2025 год начался с известия, что исполнительный комитет городского совета Львова принял решение о переносе чудом сохранившегося до сего дня мемориального комплекса "Холм славы", в ходе которого планируется эксгумация останков бойцов Красной Армии, в том числе разведчика Николая Кузнецова, и их перезахоронение.
Львовские власти хотят перенести комплекс на городское Голосковское кладбище. Первый этап работ предусматривает перенос памятника, после чего специалисты должны эксгумировать и изучить останки советских солдат. Речь идет о двухстах одиночных могилах и четырёх братских. Переносу также подлежит могила Героя Советского Союза, Николая Ивановича Кузнецова, в ходе боя подорвавшего себя гранатой вместе с выступавшими на стороне фашистов украинскими националистами 9 марта 1944 года. На счету выдающегося офицера органов госбезопасности, партизана и разведчика 11 ликвидированных генералов Вермахта и и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии.
И это далеко не первая атака на память Героя Великой Отечественной войны. Борьба с воспоминаниями о нем началась на Украине еще в 90-е, когда были снесены памятники Николаю Кузнецову во Львове и Ровно. Наверное, это должно было символизировать отказ от советского наследия. А последнюю скульптуру, посвященную разведчику, разрушили в 2015. До сего дня сохранилась только его могила...
В его биографии много секретного. Дело Николая Кузнецова, хранящееся в архивах, насчитывает более 300 томов, часть материалов которых должны рассекретить в текущем 2025 году (если повезет!). Но даже известных крупиц биографии достаточно, чтобы восстановить жизненный путь человека, пожертвовавшего собой ради Победы и будущих поколений.
Он родился 14 июля 1911 года в деревне Зырянка Пермской губернии в крестьянской семье, в которой помимо него росло еще четверо детей. Хозяйство было крепкое, но не зажиточное. Скорее - середняки. Не голодали, в рванье не ходили. Но всё это стоило большого труда: работали и взрослые, и дети.
Именно семья и окажется той причиной, по которой в 1929 году Николая выгонят из комсомола и не дадут окончить Талицкий лесной техникум, обвинив юношу в том, что он скрыл своё "белогвардейско-кулацкое происхождение" - доброхоты написали кляузу. Хотя его отец никогда не поддерживал белогвардейцев, а в армии действительно служил, но в Красной. Однако он скончался от туберкулеза в 1927 году и уже ничего не мог сказать ни в свою защиту, ни в защиту сына.
Через год в Кудымкаре (город в Пермском крае) Николай Кузнецов устроился на работу в Коми-Пермяцкое окружное земельное управление, восстановился в техникуме и комсомоле (наверное, разобрались с крестьянским происхождением) и вновь "влип" в историю.
Работая оценщиком, он заметил, что начальство занимается приписками, махинациями и подлогами. Молчать Николай не стал и сообщил обо всем в соответствующие компетентные органы. Суд приговорил расхитителей народного хозяйства к срокам от 4-х до 8-ми лет тюремного заключения, а Кузнецова "за халатность" уже навсегда изгнали из комсомола, "наградив" годом исправительных работ с удержанием 15 % заработной платы.
Когда на Николая Кузнецова обратила внимание разведка - доподлинно неизвестно. Согласно официальным данным СВР РФ, "после окончания института в 1938 году Николай Кузнецов был направлен в Москву, зачислен в аппарат внешней разведки и начал готовиться к работе за границей с нелегальных позиций".
Он с детства демонстрировал удивительные способности в изучении иностранных языков, практически в совершенстве освоив немецкий еще в школьные годы (позже в ориентировке абвера указывалось, что он владеет шестью диалектами). Позднее изучил эсперанто и коми, отлично изъяснялся на польском и украинском.
Летом 1932 года он приехал в Свердловск (куда на постоянное жительство перебралась вся его семья) и успешно сдал экзамены для поступления на заочное отделение Уральского индустриального института. Некоторые историки сходятся во мнении, что именно Свердловск стал точкой отсчета в биографии Николая Кузнецова как разведчика.
Еще в июне 1932 года он стал агентом окружного отдела ОГПУ, получив оперативный псевдоним "Кулик". Затем работал под псевдонимами "Ученый" и "Колонист". За 4 года службы исколесил весь Урал вдоль и поперек, заводил новые связи и полезные знакомства. В мае 1935 года был зачислен в конструкторское бюро Уралмаша. К тому времени из 9000 рабочих завода более 300 были иностранными специалистами, более 300 из них - немцы.
Общаясь с ними Кузнецов не только совершенствовал свой немецкий язык, но и смог выявить агентов иностранных разведок, в т.ч. работавших на Третий Рейх.
