Одна из главных целей арт-сообщества Креаторов из Петербурга – «Chicken Creators» – познакомить зрителя с представителями рынка искусств. Также есть и закадровая, не менее приоритетная миссия. Она заключается в сращивании интересов людей из миров искусства и бизнеса. В данной рубрике мы будем представлять вашему вниманию предпринимателей с помощью формата интервью. Если желаете поддержать проект или стать участником данной активности, то пишите на почту сообщества – chickencreators@yandex.ru
А ссылки на гостью ищите в самом конце нашей статьи.
Снежана Яковлева
— Самый светлый йоу, друзья! С вами снова Егро Бирюза и мы продолжаем изучать истории окружающих нас людей!
У творческого пласта есть множество различных помощников, о которых говорят реже, чем о самих авторах. Кураторы, арт-менеджеры, инвесторы. Но кажется, что существует ещё один специалист, чьими услугами творец может воспользоваться в период личностного кризиса. У нас в гостях коуч для творческих – Снежана Яковлева. Поговорим про ценности и уязвимости.
Снежана, сердешно приветствую Тебя в нашей беседе. В России Ты могла заметить, всё ещё сохраняется большой скепсис к такому направлению, как коучинг. На данный момент Ты проживаешь в Барселоне, скажи, сталкивалась там с подобным недоверием или предвзятостью?
— Привет, Егро. Приветствую и я)
В Барселоне, мне кажется, доверия больше, потому что здесь это направление более развито. Но среди русскоязычного населения я сталкиваюсь не столько с недоверием, сколько с непониманием: «Что это вообще такое и зачем мне это нужно?». И это нормально. Я это понимаю.
— Как считаешь, с чем связано, что люди подозрительно относятся к работе коучей? Нужно время или какая-то системная переоценка на уровне государства и образования?
— О, это больная тема. Что и говорить, я сама была скептиком! На первой встрече в университете я так и сказала тренеру.
Проблема в том, что люди путают нас с инфобизнесом и считают, что коуч – это такой «мотиватор на пустом месте», который бегает по сцене и кричит: «Давай! Ты можешь!» Это клише, и оно вредит нашей репутации. А когда каждый второй называет себя коучем, возникает ощущение хаоса.
Сертифицированным коучам нужно время, чтобы показать свою ценность через результат, а не пустые лозунги. Я рада, что сейчас в России началось движение на законодательном поле относительно стандартизации коучинговой деятельности. Верю, что это поможет навести порядок.
— Попробуй описать труд коуча так, чтобы стало понятно почему эта профессия действительно полезна для людей.
— Коуч не мотивирует человека. Это миф. Коуч помогает клиенту в достижении поставленных целей. Он расширяет картину мира клиента. Представьте. Вы стоите перед огромным холстом, а коуч – это не тот, кто говорит, какой краской вам рисовать, подбадривая при этом. А тот, кто даёт вам стремянку, чтобы вы увидели этот холст с новой высоты. Коуч помогает клиенту посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти его сильные стороны и опереться на них. Мы – партнёры, а не учителя.
— Ты не просто коуч, а коуч для творческих людей. Почему выбрала такое особое направление?
— Если честно, я сама прошла этот путь. Я тот самый человек, который всегда чувствовал в себе творческую жилку, но стеснялся её показывать. Я могла часами творить что-то для себя, но дальше «хобби» это не заходило. Слишком много было страха и внутреннего голоса: «Займись лучше чем-то серьёзным».
А ещё я поняла, что творческие люди – это особая категория. Нешаблонные. Открыты к новым точкам зрения и обладают невероятной пластичностью мышления. Это те качества, которые меня привлекают в людях.
Моя миссия как коуча – дать этим невероятным людям безопасное пространство и инструменты, чтобы они могли найти баланс, опереться на свои сильные стороны и справиться со страхами. И самое главное – создавать в удовольствие и видеть в этом свою ценность.
— Мне кажется, что авторы и люди искусства готовы серьёзно воспринимать слова лишь от особенных авторитетов, со схожим образом мысли. Может ли коуч стать таким и что для этого нужно сделать? Как расположить творца к взаимодействию?
— Творческим людям, действительно, нужно ощущение связи. Они не будут слушать кого попало. Хочу отметить, что коуч – это не авторитет в каком-либо жанре. Коуч – это партнёр, который помогает творцу стать авторитетом для самого себя. Я не делюсь своим опытом, а задаю «неудобные» вопросы, которые расширяют видение и помогают найти свой уникальный путь.
