Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Париж в романе "Парфюмер" или пара слов о Жане-Батисте Гренуйе

Хотела написать "или по следам Ж-БГ" , но это как то уж созвучно с "последователями", так что нет, герой романа точно создан не как достойный сочувствия, сострадания и понимания, автор не один раз говорит, что он - зло. Кстати поэтому экранизация 2006 г. показалась, ну ИМХО, не слишком убедительной, Бен Уишоу в главной роли симпатичный и его жалко, а не должно бы. Кадр из фильма "Парфюмер" Но мы не об этом, а о Париже в романе, который (роман) кажется мне 4D-кинотеатром (где просмотр фильма дополняют движениями, запахами и прочими эффектами вроде тумана), настолько там все реально, все мерзкие и приятные запахи, даже если некоторых ты в жизни эээ не обонял. И Париж очень реальный, читала, что Зюскинд, учился во Франции, изучал французскую культуру, избрав Париж местом действия романа, изучал город и консультировался со специалистами музея парфюмерии Fragonard, который очень повзрослел и похорошел с тех пор, как групповых туристов загоняли туда автобусами чуть не насильно. Сегодня у

Хотела написать "или по следам Ж-БГ" , но это как то уж созвучно с "последователями", так что нет, герой романа точно создан не как достойный сочувствия, сострадания и понимания, автор не один раз говорит, что он - зло. Кстати поэтому экранизация 2006 г. показалась, ну ИМХО, не слишком убедительной, Бен Уишоу в главной роли симпатичный и его жалко, а не должно бы.

Кадр из фильма "Парфюмер"
Кадр из фильма "Парфюмер"

Но мы не об этом, а о Париже в романе, который (роман) кажется мне 4D-кинотеатром (где просмотр фильма дополняют движениями, запахами и прочими эффектами вроде тумана), настолько там все реально, все мерзкие и приятные запахи, даже если некоторых ты в жизни эээ не обонял. И Париж очень реальный, читала, что Зюскинд, учился во Франции, изучал французскую культуру, избрав Париж местом действия романа, изучал город и консультировался со специалистами музея парфюмерии Fragonard, который очень повзрослел и похорошел с тех пор, как групповых туристов загоняли туда автобусами чуть не насильно. Сегодня у музея несколько помещений в районе Оперы и куча всего парфюмерного в экспозиции, от старинных флаконов до перегонных кубов. Сейчас я бы туда сходила, тем более, что там можно попробовать на нюх натуральное сырье для духов вроде мускуса и амбры.

Кадр из фильма "Парфюмер"
Кадр из фильма "Парфюмер"

Тут вы, конечно, можете поинтересоваться, с чего бы вдруг такое внимание к этому роману, скажу, что причина есть, подробнее о ней в следующий раз, но эта статья открывает цикл, своего рода спецпроект, посвященный угадайте чему. Кстати, напишите свои варианты в коментах, обсудим. Да и подписывайтесь все-таки в телеграм, там жареный бык русского посланника и еще можно музыку послушать, парижский плейлист один и два.

И еще вот тут сделала для вас две карты по "Парфюмеру", Гугл (с картинками) и Яндекс, кому как больше нравится, на них можно изучить почти все парижские точки, упомянутые в романе и не упомянутые в статье, например, ресторан "Серебряная башня". Очень жалко, что здесь виджеты нельзя добавлять.

"Парфюмер" (Google Мои карты)
yandex.ru

План Тюрго. Это огромные листы, подшитые вместе
План Тюрго. Это огромные листы, подшитые вместе

В 1739 г. в Париже был опубликован подробный атлас города, на котором поименованы городские объекты и территории. А за год до этого произошло рождение Гренуйя в романе (тут, уверена, что все знают, но скажу еще раз, что Гренуй - вымышленный персонаж, хоть автор и ставит его в один ряд с реальными деятелями эпохи. Возможно у него есть прототип, испанский убийца XIX века, но кажется, от автора на эту тему комментариев не поступало) поэтому можно считать, что план Тюрго довольно точно иллюстрирует Париж в романе. Предлагаю некоторые места вспомнить, с иллюстрациями из этого атласа.

1. Улица О-Фер и кладбище Невинных. Кроме того, что уже сказано в статье по ссылке, вот тут

добавлю что ворота стены, окружавшей кладбище имели три выхода: на на углу той самой улицы О-Фер, где родился Гренуй (вот на плане Тюрго ее хорошо видно), вторые — на углу улицы Феронри, а третьи — на площади Кошек. И вот что это за площадь? К сожалению, почему она так называлась выяснить не удалось, но еще в разно время она называлась площадью Свиного рынка (до 1360 г., когда этот рынок был перенесен в район ул. Сент-Оноре) и улицей Слизня, все навсего из-за вывески (это в сторону от правого нижнего угла кладбища по этой карте). Еще пишут, что кроме вечной торговли всем подряд, писцов и проституток под аркадами кладбища, на его территории все время происходили какие-то, скажем, мероприятия.