Специалисты до сих пор спорят, что послужило причиной его ареста в 1938 году по 58-й "политической" статье? Одни говорят, что молодой разведчик провалил особо секретное дело и был демонстративно наказан. Другие уверяют, что в его доме часто устраивались посиделки иностранцев и антисоветчиков, что не могло остаться незамеченным особо рьяными сотрудниками НКВД. Третьи считают, что Николай Кузнецов слишком вызывающе себя вел и его попросту поставили на место. Но несколько месяцев в застенках ему всё же довелось провести.
После освобождения он некоторое время работал в аппарате наркома НКВД Коми АССР Михаила Ивановича Журавлева, после чего его перевели в Москву на нелегальное положение, выдав паспорт советского образца на имя немца Рудольфа Вильгельмовича Шмидта, инженера-испытателя московского авиационного завода № 22.
Атмосфера надвигавшейся большой войны уже вовсю витала над Европой, это прекрасно понимали и в Москве, потому Рудольфу Шмидту требовалось внедриться в общество иностранных дипломатов в советской столице, чтобы чувствовать царящие там настроения. С его помощью был завербован советник дипломатической миссии Словакии в СССР Гейза-Ладислав Крно, были добыты копии секретных документов из сейфа военно-морского атташе Германии Норберта Вильгельма Баумбаха, установлена прослушка в квартире немецкого дипломата Эрнста Кестринга.
И в этом не было ничего удивительного. Кузнецов легко входил в контакт, запросто мог расположить к себе собеседника, а играть роль немца ему не составляло никакого труда. Вот как описывал первую встречу с разведчиком его будущий куратор Леонид Райхман:
Когда он только ступил на порог, я прямо-таки ахнул: настоящий ариец! Росту выше среднего, стройный, худощавый, но крепкий, блондин, нос прямой, глаза серо-голубые. Настоящий немец, но без этаких примет аристократического вырождения. И прекрасная выправка, словно у кадрового военного, и это — уральский лесовик!
С началом Великой Отечественной войны инженер Шмидт исчез также неожиданно, как и появился. Николай Кузнецов подал рапорт с просьбой использовать его в "активной борьбе против германского фашизма на фронте или в тылу вторгшихся на нашу землю немецких войск". Уже 5 июля 1941 года для организации разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника была сформирована "Особая группа при наркоме внутренних дел СССР", которую возглавил легендарный Павел Анатольевич Судоплатов (в январе 1942 группа была преобразована в 4-е управление НКВД), в нее включили и Николая Кузнецова. Началась подготовка разведчика для заброски в тыл гитлеровцам.
Для изучения быта и нравов Германии его временно поместили в лагерь для военнопленных, после чего он тренировался в прыжках с парашютом, проходил огневую подготовку, знакомясь с различным стрелковым оружием Вермахта, в соответствии с "легендой" входил в образ немецкого офицера, обер-лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта, запоминал организационную структуру немецкой армии, гестапо и абвера.
Для него не должно было оставаться белых пятен во всем, что касалось Третьего Рейха: будь это прошлое или настоящее, мирный уклад или война. Настоящий Зиберт родился в Кенигсберге, воевал во Франции и Польше, за отвагу получил Железный крест второй степени и нашел свою погибель на Восточном фронте.
Летом 1942 года после окончания спецподготовки Николай Кузнецов под псевдонимом Грачев был зачислен в отряд особого назначения "Победители" под командованием полковника Дмитрия Медведева, который обосновался вблизи оккупированного города Ровно. Ровно в то время имел для Москвы стратегическое значение - это был административный центр рейхскомиссариата Украина. Сюда стекалась вся информация, здесь располагались оккупационные власти, здесь принимались те или иные решения.
Обер-лейтенант Зиберт достаточно быстро вошел в доверие местного командования, "сдружился" с офицерами, сотрудниками германской разведки и контрразведки, ежедневно балансируя на грани разоблачения. Одно неверное движение, одно слово - и операция была бы провалена. Но Кузнецов виртуозно справлялся со своей ролью.
Он добывал необходимые для Москвы разведывательные данные о состоянии и передвижении гитлеровских войск. Весной 1943 года передал чрезвычайно ценные разведывательные сведения о подготовке Вермахтом крупной наступательной операции в районе Курска с использованием новых танков "тигр" и "пантера". Установил точное местонахождение засекреченной полевой ставки Гитлера под Винницей и первым сообщил о готовящемся покушении, которое готовил главный немецкий диверсант Отто Скорцени, на глав правительств "большой тройки", собиравшихся на историческую Тегеранскую конференцию.
