При взгляде на неё сложно поверить, что эта маленькая хрупкая женщина, до преклонных лет сохранившая невероятное обаяние и свою экзотическую красоту, окончила службу в звании полковника, за свою долгую и опасную жизнь была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденами Ленина и Отечественной войны 2-й степени, а также медалями. Она не боялась столкнуться с врагом и умела находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Принимала активное участие в Гражданской войне в Испании, готовила покушение на Троцкого, боролась с нацистами и их прихвостнями на Украине в годы Великой Отечественной, а затем стала одним из самых успешных разведчиков-нелегалов и инструктором, воспитавшим, как минимум, одного Героя Советского Союза и одного Героя России. Её вклад в защиту безопасности большой страны сложно переоценить: на протяжении полувека она стояла на страже благополучия советских граждан, искренне любя свою новую Родину. И была благодарна судьбе, что однажды попала в СССР.
Ведь родилась она не здесь. А в далеком и солнечном Марокко, в то время находившемся в колониальной зависимости от Испании. Но ни разу не усомнилась в правильности выбранного пути.
Её звали Африка де лас Эрас Гавилан. Оперативный псевдоним "Патрия". И практически вся её жизнь прошла под грифом "Секретно".
Будущая разведчица родилась 26 апреля 1909 года в Сеуте, где военным архивариусом служил её отец. Из-за его военной службы семье приходилось часто переезжать, потому девочка училась в колледже Святого сердца Иисуса в Мадриде, затем в монастырской школе в Мелилье (город-порт на Средиземноморском побережье Африканского континента).
В 19 лет Африка вышла замуж, но вместе молодожены прожили недолго. Он и она придерживались разных политических взглядов, а когда родившаяся в браке девочка умерла в младенчестве, оказалось, что и говорить-то им вместе не о чем. Лишь спорить до хрипоты на политические темы.
Наша любовная лодка разбилась о рифы политической нетерпимости, - не без сожаления рассказывала она сама много лет спустя.
Смерть дочери больно ударила по Африке. А случившийся вскоре уход из жизни любимого отца, казалось, окончательно добил. С матерью и сестрой она вернулась в Испанию, устроившись работать на ткацкую фабрику, училась рисовать в Академии изящных искусств Сан-Фернандо, познакомившись с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, а также поэтом Гарсия Лорка.
Красивая молодая женщина привлекала внимание мужчин, вот только личное её не интересовало вовсе. После смерти близких и дорогих сердцу людей она искала смысл своего существования. Вступила сразу во все испанские политические партии, позже остановив свой выбор на коммунистической. С головой погрузилась в партийную работу.
В 1934 году Африка приняла участие в восстании астурийских шахтеров, налаживая связь между отрядами повстанцев и снабжая их оружием. После чего оказалась в тюрьме, но в 1936 году с началом Гражданской войны смогла бежать.
Ни годы, ни трудности борьбы не поколебали моей веры. Напротив,
трудности всегда были стимулом, источником энергии в дальнейшей борьбе. Они дают мне право жить с высоко поднятой головой и спокойной душой, и никто и ничто не сможет отнять у меня этой веры, даже смерть, - вспоминала позже Африка де лас Эрас.
Сражаясь с режимом генерала Франко, в 1937 году она познакомилась с Рамоном Меркадером, чья мать была агентом советской разведки. Так что вскоре и Африка согласилась сотрудничать, войдя в состав мадридской резидентуры под оперативным псевдонимом "Патриа", что значит "Родина".
Её привлекли к организации покушения на Льва Троцкого, для чего внедрили в его секретариат. Характер выполняемых поручений Африки засекречен до сих пор - была то ли секретарем, то ли переводчицей. Вошла в доверие, но довести дело до конца тогда не удалось. Операцию свернули.