Основа взаимодействия с клиентом из любой сферы – это доверие. Я, как коуч, должна быть гибкой и эмпатичной. Взаимодействие сложится, только если есть ощущение: «это мой человек». Определённо, должны совпадать ценности, энергетика и подходить метод работы. Только так мы можем в партнёрстве создать безопасное пространство, где не страшно быть собой, показать свою уязвимость или даже страх успеха(!).
— Видишь существенные отличия между работой с творческими и всеми остальными группами? Какие особенности нужно брать во внимание?
— Да, и это очень интересно! У творческих людей, с одной стороны, пластичнее мышление, а с другой – они более ранимы. Помните, как в детстве мы могли нарисовать что-то невероятное, не думая о правилах? Это и есть та самая пластичность. Творцы чаще используют метафоры в коучинговой работе. Моя задача – бережно работать с этой ранимостью и использовать метафоры, чтобы помочь увидеть творцу свой потенциал.
— Есть ли для Тебя, как для коуча творческих, какие-то эзотерические ипостаси, с представителями которых Ты не готова работать?
— Я никогда не думала об этом до сегодняшнего дня!))
Мне кажется, что я готова работать с любым жанром, где есть человек, который ищет себя. Но если медиумов и эзотериков считать творцами, то я не готова с ними работать. Мой подход основан на коучинговой этике и стандартах, а не на сверхъестественных силах.
— Как автору подобрать себе коуча, чтобы не потратить зря свои время и средства? На что обратить внимание предварительно и уже в процессе?
— Безопасность – основа эффективного коучинга. Я всегда говорю, что перед началом работы обязательно нужно созвониться и поговорить. Задать все свои вопросы. При выборе коуча стоит обратить внимание на:
- Этику и профессиональные стандарты. Есть ли у коуча сертификаты, членство в профессиональных ассоциациях и прочие подтверждения
- Прозрачность. Если коуч не может объяснить, что происходит в процессе, это повод насторожиться
- Принятие и безоценочность. Безопасный коуч создаёт пространство, где вы можете быть открытым, не боясь осуждения
- Конфиденциальность. Коуч не имеет права разглашать информацию о вашей работе
- Готовность обсуждать ваши впечатления. Хороший коуч открыт к обратной связи и готов её принимать.
— Какие основные проблемы Ты можешь выделить в работе с творцами? Самые частые темы для беспокойств.
Выделю три основные:
- Неуверенность в себе. Люди невероятно талантливы, но боятся показать свои работы. Этот страх критики и осуждения становится огромным барьером
- Выгорание. Творчество - это не только вдохновение, но и труд. А если нет системы восстановления ресурса и дисциплины – очень легко «сгореть» на полпути к цели
- «Я уже опоздал». Самое распространейнное убеждение. Мир стремительно движется вперёд, появляются новые таланты, и кажется – все места уже заняты.
— Есть ли у Тебя общие инструменты и советы, как авторам бороться со своими страхами?
— Начну с главного: коуч не дает советов! Но я могу поделиться тем, что вижу и что работает у моих клиентов.
Вот несколько шагов, которые вы можете сделать прямо сейчас:
- Поймите свой страх. Спросите себя: «Чего я боюсь на самом деле? Что случится, если я [подставьте своё]?» Назовите этот страх, и он уже не будет таким пугающим
- Начните с малого. Вместо того чтобы сразу выкладывать в соцсети, покажите свою работу одному человеку, которому вы доверяете. Это может быть друг, партнёр или кто-то из вашего сообщества. Маленький шаг – огромный результат
- Разделяйте себя и свою работу. Вы – не ваша работа. Ваша работа – это лишь часть вас. Критика работы – это не критика вас как личности. Это очень важное осознание, которое помогает снять лишнее напряжение.
— Ещё одной из проблем людей искусства является отсутствие дисциплины. Нужно ли прививать себе эту стихию или можно результативно существовать и без неё? Как найти собственный ключ к двери в результативность?
— Дисциплина, конечно, нужна. Но дисциплина – это не всегда про скучный график. Могу сказать на собственном опыте: мне сложно идти по графику. Мне скучно из года в год делать одно и то же. А ведь стихийность тоже можно запланировать. Например, «каждый понедельник c 10 до 15 я пишу/рисую/создаю то, что придёт в голову».