Кладбище Невинных
Кладбище Невинных

В 1424 г. англичане, хозяева Парижа, выбрали это место для проведения массового праздника с танцами и Смертью в качестве хориста (не спрашивайте).

В 1450 г., после изгнания англичан, парижане отметили возвращение короля Карла VII на том же месте другим празднеством, собрали аж тысячу двести мальчиков, и с кладбища Невинных двинулись процессией к Нотр-Дам, каждый нес зажжённую свечу.

в 1429 г. в Париж прибыл некий францисканец Ришар, он проповедовал на кладбище с 5 утра и собирал по нескольку тысяч человек. После его слов люди шли сжигать предметы роскоши. (Савонарола во Флоренции будет читать проповеди несколько позже).

Кстати до 15 декабря в Исторической библиотеке Парижа проходит выставка, посвященная этому исчезнувшему объекту столицы : «Кладбище Невинных (VI век – 1785): жизнь со смертью в Париже»

2. Церковь Сен-Мерри. Сен-Мерри никогда не была монастырем, как говорится в книге, только приходской церковью.

Церковь Сен-Мерри
Церковь Сен-Мерри

Удивительно, что про нее не так уж много известно, кажется, основное уже вот тут узнали.

Портал церкви очень богато украшен, но из-за ее расположения каменную резьбу трудно рассмотреть, чтоб увидеть спрятанного львенка, улитку, хамелеона, виноградные лозы, остролист, зайца, ангела на плече св. Матфея, даже, как утверждает Гюисманс, волынщика с фонарем на голове (я его вам не нашла). Что-то из этого - реставрация XIX века, что-то нет, Точно к XIX столетию принадлежит скульптура крылатого демона, на которой часто спекулируют, приписывая ее к более древним временам, алхимикам и прочему подобному (я вот думаю, что это было желание сделать химеру как при реставрации Нотр-Дам, надо бы доказать эту теорию:).

А вот район вокруг церкви был крайне колоритным, хотя и опасным, наверное, он как был торговым в Средние века, так и остался до 60-х гг. ХХ века, т.е. до сноса Центрального рынка.

В 1781 г. в своей книге «Картины Парижа» Л-С. Мерсье писал:

Район Сен-Мерри — очень густонаселенный, но, пожалуй, самый грязный в Париже и, по крайней мере, самый унылый.

А тот же Гюисманс в 1908 г. говорит, что "эти лачуги принадлежат торговцам с рынка, которые превратили их в овощные и фруктовые склады; прямо на улице распаковывают ящики и наполняют корзины". БольшУю часть района занимают "второсортные виноторговцы, бистро для сутенеров, особенно мастерские по ремонту обуви, ларьки, торгующие старыми сапогами; это рынок изношенного тряпья!". Но тут же добавляет, что: "Весь район убог, но от него веет духом старомодного разврата, что весьма привлекательно."

3. Улица Сен-Дени, где проживала кормилица Гренуйя Жанна Бюсси, которая наотрез отказалась от младенца, вернув его отцу Террье ("у-тю-тю").

Улица Сен-Дени
Улица Сен-Дени

Мы о ней (об улице) уже сказали здесь,

старинная и очень важная правобережная улица. На углу улиц Сен-Дени и Ломбард, во времена правления Карла IX, стоял дом с вывеской «Aux Cinq Croix Blanches» («У пяти белых крестов»), принадлежавший семье гугенотов Га(с)тинов. Этих 3 протестантов, главу семьи, Филиппа де Га(с)тина, его сына и зятя казнили в 1571 г., имущество конфисковали, дом снесли, а на месте постройки поставили крест. Вскоре Карл IX приказал этот крест перенести на кладбище Невинных, где он оставался до самого закрытия.

Крест Га(с)тинов. Его
Крест Га(с)тинов. Его

Тут вероятно, нужно сказать, что ставив этот крест, католики искупали не свою вину за казнь, а вину отступников-гугенотов. С этой же целью в соседней церкви Сен-Оппортюн, что стояла на ул. Сен-Дени примерно с XIII века и до революции, должны были служить мессы. Интересно, что казненные протестанты все равно оставли по себе память в городе, потому что место, где стоял крест стали называть площадью Га(с)тин, хоть я и не нашла ее ни на одной карте. (пишу "с" в скобках, потому что не уверена, что она читается, по современным правилам вроде да, но в старинной фамилии кажется, что нет). Но нашла у Christie's латунные дорожные весы XIX в., произведенные по этому адресу неким Шерпантье, "балансировщиком" королевской казны и Банка Франции. (как еще эта должность может называться по-русски?)

4. Приют мадам Гайяр

Фобур-Сен-Антуан
Фобур-Сен-Антуан

Предместье Сент-Антуан, абсолютно сельская местность, сразу за городом, сегодняшний XI и XII округа, места, почти не посещаемые туристами по причине отсутствия известных достопримечательностей. На этом фрагменте карты мы видим тот монастырь, по соседству с которым находился приют, и его владения, но большие площади этого предместья были заняты садами и огородами, дома, не в пример плотной городской застройке. Поскольку в эти районы мы еще не добрались, то все секреты не хотелось бы раскрывать, но кроме народных бунтов, выплескивавшихся из этого пригорода за Бастилией, или боев времен Фронды там еще массу интересного можно рассказать, начиная с мастеров-краснодеревщиков, что селились вокруг древнего аббатства Сен-Антуан и получавших право не вступать в гильдию, такова была монастырская привилегия.

