Данная статья продолжает тему, поднятую в предыдущей, – расселение млекопитающих, но уже не млекопитающих вообще, а только плацентарных. Ибо сумчатые расселились в предыдущей серии. Кто и какие позиции занимал в меловой период, есть, однако, смысл заново перечислить, глядя на карту, отражающую расположение суши 100 миллионов лет назад.
На карте же можно видеть, что суши мало. Ибо – мел, нет ледников и вода стоит высоко. Два зелёных пятна в северном полушарии, это крупные осколки Лавразии, – будущие Евразия и Северная Америка. Оба континента и ближайшие острова были заняты появившимися 125 миллионов лет назад в Лавразии предками современных плацентарных. И от конкурентов зачищены ещё при динозаврах.
Пятна же в центре и на юге карты, это Южная Америка, Африка (2 шт.), уже заряженный в катапульту Индостан-Мадагаскар и неузнаваемая пока Австралия-Антарктида, – то есть, обломки Гондваны. Тут в конце мела население было более разнообразным. На всех фрагментах, включая полярный материк, в жарком мезозое вполне пригодный для жизни, обитали яйцекладущие (однопроходные, предки утконоса), гондванотерии («яйцекладущие-плюс», ветвь отделившаяся от однопроходных уже позже ветвей сумчатых и плацентарных, – 85-90 миллионов лет назад) и сумчатые. Последние, кстати, тоже могут иметь лавразийское происхождение, или же переправлялись в Лавразию, как и между частями рассыпающейся Гондваны, на естественных плотах. Но в любом случае, появляясь 130 миллионов лет назад, в Лавразии не позже 110 миллионов лет назад они уже исчезают.
...Предыдущая статья закончилась на замечании, что плацентарным с расселением через моря на естественных плотах как-то не везло. Упущенное они наверстали только в момент мел-палегеновой катастрофы. Как раз тогда, разогнавшаяся до рекордных скоростей под кумулятивным воздействием двух взявших её в клещи срединно-океанических разломов Индия, теряя мадагаскары, врезалась в Евразию с такой силой, что взорвалась. Плита пошла трещинами, из которых хлынула лава, образовавшая деканские траппы… От чего вымерли 66 миллионов лет назад динозавры, так до сих пор толком и неизвестно, – может быть именно от этого. Но точно, что сумчатый гарнизон Индии пожаром оказался полностью деморализован. Так что, никакого сопротивления лавразиотериям не оказал.
Чикшулубский астероид врезался в Землю примерно тогда же. И тоже традиционно претендует на почётное место причины великого вымирания. Вопрос о значимости данного события остаётся дискуссионным, – кора не была пробита, а до этого много раз биосфера без малейших последствий переживала и более крупные импакты. Однако приливную волну событие наверняка породило, – ширина же Атлантического океана ещё была меньшей, чем сейчас. В результате, естественных плотов прибавилось, и плацентарные (но ещё сохраняющие клоаку) крысы, всё-таки, высадились в Африке… Где обнаружили штабеля павших динозавров и ассортимент местных сумчатых, яйцекладущих и «гондванских» крыс – всех в состоянии крайнего изумления.
Африка тоже пала мгновенно. После мел-палеогеновой катастрофы все млекопитающие пережили «радиацию» – взрывное «расширение в экологическую пустоту». Эволюция, особенно в направлении наращивания размеров, была стремительной. Оказавшись чуть по-прогрессивнее, – тогда, нужно подчеркнуть, только «чуть», – плацентарные первыми успели захватить господствующие высоты, с которых решительно подавили оставшиеся очаги сопротивления. После чего объявили о независимости от Лавразии, и основали собственную ветвь афротериев.
Современные представители афротериев, это самые примитивные из плацентарных афросорициды, позже переправившиеся на Мадагаскар и там занимающие нишу насекомоядных, странные на вид трубкозубы и прыгунчики, редкие даманы, но одновременно и хоботные. И сиреновые, кстати. То есть, афротерии показали себя не безнадёжными, и в самом начале неогена, когда между Африкой и Евразией (и Северной Америкой на бонус) появились сухопутные мосты, даже одержали крупную победу над лавразиотериями, организовав на всей планете собственную «слоновую» фауну. С хищниками у афротериев дело не шло, мелочь не хватала звёзд с неба, но крупные травоядные получались отлично, – лучше всех, до революции совершённой парнокопытными.
…«На всей планете» означает, что афротериям почти сразу – уже 60 миллионов лет назад, – удалось форсировать Атлантику, и высадиться в Южной Америке. На карте расположения материков в палеогене можно видеть, что попасть оттуда в Австралию через Антарктиду (климат в палеогене был почти таким же жарким, как в мелу) оказалось даже проще, чем на Мадагаскар... Но уже в Южной Америке афротериев ждал сюрприз: за шесть миллионов лет американские сумчатые пережили радиацию и сбить их с занятых позиций не получалось даже объединёнными силами.
Дело в том, что одновременно с афротериями в Южной Америке высадились ещё и ксенартры, – предки броненосцев, ленивцев и муравьедов. Откуда эти взялись, – непонятно. По данным генетики их ветвь отделились от общего ствола плацентарных раньше всех, – 68 миллионов лет назад. Ещё до вымирания. Вероятно, данная группа сформировалась на каком-то из крупных островов Лавразии, но следов этого найти не удалось.
В Южной Америке афротериям удалось занять нишу травоядных, породив четыре отряда «южноамериканских копытных». Похожих на тапиров, но им не родственных. Примером может служить астрапотерий.
Ксенартры тоже времени не теряли, выделив из свой среды, как гигантских броненосцев глиптодонов, так и мегатериев – гигантских ленивцев. И продержались они, в целом, даже дльше сумчатых, не желавших сдавать ниши хищных, и афротериев, – до прихода человека.
Самобытная южноамериканская фауна продемонстрировала хорошую устойчивость против десантов, – грызуны переплыли проливы со стороны Северной Америки 41 миллион лет назад, приматы же форсировали Атлантику 36 миллионов лет назад. Выжившие пришельцы ассимилировались и только делали её ещё более самобытной. Окончательно гигантские американские афротерии и сумчатые хищники вымерли только 3 миллиона лет назад после образования панамского перешейка.
...С Австралией же – интересно. Выше отмечалось, что афротерии могли добраться и туда. Подтверждением чего служит находка тингомарры, – толком не реконструированного, но точно плацентарного, и уже метящего в копытные животного, возрастом 54-55 миллионов лет, – то есть, жившего в эпоху, когда афротерии уже заняли Южную Америку, а путь через Антарктиду в Австралию оттуда ещё существовал. Про эту мутную и тёмную историю уверенно, однако, можно сказать только одно: она не имела продолжения. Афротерии в Австралии закрепиться не смогли, как, по сути, до четвертичного периода это не удавалось и сумчатым. В принципе там наличествовавшим с самого начала, но лишь очень поздно сумевшим сломить сопротивление диапсид.
В Южной Америке синапсидам также, как и в Австралии, бросали вызов спешившиеся птицы и крупные рептилии. Природа проблемы была схожей, – для диапсид моря препятствием не являлись, и место битых сразу занимали небитые, зато улучшенные. Предков кенгуру прессовали даже вырастающие (на почве отсутствия сопротивления) до полутонны гуси… Но в Южной Америке это работало в обе стороны, – и синапсиды получали подкрепления из Лавразии, где эволюция шла быстрее. Так что, там зверям удалось взять ситуацию под контроль ещё в неогене.