Найти в Дзене

«Жить своей жизнью» (1962): французкая медитация

Франция, Режиссёр: Жан-Люк Годар Актёры: Анна Карина, Сади Реббо, Андре С. Лабарт. В недавнем обзоре на дораму «Первый мороз» зашла речь о «медитативном повествовании». Такой прием воздействия на зрителя не является чем-то новым в кинематографе, меняются лишь формы, так что решил поведать, наверное, о самом раннем его использовании: фильм Годара «Жить своей жизнью» (1962). Формально это был уже не первый фильм мастера в подобном стиле, но «Жить своей жизнью» облизали критиками, наплодил подражателей и закрепил выражение «снимать как Годар». Можно сказать, что с него началась Новая волна французского кино. Сюжет фильма весьма незамысловат: жизнь французской уличной бабочки от вхождения в профессию до печального конца с некоторыми (полностью приличными) подробностями (см. ролик ниже). В фильме полно новаторских операторских приемчиков, но главная фишка, создающая медитативный эффект, не в картинке (как в «Первом Морозе»), а в будничных речах и безэмоциональной подаче главной героини. Сле
«Жить своей жизнью» (1962), Анна Карина
«Жить своей жизнью» (1962), Анна Карина

Франция, Режиссёр: Жан-Люк Годар Актёры: Анна Карина, Сади Реббо, Андре С. Лабарт.

Убаюкивающие речи

В недавнем обзоре на дораму «Первый мороз» зашла речь о «медитативном повествовании». Такой прием воздействия на зрителя не является чем-то новым в кинематографе, меняются лишь формы, так что решил поведать, наверное, о самом раннем его использовании: фильм Годара «Жить своей жизнью» (1962).

Формально это был уже не первый фильм мастера в подобном стиле, но «Жить своей жизнью» облизали критиками, наплодил подражателей и закрепил выражение «снимать как Годар». Можно сказать, что с него началась Новая волна французского кино.

Сюжет фильма весьма незамысловат: жизнь французской уличной бабочки от вхождения в профессию до печального конца с некоторыми (полностью приличными) подробностями (см. ролик ниже). В фильме полно новаторских операторских приемчиков, но главная фишка, создающая медитативный эффект, не в картинке (как в «Первом Морозе»), а в будничных речах и безэмоциональной подаче главной героини. Следование ритму диалогов, произносимых на манер мантр, и отстраненность от сопереживания персонажам только и оставляют зрителю возможность, что созерцать (медитировать на) происходящее.

Еще одна особенность фильма «Жить своей жизнью» — сюжет без смысла. Просто история из жизни, где каждый сам волен найти (или нет) какую-то мораль. Это похоже на притчу, где нужно обязательно подумать и принять личную ответственность за выводы. Такой подход роднит Годара с еще одним мастером притч — Ким Ки Дуком.

Конкретно именно этот фильм Годара сложно рекомендовать к просмотру, без сюжета он тяжело воспринимается и взят только как пример медитативного повествования. Лучше сначала потренироваться на чем-то более интересном, например, «Band of Outsiders» (1964) (прилагается), но это лишь рекомендации. Выбирайте, что хотите.

...приятного просмотра)