Они отыграли свой первый концерт в Дании 20 апреля 1968 года, а последний — в Кардиффе 4 июля 1969-го. Они просуществовали всего 15 месяцев, но за это время успели выпустить три студийных альбома.
Речь идет о Deep Purple Mark I, в составе которого были Род Эванс (вокал), Ричи Блэкмор (гитара), Джон Лорд (орган), Ник Симпер (бас) и Иэн Пейс (барабаны).
Оригинальный состав группы не занимает много места в ее истории, и их существование было скоротечным, но именно эта версия коллектива сумела заложить музыкальный фундамент для группы, которая активна и в своем седьмом десятилетии.
И что особенно важно, если бы та версия группы не смогла выдать настоящий хит, все могло бы сложиться совсем иначе.
"Hush" начинается с легкой драматической атмосферы. Несколько завываний в ночи (предположительно) какого-то существа добавляют треку немного жутковатого шарма. Затем с такой же драматичностью врывается группа, и после этого песня по-настоящему начинается с интересной основы из барабанных паттернов в стиле самбы на повышенных оборотах. Орган создает свой собственный интригующий рисунок. Гитарные партии, следующие за "на-на-на-на", резкие и пронзительные, но они — большая часть того, что заставляет эту секцию работать.
Это был первый хит Deep Purple. Неплохо, учитывая, что это был и их первый сингл, выпущенный 21 июня 1968 года в Европе.
Песня не была написана кем-либо из Deep Purple. Это была кавер-версия, написанная Джо Саутом — американским певцом, автором песен, гитаристом и продюсером. Хотя у него была и своя музыкальная карьера, Саут наиболее известен как автор песен. Он выиграл премию "Грэмми" в 1970 году за "Games People Play".
Сауту было около 27 лет, когда он написал "Hush" в 1967 году. Это была одна из песен, специально написанных для артиста Билли Джо Ройала, который искал материал для своего нового альбома. Саут был его постоянным автором и продюсером, и когда они встретились для записи в Нэшвилле в июле 1967 года, Саут принес несколько новых песен. Одна из них, "Rose Garden", позже стала мега-хитом. Ройалу, однако, эта песня не понравилась. Нужна была другая, и Саут быстро, за пять минут, написал для него "Hush", оперевшись на приборную панель автомобиля.
В итоге Ройал все же записал "Rose Garden" для своего альбома, но не выпустил ее синглом. В 1971 году песня стала международным хитом в исполнении Линн Андерсон, став самой успешной композицией Саута. Ройал позже сожалел, что песня ему не понравилась, но мы можем быть благодарны за это, ведь именно это привело к написанию "Hush".
Сингл Ройала не взорвал чарты, но имел определенный успех, достигнув #52 в Billboard Hot 100. Что более важно, он дал Ройалу разовый хит на европейском континенте, достигнув #12 в немецких чартах.
Если бы Ройал не добился успеха с этой песней в Германии, Deep Purple, возможно, никогда бы ее не перепели. Ричи Блэкмор жил в Гамбурге и слышал, как "Hush" крутят по радио. Он подумал, что это отличная песня. Она могла бы подойти для новой группы, которую он собирал, если бы для нее можно было придумать другую аранжировку.
В следующем году Блэкмор вернулся в Лондон, и первый состав Deep Purple начал медленно, но верно собираться. Первые репетиции в основном состояли из джемов и аранжировки существующих идей. Постепенно они начали подбирать кавер-материал для своего сет-листа. "Hush" была одной из таких песен, предложенных Блэкмором и должным образом отрепетированных.
Убедив своего друга Дерека Лоуренса стать продюсером группы, Deep Purple получили возможность записать демо для нового американского лейбла Tetragrammaton Records. Они записали две ранее разработанные песни, "Hush" и "Help!", а также две новые. EMI предложила европейский дистрибьюторский контракт через свой дочерний лейбл Parlophone.
Запись демо последовала за коротким промо-туром из восьми концертов в Дании и Швеции. 20 апреля 1968 года молодая группа отыграла свой самый первый концерт перед 500 зрителями в Дании. 45-минутный сет в основном состоял из каверов, включая "Hush", "Paint It Black", "Help!" и "Hey Joe".
Сразу после завершения скандинавского тура они вошли в студию Pye в Лондоне, чтобы записать свой дебютный альбом.
«Это было, по сути, наше концертное шоу, — говорил басист Ник Симпер. — Мы вернулись из Дании, и нам сразу сказали: "Вы в студии!". "Что мы будем делать?". "Делайте то, что делали в Дании!". Мы так и сделали. Мы записали весь альбом за выходные».