Но главным провалом в работе Николая Кузнецова стало то, что он так и не смог ликвидировать свою основную мишень - главу рейхскомиссариата "Украина" Эриха Коха, которого благодаря масштабу подконтрольных территорий называли не иначе как "эрцгерцог Эрих". Кох отличался крайней грубостью и жестокостью по отношению к местному населению, нисколько не скрывая своего превосходства:
Мы народ господ и должны жестко и справедливо править, - говорил он. - Я выну из этой страны всё до последнего. Мы должны осознавать, что самый мелкий немецкий работник расово и биологически в тысячу раз превосходит местное население...
За время правления Эриха Коха 2,5 млн. человек были депортированы в Германию для работы на предприятиях, а более 4 млн. советских граждан попросту уничтожены.
Однако судьба благоволила ему. Немец был, точно заговоренный, обладал удивительным даром чувствовать опасность и смог избежать 2-х покушений: 20 апреля 1943 во время военного парада в честь дня рождения Гитлера и в июне 1943 года, когда Николай Кузнецов смог добиться личного приема в кабинете рейскомиссара - огромное количество охраны не позволило приблизиться к Коху, хотя советский разведчик для выполнения поставленной задачи готов был пожертвовать жизнью. К тому же сведения, полученные в ходе беседы, показались обер-лейтенанту Зиберту куда важнее, чем сам немец.
Другие операции на Украине оказались более успешными. Пользуясь легендой немецкого офицера, Кузнецов в центре города Ровно ликвидировал имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря Винтера. Спустя месяц смертельно ранил заместителя рейхскомиссара генерала Даргеля. Позже похитил и вывез в Ровно командующего карательными войсками на Украине генерала фон Ильгена. Вскоре после этого уничтожил президента верховного суда на оккупированной Украине Альфреда Функа.
В декабре 1943 года Николай Кузнецов получил приказ перебазироваться во Львов, где его группа оказалась фактически оторвана от партизанского отряда Дмитрия Медведева и действовала автономно.
К этому времени немецкая контрразведка и украинские националисты уже сбились с ног в поисках особо опасного советского диверсанта в нацистской форме. Но несмотря на все сложности, Кузнецову удалось уничтожить вице-губернатора Галиции Огго Бауэра и и начальника канцелярии правительства генерал-губернаторства доктора Генриха Шнайдера.
К весне 1944 года работа диверсионной группы Кузнецова во Львове оказалась практически парализована и он принял решение уходить к своим. 9 марта 1944 года в районе села Боратин разведчики рассчитывали встретить связного из отряда Медведева, но нарвались на бандеровцев. В ходе завязавшегося боя Николай Кузнецов и его спутники Ян Каминский и Иван Белов погибли.
Я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов на то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов, что придется пойти на самопожертвование, - писал Николай Кузнецов в письме своему брату. - Я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и цветущее будущее нашей Родины...
За образцовое выполнение специальных заданий в тылу врага и проявленные при этом отвагу и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года Николаю Ивановичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Вместо эпилога
Судьба Николая Кузнецова и его товарищей длительное время оставалась неизвестной. Первые данные были получены, когда спецслужбам удалось получить доступ к архивам начальника тайной государственной полиции (IV отдел РСХА) нацистской Германии Генриха Мюллера, где в одном из отчетов руководителя полиции и СД в Галиции Йозеф Витиска удалось обнаружить информацию о бое близ села Боратин. А полную картину случившегося смогли восстановить лишь следователи КГБ через 15 лет после смерти разведчика в результате расследования и опроса непосредственных свидетелей.
Предполагаемое место захоронения группы Кузнецова нашли только 17 сентября 1959 года в урочище Кутыки благодаря поисковой работе партизана, разведчика и сотрудника органов МГБ и КГБ СССР, участвовавшего в ликвидации бандподполья после войны на Западной Украине, Николая Струтинского, который добился перезахоронения останков Кузнецова во Львове на Холме Славы 27 июля 1960 года.
А теперь во Львове предлагают перенести могилы Героев. Хотя в случившемся нет ничего удивительного. Скорее даже удивительно, что только сейчас...
Россия неоднократно, начиная с 2000 года, просила Украину передать останки Николая Кузнецова на Родину, но регулярно получала необъяснимый отказ. В 2008 году наследники легендарного разведчика подали соответствующий иск в украинский суд и даже получили положительное решение, но власти Львова решение суда так и не выполнили.
Член Французской академии наук, иностранный член Лондонского королевского общества, французский физик и общественный деятель, Лауреат Нобелевской премии по химии Фредерик Жолио-Кюри говорил:
Если бы меня спросили, кого я считаю самой сильной и привлекательной личностью среди плеяды борцов против фашизма, я бы без колебаний ответил: Николая Ивановича Кузнецова, великого гуманиста, уничтожавшего тех, кто хотел уничтожить человечество...
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))