5. Улица Отель-де-Виль

ул. Отель де Виль, бывшая ул. Мортельри
ул. Отель де Виль, бывшая ул. Мортельри

Здесь в романе встречается анахронизм, потому как в этом месте в это время кожевенная мастерская уже работать не могла, в 1673 г. указом Людовика XIV все мастерские кожевников разной специализации и красильщиков из центра города были удалены, им велели переселиться в предместье Сен-Марсель, в современный XIII округ и там загрязнять воздух и воду. А до этого, да, они жили и работали в этом районе, рядом с рекой и, главное, рядом с бойней. Набережная Межесри напоминает о "mégissier" - мастерах, которые работали с небольшими шкурами, которые шли на обувь, перчатки и т.д., а была еще tannerie - тоже область кожевенной промышленности, мастера которой, вроде бы выделывали большие и не такие тонкие шкуры (не уверена в определении специфики и разницы между этими специальностями). О них долгое время оставалась память на ул. Кожевенной и Старой Кожевенной, что шли примерно по маршруту сегодняшнего широкого, но немного безликого проспекта Виктории, проложенного и названного в честь визита британской королевы в Париж в 1855 г., что ведет сегодня к Ратуше. А старинная набережная когда то и Соляной была, по близости соляного склада, Старого железа, потому что тут его продавали и даже Долиной скорбей, это вот не совсем ясно почему. Долгое время на ней работали веселые зоомагазины и продавали цветы и растения, сейчас все меньше, давит тяжелый люкс.

6. Королевский мост

Королевский мост
Королевский мост

Мост этот соединяет два берега от луврского павильона Флоры до прекрасной rue du Bac, иначе говоря, Паромной улицы, от которой паром возил материалы для строительства дворца Тюильри. Гренуй наблюдал за фейерверком у этого моста. Скажем тут пару слов о парижских фейерверках, коих в городе проходило великое множество по разным поводам. Одним из первых упомянут в литературе фейерверк на Гревской площади в 1598 г. по случаю заключения мира между Генрихом IV и испанским королем, который признал за Генрихом право на французский трон. Пишут, что каким то образом пиротехники соорудили оливковые деревья, символ мира, огни из которых вроде как сжигали символы войны, ну как-то так по описанию.

Ярко в прямом смысле отмечался день Святого Людовика в 1613 г., было дано целых три фейерверка: 25 августа на воде у Арсенала, с Нептуном с горящим трезубцем, второй, 29 августа, вообще хитроумный, мы помним Нельскую башню, часть оборонительных сооружений, прямо напротив Лувра, примерно на ее месте сегодня стоит Институт Франции, так вот из Лувра огненная стрела поджигала фигуру бога Юпитера на Нельской башне, та поднималась к вершине башни и поджигала фейерверк (только представьте себе уровень тогдашних event-менеджеров!). И еще один, 2 сентября, у Арсенала, где огненная битва заканчивалась сжиганием замка на острове Лувье. Ну и далее везде, коронации, свадьбы, рождение королевских детей, мирные договоры и прочие события государственного масштаба часто отмечались фейерверками.

7. Улица Марэ-Сен-Жермен

Улица Марэ-Сен-Жермен
Улица Марэ-Сен-Жермен

К Википедии отношусь с уважением, но ее всегда стоит проверять, так в статье, посвященной роману перечислены некоторые места, в частности, улица, на которой Гренуй совершил первое преступление, ул. Марэ, ссылка ведет на квартал Марэ в III округе, так вот это неверно, на левом берегу, в двух шагах от Сен-Жермен-де-Пре была ул. Марэ-Сен-Жермен, нынешняя ул. Висконти, место собраний и жизни парижских гугенотов, "маленькая Женева" в XVI веке.

8. Мост Менял

Мост Менял. Картинка кривая, потому что на плане Тюрго он изображен на разных листах, пришлось совмещать
Мост Менял. Картинка кривая, потому что на плане Тюрго он изображен на разных листах, пришлось совмещать

У моста Менял долгое время был близкий сосед - деревянный мост Мельников или Мельниц, под ним стояли плавучие мельницы, колеса которых приводило в движение течение. Он сгорел, его не восстанавливали. А когда мост Менял перестраивали в XVII в. на средства этих самых менял и ювелиров, что здесь обосновались, то при входе на мост поставили скульптурную композицию, посвященную юному Людовику XIV и его родителям.

-15

Она странным образом была развернута в сторону моста, не города, жители домов на мосту могли ее лицезреть из своих окон, парфюмер Бальдини тоже. Вот с левой стороны моста на карте видно такое треугольное здание, которое, как нос корабля, как бы вдается в мост, создавая еще два дополнительных проулка в этом и без того насыщенном всем районе. Здесь и располагались эти барельефы. Сегодня они в Лувре.