Что делает запись их первого альбома особенно впечатляющей, так это тот факт, что на тот момент группа едва ли играла вместе в течение месяца.
Большинство песен на дебютном альбоме, получившем название Shades of Deep Purple, были записаны с очень малого количества дублей. Для "Hush" потребовалось два. Другие были сделаны с первого.
«Мы записывали трек, и Дерек [Лоуренс] говорил: "Может, вы сможете сделать лучше, парни?", и мы делали еще один дубль. Но мы почти никогда не ошибались так, чтобы приходилось начинать заново. Мы играли как вживую, мы просто знали песню», — вспоминал Ник Симпер.
Из всех песен на альбоме именно "Hush", кажется, имеет вневременное звучание, оставаясь вполне современной. «Наша версия была совсем другой, потому что мы не изучали другие записи этой песни, — говорил Симпер. — Друг пришел на нашу репетицию и показал нам музыкальные партии. С этого момента мы перестроили песню и создали свою собственную интерпретацию».
Продюсер альбома, Дерек Лоуренс, уверен, что причина вневременного качества песни проста: « Deep Purple просто осовременили ее для того времени». Что касается завываний в начале трека, Лоуренс сказал: «Шумы между песнями были взяты прямо с альбома звуковых эффектов BBC».
Как только представители Tetragrammaton услышали альбом, они захотели выпустить его как можно скорее. "Hush" была выбрана в качестве сингла, как в Америке, так и в Британии. Предпочтением группы была "Help!", но решение лейбла оказалось верным.
"Hush" вышел синглом 21 июня 1968 года в Европе. Альбом последовал в сентябре. В США и сингл, и альбом вышли 17 июля, и именно Америка первой приняла группу. Сингл достиг #4 в Billboard Hot 100 в сентябре того же года, а также #2 в Канаде. Европа тоже не осталась в стороне, но в Британии песня прошла почти незамеченной.
Неудивительно, что группа сосредоточилась на завоевании американской аудитории, отправившись в свой первый тур по США в октябре 1968 года. Они разогревали Cream в их прощальном туре, но были сняты с гастролей всего после трех концертов. По словам Дерека Лоуренса, некоторые аспекты живого шоу, в основном сценические выходки Ричи, не очень понравились более серьезным хедлайнерам. «Cream не сочли это смешным, — говорил он, — но публика была в восторге, и с хитом "Hush" они были приняты очень хорошо... возможно, даже слишком хорошо».
Оглядываясь на "Hush", Блэкмор был доволен своим исполнением и звуком: «Мне понравилось гитарное соло — особенно обратная связь. Это было сделано на моей Gibson ES-335, которой у меня больше нет, потому что ее украла моя бывшая жена».
Иэн Пейс, размышляя о своих барабанных партиях, говорил: «В основе это самба. Очевидно, я не пытался играть так, как парень с конгами, но я держал в уме тот пульс, который задавал орган, чтобы дополнить довольно прямолинейный рок-н-ролльный ритм».
Два десятилетия спустя Deep Purple интересно вернулись к этой песне. Когда они выпускали двойной концертный альбом Nobody's Perfect в 1988 году, новая студийная версия "Hush" была включена в качестве бонуса. Запись была сделана во время джем-сейшена на репетиции.
Многие были в восторге от перспективы получить новую запись песни с Иэном Гилланом и Роджером Гловером. Но один человек не разделял этого энтузиазма — сам Иэн Гиллан. «Добавление "Hush" было самым странным решением, — говорил он в своей автобиографии. — Я пытался донести, что Род Эванс справился бы с новой версией гораздо лучше меня. Оригинал всегда лучше».
Новая версия была даже выпущена синглом и достигла #62 в чартах Великобритании (обогнав оригинал!).
Множество составов Deep Purple приходили и уходили, но "Hush" никогда по-настоящему не исчезала. Она остается краеугольным камнем дискографии Deep Purple. Последнее слово остается за клавишником Yes Риком Уэйкманом, который часто хвалил раннее звучание Deep Purple: «Я был большим поклонником Джона [Лорда] с тех пор, как услышал "Hush" в 1968 году. Я никогда не слышал, чтобы на органе играли так дико, как это делал Джон на той записи. Это было так потрясающе, я пошел и купил Shades of Deep Purple. Этот альбом настолько опередил свое время».
А какая версия "Hush" вам нравится больше — оригинальная или более поздняя? Делитесь в комментариях!