В Союзе как раз начались знаменитые ежовские чистки, позднее получившие в историографии название "Большой террор". Репрессии коснулись политического и военного руководства СССР. Были сняты со своих постов и взяты под стражу многие действующие и бывшие руководители НКВД разного уровня, в т.ч. те, кто считался основателями ВЧК. Под удар попали и дипломаты: в течение года один за другим были отозваны в Москву полномочные представители СССР в Мадриде — Марсель Розенберг и Леонид Гайкис, которых вскоре расстреляли. Получил приказ вернуться в Москву советский разведчик Теодор Малли, судьба которого висела на волоске.
В сложившейся ситуации, особенно после ареста его родственника и покровителя, зам. начальника ГУЛАГа Зиновия Кацнельсона, резидент НКВД и советник республиканского правительства по безопасности в Испании Александр Орлов принял решение бежать на Запад.
Когда он 14 июля 1938 года не явился на встречу с новым и.о. руководителя ИНО НКВД Сергеем Шпигельгласом, назначенную на пришвартованном в Антверпене советском судне «Свирь», а из сейфа в консульстве пропало 1,5 млн. долларов оперативных средств по нынешнему курсу, в Москве забили тревогу. Под угрозой оказались все агенты мадридской резидентуры.
В конце 1938 года Африку де лас Эрас решено было отозвать в Москву.
Оказавшийся в США Орлов не выдал своих коллег, но все же написал письмо Троцкому, которого предупреждал о готовящемся покушении. Троцкий письмо прочитал, но принял его за подготовленную НКВД провокацию, не придав ему особого значения.
Пришлось Африке отправиться в Москву. Не хотела жить в дорогих гостиницах, повторяла: "Мы приехали бороться, а не ездить по санаториям". Но разведка ее не забыла: учеба, курсы, она быстро и как-то очень естественно освоила радиодело да и все остальное. Была радисткой классной. Ей нравилось в СССР, - рассказывали знавшие Африку де лас Эрас коллеги. - Для других переход давался тяжело, болезненно, но не для Африкиты. Единственное, что всегда мучило и к чему не могла приспособиться - к русским морозам. Мерзла, всегда куталась...
С 22 июня 1941 года началась новая глава её героической жизни. В первые же дни войны она оказалась в числе добровольцев, пожелавших отправиться на передовую. Но получила отказ.
Во время Великой Отечественной войны Африка сама попросилась в состав специальных отрядов, боровшихся с фашистами на временно оккупированных территориях. Но она была очень маленькой хрупкой женщиной, выглядела совершенно беззащитной, и ей отказали. Тогда Африка обратилась за помощью к своим друзьям: основательнице испанской компартии Долорес Ибаррури и лидеру Коминтерна Георгию Димитрову. После их просьб Африку согласились направить в партизанский отряд, - рассказывал историк спецслужб Николай Долгополов.
Ее определили в специальное медицинское подразделение Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения, входившей в состав 4-го (партизанского) управления НКВД, основной задачей которой было проведение диверсионной деятельности на оккупированной фашистами территории СССР. После того, как в начале 1942 года она освоила в совершенстве радиодело, разведчицу направили в формировавшийся разведывательно-диверсионный отряд «Победители» под командованием уже ставшего к тому времени легендарным будущего Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Медведева.
И Африка не скрывала своего счастья.
День, когда меня взяли в отряд, стал самым счастливым в жизни. Я прыгала, я летала. Меня спросили, умею ли стрелять, как с радио, и я ответила, что ворошиловский стрелок, и с радио тоже отлично, только вот с парашютом не прыгала, но за два часа обязательно научусь, - делилась она с коллегами.
В ночь на 16 июня 1942 года партизаны десантировались на Житомирщине, неподалеку от западно-украинской станции Толстый Лес. Действовавшая под именем Марии Павловны (позывной Маруся) радистка мужественно таскала на себе тяжеленую рацию, считая её главным своим сокровищем, а также пистолет, нож и гранаты. Готовая в случае опасности пойти на самые крайние меры.
Я торжественно поклялась, что живой врагу не сдамся и, прежде чем погибну, подорву гранатами передатчик, кварцы, шифры… - признавалась Африка де лас Эрас.
