Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Учился тайком в английской разведшколе и знал Сильвио Берлускони. Легенда нелегальной разведки Геворк Вартанян

У него не могло быть иной судьбы. И то, что Геворк Андреевич Вартанян первым из разведчиков-нелегалов оказался удостоен звания Героя Советского Союза в 1984 году лишь подтверждает это. Его называли золотым фондом советской внешней разведки - за 45 лет службы ни одного провала. Их пара - Геворг и Гоар - буквально перевернула ход мировой истории, сделав за полвека столько, сколько не всегда смогут совершить целые отделы и управления различных спецслужб.

Его профессионализм уже давно признан не только в России, но и на Западе. А то, что подготовку Геворк Вартанян проходил в спецшколе британской разведки, причем британцы даже не подозревали, что обучают "конкурента", только добавляет шарма его удивительной истории.

Он родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону, а уже в 1930 году его отец, Андрей Васильевич Вартанян, по заданию советской разведки был направлен в Иран для проведения агентурной работы. Поначалу семья жила в Тебризе, затем перебралась в Тегеран. И жили, надо сказать, очень даже неплохо.

Вартанян-старший занимал значительное положение в обществе, будучи владельцем известной на всю страну кондитерской фабрики имел широкие связи и без проблем ездил по делам бизнеса по всей Персии - это было прекрасным прикрытием разведывательной деятельности и давало огромную финансовую свободу в условиях ограниченного финансирования из Москвы. А в годы Великой Отечественной войны Андрей Васильевич еще и смог передать на Родину часть заработанных денег на производство танка - в СССР существовала такая практика, когда граждане вносили посильный взнос на оборону.

Своим настоящим днем рождения Геворк Вартанян всегда считал 4 февраля 1940 года. Тогда 16-летний подросток впервые встретился с резидентом советской разведки в Тегеране Иваном Ивановичем Агаянцем.

Я вышел на встречу с советским резидентом. Это потом я узнал, что Иван Иванович Агаянц — легендарный советский разведчик, - много позже вспоминал Геворк Андреевич свою удалую юность. - Был он человеком строгим и в то же время добрым, тёплым. Долго я с ним работал, до конца войны, и разведчика из меня сделал он. Занят был, но встречался со мною, учил, натаскивал...

По приказу Агаянца юный Геворг создал группу из шести мальчишек (в 1942 году к ним присоединилась Гоар, которой только исполнилось 16 лет). В задачи группы входила слежка за интересующими советскую разведку людьми, а также выявление сторонников нацистской Германии. Передвигались они на велосипедах, за что и получили неформальное название "Легкая кавалерия".

Изображение в иллюстрационных целях
Изображение в иллюстрационных целях

К тому времени Иран активно сотрудничал с Гитлером, страну наводнили агенты германской военной разведки и контрразведки (абвера), число которых перевалило за полторы тысячи. Третий Рейх рассчитывал превратить территорию Персии в плацдарм на Ближнем Востоке, используя сеть железных дорог и нефтяные месторождения, что совершенно не вписывалось в планы союзников.

"Легкая кавалерия" Амира (такой оперативный псевдоним получил Геворг Вартанян) провела колоссальную работу: смогла установить более 400 пособников нацистов (включая министров, чиновников шахского дворца, высших полицейских чинов и жандармерии), которые были схвачены сразу же после того, как в августе-сентябре 1941 года СССР и Великобритания ввели свои войска в Иран. Это стало колоссальным ударом по гитлеровской Германии в Персии.

Удалось даже выявить тщательно скрывавшегося шефа немецкой резидентуры Франца Майера, который активно мимикрировал под иранца.

До августа 1941-го, ввода наших войск в Иран, держали его плотно, — вспоминал Геворк Вартанян. — Хотя он, чтобы сбить с толку, и бороду отпускал, и одежду менял постоянно. Несколько раз вышагивал прямо по центру Тегерана в форме офицера Генштаба иранской армии...

Правда, задержали его британцы только в 1943-м, опередив советских коллег. Зато по контактам Майера "Легкая кавалерия" вышла на след 2-х немецких радистов.

При видимом сотрудничестве СССР и Великобритании многие конфликты между странами оставались в тени, находясь исключительно в поле зрения спецслужб. В Иране англичане развернули бурную разведывательную деятельность, в 1942 году создали в Тегеране разведшколу, в которой готовили агентов для заброски не только в оккупированную гитлеровцами Европу, но и на территорию СССР. Уровень секретности был чрезвычайный. В каждую группу, которую готовили практически индивидуально, входило всего 2 человека.

Изображение в иллюстрационных целях
Изображение в иллюстрационных целях

Амир получил приказ внедрится туда и вскоре стал слушателем школы. А остальные курсанты оказались под колпаком "Легкой кавалерии": по ним собирались данные, делались фотографии и готовились досье, чтобы затем советская контрразведка могла их оперативно выявить и перевербовать в случае появления в Советском Союзе.