Для меня, результативность – это индивидуальный темп и способы. Главное, понять: «Как мне комфортно?». График можно «примерить», протестировать, изменить – и так до бесконечности, пока не найдётся тот самый. И, кстати, даже когда он найдётся, он может «жать» спустя время, и тогда снова нужна сонастройка с собой и движение дальше.
— Существует условный стереотип, что художникам лучше существовать в одиночестве, дабы они не отвлекались на паразитизм, ибо кроме созидания и эксплуатации они ничего не умеют. Как Ты относишься к такому утверждению? Возможна ли для автора сбалансированная жизнь или это всегда будет крайность?
— Хммм. Я не согласна. То, что я вижу, говорит об обратном.
Единомышленники и сообщества – это про рост, вдохновение, поддержку. В любом случае все мы люди, а люди – существа социальные. И я уверена, что сбалансированная жизнь возможна. Творчество не должно быть крайностью. Опять же, я не могу сказать за каждого автора – это зависит от индивидуальных особенностей каждого.
— Ты интересовалась в своём детстве творчеством?
— О, да! Всегда творила что-то руками. Плетение бисером, создание открыток, шитьё, вязание. Даже написание стихов и рассказов. Причём, например, мне не хотелось вязать просто носки – мне нужна была ажурная шаль, которую никто из родственников не умел вязать. Люблю дорабатывать, экспериментировать и пробовать. В кругу родных ходят шутки о моих доработанных творениях на кухне))
— Рукоделие могло вырасти в какое-то авторское и творческое направление. Почему не попробовала ещё в юности пойти путём искусства?
— Я никогда не думала о рукоделии в таком ключе. Вероятно, не было примера в окружении. Любое рукоделие всегда воспринималось как хобби.
— Чем Тебе запомнились ранние годы в Казахстане? Какой была та жизнь?
— С одной стороны – вольная. Каждое лето мы с сестрой проводили в деревне, на природе. А с другой, напряжённо-серьёзной. В школе я была одной из тех ботаников, что стремились сделать и выучить все домашние задания на пятёрку.
— По окончанию школы Ты сомневалась в своём выборе профессии? Кто-то из окружения оказывал влияние на него?
— Ни минуты. Я после 9-го класса пошла в колледж с чётким желанием скорее закончить школьное обучение и стать бухгалтером. Моя тётя бухгалтер. Самое яркое воспоминание из детства: огромный стол, заваленный кипой бухгалтерских документов. Меня эта картина приводила в восторг!
— Жалеешь ли о каких-то решениях своей юности? Что-то хотела бы исправить?
— Знаешь, я верю, что все решения ведут нас туда, где мы должны быть. Я бы не была той, кто я сейчас без тех решений. Поэтому я ни о чём не жалею.
— Какой бы Ты дала себе самой совет в студенческий период?
— Иди повеселись, при приёме на работу на твой диплом никто не посмотрит!
— В 25 лет Ты переехала в Россию. Почему приняла такое решение?
— За год до переезда я поехала в отпуск в Красноярск. И влюбилась в этот город! Появилось ощущение возможностей. В моём родном городе я будто достигла потолка на тот момент.
— В дальнейшем Ты ещё много путешествовал по миру. Как изменили Тебя эти приключения?
— Посещение разных стран помогло шире посмотреть на мир и имеющиеся в нём возможности, а главное – на себя. После каждой страны у меня появлялось множество вопросов к себе: «А почему у меня по-другому? А как я хочу?»
Внезапно я обнаружила множество путей, как, оказывается, можно прожить жизнь.
— Рекомендуешь авторам путешествия в виде инструмента для развития?
— Определённо да! В одном из моих первых путешествий я так вдохновилась, что создала чат для родных и друзей и ежедневно отправляла им красочные описания поездки с фото. Они шутили, что мне нужно написать книгу. Путешествия расширяют мышление и дают новые идеи.
— Долгое время Ты работа по профессии, в финансовой сфере. Что стало причиной для того, чтобы Ты оставила карьеру и начала создавать интерьерные картины?
— Выгорание. Последние несколько лет я сильно устала от однообразия. Одинаковые отчёты, задачи по кругу. В какой-то момент я осознала, что у меня нет сил на жизнь и творчество. Работа поглотила всё. И тогда моя подруга, которая бросила всё и с горящими глазами начала создавать муссовые десерты, вдохновила меня. Я уволилась и начала учиться созданию интерьерных картин.
— Почему Ты выбрала именно декоративное искусство? Какими были мотив и цель?
