Обзорная статья обо всем, что ранее было, но требует пояснения.
Медитация и осознанность снижают уровень кортизола и повышают концентрацию ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты), которая уменьшает тревожность и улучшает концентрацию.
Дорама «Легенда о Темной Реке»
Была выбрана на досмотр и таки досмотрена. Дорама создана как приквел к «Песни о юности», но в готически-нуарном стиле. Приличный образчик классического жанра у-ся, хотя и снята в экономном варианте на фоне «Юности»: без топовых актеров и с относительно дешевой 3D-графикой.
Однако во многом получилась интереснее «Юности». Во-первых, сложнее интрига. Во-вторых, персонажи прописаны с большей реалистичностью, и отношения между ними сложнее. В-третьих, в сюжет вплетены несколько размышлений о смыслах, например, неожиданное противопоставление гуманизма и свободы. Увы, последняя треть дорамы получилась затянутой с обилием усяшной псевдомудрости и трагической романтики, но ради хорошего начала проявил стойкость и досмотрел всё до последней сцены после титров.
А какая польза от вашей дорамы?
Разговор о пользе и сладком кино получился и сырой, и провокационной. На самом деле, это были больше размышления о своих проблемах, чем нравоучение. Но получилось то, что получилось: тема запуталась в вопросе «А какая, например, польза от этой картины на стене?» и перешла в эмоциональную плоскость. Жаль.
Так что мне остается только высказать собственное мнение. Первое, обилие видео породило такое явление, как размывание оценки «хороший или плохой контент» и оставило только деление на «нравится» и «нет». Тут ничего не поделаешь, фарш назад не провернуть, видео не запретить, просто ситуация деградировала до многочасовых просмотров шортсов, рилсов и тик-токенов. Может только мне кажется, что деградировала, а на самом деле все замечательно.
Второе. «Нравиться» — больше эмоциональная оценка и не требует доказательств. Нет ничего плохого, чтобы добавить в серые будни немного позитива от видео, это, скорее, хорошо, но только НЕ в том случае, когда остается единственным источником позитивных эмоций. Человеку нужны эмоции, он зависим от них, а значит, зависим от единственного поставщика. И желательно не только потреблять, но и делиться. Твори добро и бросай его в воду.
P. S. Не следует путать эмоциональную привязанность (к дорамам) с эмоциональной зависимостью в психологии. Эмоциональная зависимость в психологии — состояние, при котором человек настолько привязан к другому, что его эмоциональное благополучие напрямую зависит от этого человека. В таких отношениях человек стремится к постоянному подтверждению своей значимости, любви и одобрения через партнёра. Вам не нужно одобрение от дорамы, чтобы чувствовать себя комфортно, ведь так?
Третье. Вообще, сериалы (особенно китайские дорамы) не самый простой контент, особенно на фоне «шортсов»: тут и работа ума над расшифровкой интриг, и визуальная интерпретация эстетики, и эмоциональная проработка отношений персонажей, но в конечном итоге, если ориентироваться только на эмоциональное «нравится», происходит неизбежное привыкание и снижение требований к сложности. Может дойти до того, что зритель уже не воспринимает содержание, а ищет только «коды», вызывающие привычные эмоции.
В этом нет ничего страшного, на дорамах свет клином не сошелся, но желающим не терять чувствительность к увиденному стоит смотреть не только то, что «нравится», но и что-то «полезное», хотя и не нравится. К классу полезного можно отнести то, что называю «медитативная киношка».
Тайна медитации
Писал немного об истории медитации и как много ее современных вариантов, но все же стоит добавить в чем суть явления.
Весь секрет медитации (дхьяны) раскрывается в 41-м стихе первой главы Йога-сутры.
Когда ум йогина успокаивается, то может полностью сосредоточиться на объекте и становится подобен прозрачному кристаллу, в котором отражается истинная природа исследуемого объекта. Йога-сутра, 1.41
На самом деле, если вдуматься, то ученых смело можно назвать йогинами, поскольку они настолько погружаются в изучение чего-то, что начинают постигать истинную суть явления. Так что в медитации нет ничего мистического, вполне обычная практика, основанная на возможности мышления влиять на физические процессы в мозге. Современные исследования нейробиологов доказывают, что регулярные медитации меняют мозг на самом базовом уровне (нейронов), а значит, в каком-то смысле и личность.
Но для темы дорам это не так важно, немного расскажу о приемах, что используют режиссеры, чтобы отключить у зрителя внутреннего оценивателя и критика, что делает ум человека хоть немного похожим на прозрачный кристалл, а просмотр дорам становится медитативным.
Медитативная киношка
Дешевые приемчики воздействия на подсознание вроде мутной линзы и искажения перспективы, как в дораме «Код Улыбки», рассматривать не будем, просто потому, что на полноценный метод они не тянут.
Китайская социалка — эффект погружения
Акцент на незначительных, хорошо проработанных деталях как бы переносит зрителя в пространство сюжета. Весь секрет в ритме показа таких деталей, что позволяет поддерживать нужную концентрацию внимания. Увы, социальные сюжеты не настолько увлекательны, чтобы создать достаточный интерес на все серии, так что требуется некоторая настойчивость в желании досмотреть.
И все же это работает, многие социальные китайские дорамы становятся лидерами по просмотрам, обгоняя по популярности топовые костюмы. Классический пример — «Процветающая Земля».
Люк Годар — мастер киностиха
Вообще, ритм — самый распространенный и эффективный метод поддержания внимания (концентрация) в медитации. Секрет в том, что, хотя мы не осознаем скрытого ритма, но наше подсознание его замечает и следит за ним, не позволяя переключиться на что-то другое. И если в китайских социалках ритм создается сменой деталей, то французский режиссер Годар использует ритм диалогов и монологов, как в стихах. На самом деле, фильмы Годара весьма простенькие и даже скучные, но за счет медитативного эффекта оставляют очень стойкое приятное послевкусие.
Метод тягучего кадра
Самый известный медитативный метод в кино, когда картинка как будто замирает и заставляет ждать, чем всё закончится. Вызывает у многих стойкое отторжение, просто потому, что требует серьезных усилий. Особенно в этом преуспел Тарковский: у его фильмов самые тягучие кадры и самые пустые залы в кинотеатрах.
Но если пользоваться этим методом без фанатизма, то можно получить вполне популярный продукт, погружающий зрителя в глубины отстраненного размышления о смысле своих переживаний. Как пример, дорама «Первый мороз».
Метод калейдоскопа
Еще один метод задействующий подсознание - мозг постоянно ищет в хаосе цвета и линий формы, а в формах смыслы. Метод Роршаха в психологии как раз основан на этом, чтобы выявить проблемы сознания скрытые в глубине.
Для дорам калейдоскопическая игра цвета и линий (наверное) не используется, а вот в дунхуа очень часто, например, «Повелитель Тайн».
Еще есть метод парадоксальной логики и аллюзий (сюрреализм), где преуспел Дэвид Линч, но в дорамах он, пожалуй, совсем не используется, так что на сегодня всё...