Радисты отряда вели радиообмен более чем с 30 боевыми группами. Для выхода в радиоэфир, Африка уходила из расположения отряда, чтобы случайно не навести по пеленгу карателей на лагерь. С рацией за плечами она проходила многие километры по лесу, пробиваясь сквозь дебри и овраги.
Она много работала со знаменитым разведчиком Николаем Кузнецовым, передавая его донесения в Центр. А он, как мог, заботился о худенькой и мерзлявой испанке: передал ей свой свитер, затем - полушубок. А в какой-то день подарил роскошную шаль.
Однажды в мороз за 30 градусов я в присутствии Кузнецова работала на «ключе», и от холода меня стала бить дрожь. Тогда Николай Иванович снял с себя свитер и надел на меня. Так я и работала, с головы до пят одетая в кузнецовское тепло. А еще он мне подарил кашемировую шаль, черную с розовыми цветами (где только взял?!), и я чувствовала себя королевой, - вспоминала после войны разведчица.
Они вернулись из немецкого тыла к своим в начале 1944 года.
К этому времени уже стало ясно, что в войне произошёл перелом. Таланты Африки решили использовать не на оккупированных советских территориях, а гораздо дальше. С учётом происхождения и прекрасного владения иностранными языками её перевели во внешнюю разведку, — рассказывал историк спецслужб Игорь Пыхалов.
Африка оборвала связи со всеми, кого знала. Просто пропала. Растворилась. Что с ней стало - жива ли? - не знал никто. Старшая сестра, оставшаяся одна (мать расстреляли фашисты), тщетно искала её долгие годы, обращалась даже на радио, оставляя контакты для связи.
Очередная глава жизни агента Патриа началась через год после Победы в 1946 году. Теперь её звали Мария-Луиза Чина (не мудрствуя лукаво она позаимствовала фамилию у бывшего мужа). Транзитом через Берлин разведчица прибыла в Париж под видом беженки из франкистской Испании, которой удалось нелегально перейти границу. И здесь ей пригодились приобретенные когда-то навыки художницы и выученный в Марокко французский язык.
Париж - мировая столица моды. Так есть сегодня и так было вчера! Начав с работы в ателье, Африка вскоре открыла свой модный салон, к ней стали захаживать жены влиятельных французских политиков и бизнесменов. И это стало отличным заделом на будущее.
Год спустя Центр принял решение о её переводе в Латинскую Америку. Завершив свои дела во Франции, в 1948-м она отправилась за океан, где ей предстояло жить и работать на протяжении следующих 20 лет.
При этом со стороны всё выглядело, как романтическая история. Её пригласил к себе уругвайский писатель Фелисберто Эрнандес, с которым она познакомилась во Франции и который стал её мужем, ввел в высший свет. Он же помог с документами. Брак, правда, вскоре распался "из-за непреодолимых противоречий", но позволил ей легализоваться на новом месте.
В столице Уругвая Монтевидео салон французской моды, принадлежавший очаровательной испанке, оказался точкой притяжения местной элиты. В неспешных разговорах женщины обменивались новостями, хвастались достижениями своими и мужей, обсуждали, что тревожит занятых делами супругов. Так по крупицам Патриа собирала важную информацию из первых рук о происходящем в регионе и передавала её в Москву.
Но этим дело не ограничивалось. Африка наладила контакт со "спящими" агентами, вдохнула новую жизнь в агентурную сеть, координируя работу в Южной и Центральной Америке, в разгар корейской войны готовила диверсии против американского военного флота.
В мае 1956 года руководство решило "устроить" личную жизнь Африки де лас Эрас. Объем задач был таков, что она с трудом справлялась, и любая нештатная ситуация могла пагубно сказаться на результатах деятельности советской разведки. Ей в помощь (а точнее, в качестве резидента, которому предстояло стать старшим в их паре) направили «итальянского товарища» Валентино Маркетти, под именем которого скрывался опытный советский разведчик-нелегал Джованни Антонио Бертони, оперативный псевдоним "Марко". Согласно выработанной в Москве оперативной легенде-биографии, они должны были стать мужем и женой.
Африка и Джованни разыграли историю, как по нотам. Случайно познакомились в итальянской Генуе, влюбились, обвенчались в Кафедральном соборе Монтевидео. А вскоре их служебный брак действительно перерос в союз двух сердец.
Они получили разрешение на торговлю антиквариатом и купили дом в Монтевидео, первый этаж которого приспособили под магазин, а на втором этаже оборудовали фотолабораторию и радиостудию, первыми из советских нелегалов в Западном полушарии наладив двустороннюю устойчивую радиосвязь с Центром. Супруги торговали антиквариатом в разных странах Южной Америки, постоянно обрастая полезными связями. Прикрываясь деловыми поездками провели конспиративные встречи с Сальвадором Альенде, бывшим тогда сенатором Чили, и с Эрнесто Че Геварой накануне его отплытия на яхте «Гранма» в составе отряда Фиделя Кастро для свержения режима Батисты на Кубе.
Вместе они прожили 8 счастливых лет, но 1 сентября 1964 года Марко скоропостижно скончался. Согласно официальной версии, его смерть была вызвана последствиями старой травмы. Но по утверждениям некоторых историков разведки, Бертони погиб, попав в одну из засад с Че Геварой.
Смерть любимого человека стала тяжелым ударом для Африки. Но еще на протяжении 3-х лет она оставалась в Монтевидео, пока осенью 1967 года её не отозвали в СССР.
В дальнейшем, ей ещё трижды пришлось выезжать в загранкомандировки различной продолжительности, о целях которых мы, наверное, никогда не узнаем.
О том, насколько успешно она работала после войны в нелегальной разведке, свидетельствует вручение ей высокой награды - ордена Ленина. Мало кто из иностранцев был тогда его удостоен, - отмечал Николай Долгополов.
Окончательно в СССР она вернулась только в 1971 году, когда бесстрашной советской партизанке из отряда Дмитрия Медведева исполнилось 62 года. Кстати, в 50-е, уже перед самой своей смертью, Дмитрий Николаевич попросил жену передать Африке свою книгу "Это было под Ровно" с надписью: "Любимой радистке командира". Про девушку, которую в отряде любовно называли Машенькой, автор не написал ни слова. Потому что знал, что нельзя. Потому что понимал, что любое упоминание грозило ей большими неприятностями, вплоть до смерти.
Заветную книгу Африка де лас Эрас получила только приехав в Москву. Уже в звании полковника. В 70-е.
Оказавшись дома, легендарная разведчица не почивала на лаврах. Обладая бесценным опытом, стремилась передать его молодым поколениям, воспитывая достойную смену.
Среди её учеников были Герой России Виталий Вячеславович Нетыкса и его жена Тамара Ивановна, успешно работавшие в Латинской Америке, а также Герой Советского Союза Михаил Васенков, в качестве разведчика-нелегала с 1975 года находившийся в Перу и раскрытый в результате предательства полковника СВР Потеева в 2010-м.
Она вышла в отставку только в 1985-м году. Потому что возраст уже давал о себе знать и стало тяжело. Но всё равно старалась держать руку на пульсе событий, общалась, приглашала в гости, оставаясь необычайно жизнерадостной и энергичной.
Мы, молодые, учившиеся у Африкиты, ее обожали. Иногда я оставалась у нее ночевать, и наутро, если кто-то приходил, тихонечко убегала, потому что нельзя видеть... У нее часто бывали испанцы, партизаны - она очень любила людей, общение, споры, песни. А уж наших... - признавалась одна из учениц Африки де лас Эрас, чья жизнь также прошла под грифом "Секретно". - Мои дети стали ее внуками, и моя мама, тоже фронтовичка, с которой Африка дружила, даже ревновала. Фото моего первенца стояло у нее на столике, она все повторяла: "Дождалась внука, дождалась"...
Удивительная женщина, одна из самых результативных советских разведчиц-нелегалов о ком можно говорить вслух и кто не был разоблачён иностранными спецслужбами, полковник Африка де лас Эрас, ушла из жизни 8 марта 1988 года. В тот самый день, когда ей должны были вручить знак «Почётный сотрудник госбезопасности»...
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))