— Во-первых, мне стало интересно работать с новыми материалами. Во-вторых, мне нужно было шаг за шагом вернуться в своё ресурсное состояние. Расшевелить ту часть меня, которая придумывает и увлечённо делает что-то часами. Цель – получить удовольствие от процесса, отпустить мысли и отойти подальше от ноутбука.
— Ты продолжаешь заниматься созданием объектов для интерьера? Можно ли у Тебя заказать принт или полноценную работу?
— Уже полгода я ничего не создавала, коучинг поглотил всё мое время и мысли. Но я не теряю веры в то, что поставлю текушую работу на рельсы и у меня появится время на картины. В любом случае, я всегда открыта к любым предложениям и заказам.
— Параллельно арту Ты решила попробовать себя в коучинге. Как пришла от экономики к психологии?
— Я случайно попала на групповую встречу с коучем, и она оставила у меня неизгладимое впечатление. Видимо, я так много говорила об этом, что мой муж и подруга сказали мне, что у меня есть потенциал. Я задумалась, и спустя полгода пошла учиться.
— Где получала навыки? Какое-то новое знание изменило Твоё представление о людях?
— Я проходила онлайн обучение в European Coaching University по программе Level 1+ Level 2 Program Professional Coach of International Level, аккредитованной ICF. Помню, как на одном из первых уроков нам рассказали, что под одним и тем же словом каждый человек может понимать и подразумевать разное. Это знание вывело мою коммуникацию на новый уровень!
— Расскажи про все свои навыки и умения, которыми Ты можешь быть полезна в роли коуча.
— Моя ценность как коуча основана на стандартах ICF. Во-первых, я создаю безопасное и доверительное пространство, строго следуя кодексу этики. Во-вторых, владею навыком задавать трансформирующие вопросы, которые помогают клиенту увидеть ситуацию под новым углом. В-третьих, я сопровождаю рост и дисциплину: подвожу к действиям, помогаю перейти от «я подумаю» к «я сделаю». Отдельно отмечу работу со страхами, убеждениями и эмоциями. И главное, я остаюсь надёжным партнёром, который идёт рядом с клиентом.
— Как Ты продвигаешь свои услуги и кто Твоя целевая аудитория?
Я веду соцсети: пинтерест, запрещенограм, тикток, телеграм. Для меня это дико сложно. Ещё я рассказываю о своей работе в различных телеграм-сообществах.
У меня две целевых аудитории. Первая – творцы, которые начинают свой путь. Они уже создают, но пока не уверены в своих работах и боятся критики. Испытывают страх «я не настоящий художник». А вторая – люди, которые находятся на распутье. Они уже умеют создавать, но сталкиваются с самосаботажем, страхом проявляться, откладыванием запуска проектов.
— Ты работаешь только в онлайне или это могут быть и частные встречи?
— Индивидуальные встречи проходят в онлайн-формате, но если клиент в Барселоне, я с удовольствием организую частную встречу. Групповые встречи пока только офлайн в Барселоне. Удивительно, но я не могу собрать онлайн-группу. Творцам важно встречаться вживую.
— Тебе ближе индивидуальные занятия или коллективные?
— Мне близко всё, что я делаю. Как коуч я больше себя ощущаю при индивидуальной работе. В группе я, на текущий момент, провожу только мастермайнды, а в них нет насыщенности коучинговой вовлечённости. В группе я чувствую свою твоческую жилку.
— Как формируется цена на услугу? Есть ли система лояльности?
— Цена включает множество факторов. Основные: стоимость обучения, сертификация, супервизор, сервисы для работы, ведение бухгалтерии, маркетинг. А при живых встречах добавляется аренда помещения.
Системы лояльности нет. Но первая ознакомительная сессия всегда бесплатна. И я периодически делаю специальные предложения. Например, для первой группы участников моего авторского мастермайнда была скидка 50%.
— Можешь кратко описать пример своей рабочей сессии? Как происходит взаимодействие?
Да, конечно! Моя индивидуальная сессия – это не просто разговор, а чёткий процесс из трёх шагов.
- Выявить цель на сессию. Это самая важная и часто самая сложная часть. Клиент обычно приходит с большим, размытым запросом. Моя задача – с помощью точных вопросов сузить эту проблему до конкретной цели
- Затем мы исследуем запрос клиента со всех сторон. Прорабатываем страхи, убеждения, навязанные обществом, и выявляем истинные потребности
- На заключительном этапе мы подводим итоги всех осознаний клиента и переводим их в конкретные, измеримые действия до нашей следующей встречи.
— Ты повышаешь свою квалификацию и изучаешь кризисный коучинг. В чём его отличие?
— Да, я считаю, что в нашей профессии нельзя стоять на месте. В кризисном коучинге смещается фокус. На первый план выходит эмпатия и поддержка, выкрученные на максимум. Это как первая помощь: сначала нужно стабилизировать человека, а уже потом искать решения. Ключевые отличия: больше бережности и принятия, медленнее темп работы. Цель – не развитие, а восстановление ресурса и стабильности.
— Какие направления Ты хотела бы освоить в ближайшее время и в какую сторону развиваться?
— Во-первых, в планах в ноябре завершить кризисный коучинг и активно внедрять его в свою практику. Во-вторых, недавно я получила предложение о сотрудничестве и, вероятно, в моей работе добавится отдельное направление для женщин. А в-третьих, меня очень интересует парадоксальный коучинг. Мне кажется, этот инструмент идеален для работы с творцами, потому что он помогает увидеть ситуацию под совершенно неожиданным углом.
— Ты уже встречала кейсы, решения которых пока не нашла? Были первые неудачи?
— К счастью, решения находятся всегда – ведь есть супервизор и ментор. Хотя неудачи, конечно, были. Например, я арендовала помещение для групповых встреч, но не смогла набрать участников.
В начале практики мне было сложно реагировать на сильные эмоции клиентов, например, на слёзы. И я считала неудачей, если человек не сразу видел результат. Позднее я поняла, что осознания требуют времени, и теперь доверяю процессу.
— Что насчёт результата, которым можешь похвастаться?
— Я не имею права разглашать конкретные случаи из работы с моими клиентами. Но я могу похвастаться тем, что вижу, как мои клиенты начинают дышать полной грудью. Я вижу, как они находят в себе силы не только творить, но и монетизировать свои проекты. Я горжусь каждым их маленьким шагом и каждым большим прорывом.
— Есть ли у Тебя мечта, связанная с Твоими видами деятельности?
Моя мечта – видеть вокруг больше счастливых и ресурсных людей. Для этого я бы хотела реализовать два больших проекта:
- Создать поддерживающее пространство для креативных людей, где они могут смело расти, идти вперёд и, главное, получать удовольствие от жизни
- Развивать благотворительное направление для волонтёров, где я смогу помогать сохранять ресурс тем, кто заботится о нашей планете.
— Как проходит Твоя жизнь в Барселоне в свободное время?
— Обычно я гуляю по городу, читаю, участвую в книжном клубе, занимаюсь йогой и хожу на зумбу, а по субботам веду настольные игры в сообществе, созданном друзьями. Из более редкого, но очень заряжающего – исследование Испании, хайкинг, а зимой выбираю сноубординг.
— Интересуешься современным искусством? Не думала сделать коллаборацию с художниками по теме интерьерных картин?
— Мне доставляют удовольствие выставки современных художников. Но я никогда не сопоставляла себя с ними. Это как уровень, до которого мне расти и расти. И, соответственно, о коллаборации даже мысли нет.
— Какое из недавних событий вызвало у Тебя искреннее удивление?
— Меня искренне удивляет, когда люди соглашаются на что-то, не прочитав внимательно приглашение.
— Можешь ли назвать себя счастливым человеком?
— Да. Потому что я разрешаю себе с любопытством идти в новое.
— Если бы Ты могла изменить что-то в мире с помощью своего труда, то чем бы занялась?
— Моё сердце всегда принадлежит природе и животным. Я бы занялась решением вопроса о бездомных животных. Мы ответственны за тех, кого приручили.
— Если бы Тебе выпал шанс вернуться в один из дней прошлого, то в каком бы моменте оказалась?
— Лето. Вечер. В воздухе прохлада и летают светлячки. Я на лугу, рядом островок тополей. Искорки костра вьются в небо, а в костре запекается картошка. Мы с сестрой, братом и тётей болтаем о событиях дня или просто молчим, наслаждаясь моментом.
— На этом всё, благодарю Тебя и передаю последнее слово!
— Егро, благодарю за удивительную возможность участвовать в твоём проекте)
Спасибо за внимание к статье! Поддержать автора проекта вы можете в донатной форме:
Предыдущие статьи:
Ниже прикрепляю ссылки на соцсети мастерицы:
Если вы хотите поучаствовать в интервью, поделиться секретами своего бизнеса и найти внимание у творческого пласта, то присылайте запрос по сотрудничеству на почту Chickencreators@yandex.ru