой Лучко и Инной Макаровой — она появилась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова».

-3

Была и острая тоска по несыгранному, невоплощённому. Нонна Викторовна переживала, что не удалось сняться в «Тихом Доне» у Герасимова, хотя, как признавалась она, «готова была лечь посреди степи рекой, стать деревом, холмом, лишь бы только послужить фильму о земле, которую исходила в детстве и юности босыми ногами».

-4

Её актёрская судьба сложилась прихотливо, вобрав в себя множество поворотов, но кинематограф она щедро одарила пусть не количеством, но качеством каждой, даже эпизодической роли, каждой сыгранной судьбы. Вплоть до первой половины 1990-х годов она снималась примерно раз в год, хотя главных ролей у неё было относительно немного. Но каждая становилась стопроцентным попаданием, часто - вытягивала фильм, скрывала огрехи режиссуры и драматургии. Зритель до сих пор очарован её удивительными интонациями, пронзительными монологами.

Комиссар
Комиссар

Её напевная манера говорить отличалась от классической школы актёрской речи, где каждое слово взвешено и отточено. Но фразы, изреченные Нонной Мордюковой становились визитной карточкой фильмов и до сих пор живут в народе. Например: “Хороший ты мужик, но не орел” в “Простой истории или “У нас управдом - друг человека” в “Бриллиантовой руке”, “А я никогда не сержусь. Я добрая… Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне!” из “Женитьбы Бальзаминова” и многие, многие другие.

-6

“Бог дал ей огромный талант. Это не талант даже, а какой-то “глас народа”» - признавал актер и парнер по фильмам “Простая история” и “Председатель” Михаил Ульянов (У Нонны Мордюковй юбилей // Вечерний клуб, 2000. 30 ноября). 

В её творческой биографии остались незабываемые, редкой психологической и жизненной глубины роли в фильмах «Молодая гвардия», «Председатель», «Комиссар», «Трясина», «Родня», ставшие классикой советского, российского и мирового кино.

Кадры КОМИССАРА
Кадры КОМИССАРА

Ее называли “природным человеком”,”русской Мадонной” и “русской Анной Маньяни”. Нонна Мордюкова стоит выше любых рейтингов, однако её талант признан множеством наград: Государственной премией за образ Ульяны в «Молодой гвардии», премией имени Васильевых за ряд кинематографических работ. Всемирное издание «Кто есть кто» включило её в список двадцати самых ярких актрис столетия, ее именем назвали звезду с четырехзначным номером… Но самое удивительное заключается в другом: она создала на экране около пятидесяти совершенно непохожих и незабываемых образов — от сатирических до трогательно-романтических. 

-8

❝ Я как выпью, я такая... Знаете, я такая дурная становлюсь! Песни кидаюсь петь! ❞ - признавалась ее героиня в “Родне”.

Она признавалась: “О какой роли мечтаю?.. Я хочу, чтобы у меня всегда была работа, работа интересная, от которой устаешь сам, но не устает сердце” (Любимая роль // Сельская жизнь. Москва, 1978. 7 июня). 

После “Родни” Михалкова главной роли она ждала почти двадцать лет, не унывала и регулярно одаривала зрителя своим появлением на экране, ибо нет маленьких ролей…

Последняя роль Мордюковой: центр созвездия актеров
Последняя роль Мордюковой: центр созвездия актеров