Я очень благодарен английской разведке, что у меня появилась возможность за эти 6 месяцев получить необходимые навыки, которые затем мне очень пригодились в моей развед. работе, - искренне признавался в одном из интервью Геворк Вартанян.

Как осуществлять вербовочные подходы и тайниковые операции, как отправлять шифровки и выявлять слежку - всему этому англичане, не жалея сил, учили будущего гения советской разведки. Так что к Тегеранской конференции лидеров "большой тройки", которую планировалось провести в 1943 году в Тегеране, он подошел уже во всеоружии, и при его самом деятельном участии были сорваны планы нацистов на проведение диверсии против лидеров стран антигитлеровской коалиции.

Первым о готовящемся в Тегеране покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля сообщил весной 1943 года заброшенный на оккупированную немцами территорию Западной Украины советский разведчик Николай Кузнецов.

Гитлер не мог допустить проведение знаковой встречи, на которой будет обсуждаться открытие второго фронта и ведение боевых действий против Германии, для чего была разработана поэтапная операция под руководством любимого диверсанта фюрера, штурмбаннфюрера СС Отто Скорцени.

Диверсионная группа фашистов смогла пробраться в Тегеран, где и попала под наблюдение английских и советских спецслужб, среди которых была и "Легкая кавалерия". Молодые "кавалеристы" следили за домом, в котором расположился связной и пеленговали все его сообщения, передавая расшифровки в Центр. Вскоре после выявления всех диверсантов группа была захвачена и перевербована. Все передачи в эфир контролировались. А чтобы предотвратить развитие второго этапа тщательно спланированной немцами операции, когда сложно было бы избежать потерь с обеих сторон, радисты сообщили в Берлин, что раскрыты. В сложившейся ситуации Берлин отказался от продолжения, и Скорцени в Иран так и не прибыл.

Отто Скорцени
Отто Скорцени

При этом никаких увлекательных погонь и перестрелок, показанных в советско-французско-швейцарском фильме "Тегеран-43", вышедшем на экраны в 1982-м году и снятом по мотивам тех самых событий, вовсе не было. Всё прошло на удивление тихо и спокойно, незаметно для глаз стороннего наблюдателя.

Разведчик перестает быть разведчиком, если начинает применять оружие... Опытные люди, специально для этого подготовленные, взяли фашистов тихо, очень тихо, - объяснял Геворк Андреевич.

После предотвращения покушения "Легкая кавалерия" была отмечена особым сообщением из Центра, в котором отмечалась виртуозная работа молодых разведчиков. Им тогда было не больше 20 лет.

Телеграмма, полученная резидентурой из Москвы! Представляете?! Мы были счастливы, - восхищался Геворк Вартанян.
-5

С Гоар они расписались в 1946-м, после войны. И еще трижды сочетались узами брака в разных странах и под разными именами. Но всегда вместе: он и она, став одной из самых результативных пар в истории мировых разведок.

Они провели в Иране еще 5 лет, прежде чем подали руководству прошение о возвращении на Родину.

Хотелось получить высшее образование. И в 1951-м, в Ереване, взялись за учебу в институте иностранных языков, — вспоминал Геворк Вартанян.

А в 1957 году, пройдя соответствующую подготовку, супруги Вартанян выехали в первую длительную загранкомандировку за рубеж, имея на руках иранские документы, поскольку оба в совершенстве владели фарси.

Первой страной пребывания стала Япония, где 33-летний Геворк поступил в местный университет, получил студенческий билет и вид на жительство, одновременно занимался бизнесом. Здесь Вартаняны прожили 3 года, изучая вопросы японского реваншизма, угрожавшего безопасности СССР.

Затем перебрались в Китай и Индию. Во время обострения арабо-израильского конфликта недолго работали на Ближнем Востоке. А в конце 60-х вернулись в Европу. С помощью богатых и влиятельных представителей армянской диаспоры они легализовались во Франции.

-6

В 1971—1986 годах Вартаняны работали в Италии и жили в центре Рима на широкую ногу. У Геворка проснулся предпринимательский талант: согласно легенде представляясь иранцем, вынужденно бежавшими с родины из-за политических преследований, он торговал дорогими персидскими коврами и неплохо в этом деле преуспел.

Почему нелегалу хорошо иметь личный бизнес? - задавался вопросом Геворк Вартанян и сам же на него отвечал. - Потому что он свободен, сам себе хозяин. Когда ты служишь у других, работаешь в какой-нибудь конторе с утра до 6 вечера, — у тебя и возможности ограничены, и нужные связи трудно заиметь. А когда твой личный бизнес — ты свободен, разъезжаешь по своим делам по всем странам мира…

И Геворк, и Гоар умели расположить к себе собеседников, были богаты и при этом открыты к общению, потому быстро обросли полезными связями и влиятельными знакомыми. При этом семейное положение существенно повышало респектабельность и расширяло возможности по сбору разведывательной информации: согласно распространённому в Южной Европе этикету, на многие закрытые приватные мероприятия (званые обеды, ужины, коктейли, вечеринки) с участием высокопоставленных и влиятельных лиц (в особенности — архиепископов и кардиналов) можно было получить приглашение исключительно в сопровождении супруги; появление на вечере немолодого одинокого джентльмена, задающего много вопросов, выглядело бы дурным тоном и вызвало бы ненужные кривотолки.

Я мог вращаться на самой верхушке государства — там, где есть информация и те, от кого можно качать информацию, - рассказывал о своей деятельности Геворк Вартанян. - Благодаря этому государству меня многие знали, и если я появлялся в другой стране, там знали, какое моё положение…
-7

Работая в Италии, Анри и Анита (под такими оперативными псевдонимами теперь работали Вартаняны) передавали в Москву информацию о южном фланге НАТО. Будучи значимыми членами европейского общества, были знакомы и общались с главнокомандующим объединёнными вооружёнными силами НАТО в Южной Европе, американским адмиралом Стэнсфилдом Тёрнером (возглавившим потом ЦРУ США), итальянскими министрами и президентом. Был среди знакомых пары и перспективный бизнесмен и будущий политик Сильвио Берлускони. Именно чтобы не подрывать авторитет Берлускони об активной деятельности Анри в Италии не сообщалось вплоть до 2010 года, пока сохранялись политические амбиции и влияние итальянского премьера.

4 ноября 1979 г., когда иранские студенты-экстремисты захватили посольство США в Тегеране, директору ЦРУ адмиралу Тёрнеру срочно понадобился специалист по Ирану, - рассказывал экс-начальник Управления "С" КГБ СССР (подготовка разведчиков-нелегалов) Юрий Иванович Дроздов. - В госдепе таковых не нашлось. Тогда его помощники предложили Вартаняна, который владел монопольным правом на поставку в США персидских ковров. Адмирал прислал за Анри свой личный самолёт...
Тёрнер проникся такой симпатией к Вартаняну, что стал приглашать его с Гоар на вечеринки, где присутствовала элита Вашингтона. Разведчики времени зря не теряли — за коктейлями устанавливали дружеские контакты, подбирая кандидатов на вербовку...

В 80-е НАТО сосредоточило основной ударный кулак против СССР на территории Западной Германии. Анри и Аните срочно пришлось учить немецкий.

Американцы, стремясь получить тактическое преимущество в вероятной войне, разместили в Западной Германии баллистические ракеты среднего радиуса действия. На трёх ракетных операционных базах было развёрнуто 108 пусковых установок для ракет "Pershing-2", подлетное время которых до городов Центральной России составляло всего 8-10 мин. Анри смог завербовать ряд высокопоставленных военных чиновников, располагавших сведениями об организации, боевом составе, дислокации и вооружениях войск НАТО, планах их боевой подготовки, оборудовании театра военных действий, расположении и планах строительства позиций ракет средней дальности и хранилищ ядерного оружия.

Это стало последней страницей героической летописи разведчиков-нелегалов Геворка и Гоар Вартанян. Осенью 1986 года они окончательно вернулись в Москву. Спустя почти полвека безупречной службы всё их имущество уместилось в два простых чемодана, но Геворк Андреевич без сожаления говорил:

Когда в начале 50-х мы приехали из Тегерана в Ереван, нам хотели дать квартиру, но отец отказался. Сказал, что мы люди обеспеченные, обустроимся сами. Купили в Ростове двухэтажный дом. Но когда мы с женой вернулись в СССР, в доме жили уже 12 семей — более сорока человек. У меня не поднялась рука написать заявление на их выселение, чтобы вернуть свой дом. Да и вообще богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Нам с Гоар хватает...

Имя Геворка Вартаняна было рассекречено 20 декабря 2000 года, в день 80-летнего юбилея Службы внешней разведки России. Однако основные этапы его биографии, по мнению специалистов, так и останутся тайной за семью печатями - слишком значительны результаты и влиятельны контакты на Западе, чтобы их обнародовать.

Герой Советского Союза, выдающийся советский разведчик Геворк Андреевич Вартанян ушел из жизни 10 января 2012 года. Его супруга Гоар Левоновна Вартанян скончалась 25 ноября 2019 года на 94-м году жизни и была похоронена с воинскими почестями рядом с мужем.

Экс-президент Армении Армен Саркисян с супругой у памятника Геворку и Гоар Вартанян
Экс-президент Армении Армен Саркисян с супругой у памятника Геворку и Гоар Вартанян

О работе разведчика Геворк Андреевич Вартанян говорил:

Техника ломается, а человека не сломаешь. Если только он не предатель. Моему поколению разведчиков не на что было опереться в техническом плане, потому люди более крепкие были, больше полагались только на себя, на свой внутренний стержень. Но и сейчас разведчиков, которых мы воспитываем, учим: вы — всё, а техника — это пустяк. В разведке не получится по-другому. Это же не коммерция, где раз потерял, потом нагнал. Разведчик, как сапёр, может ошибиться только один раз…

Он не ошибся. Ни разу!

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк ))