Найти в Дзене
Сквозь время и расстояния

Загадочная Эль Феррари. Кто она, женщина, которая покушалась на Врангеля и общалась в эмиграции с Горьким?

Очаровательная итальянка своей невероятной красотой и литературным даром в 20-е годы XX века покорила европейские столицы. Париж, Берлин, Рим с удовольствием встречали популярную поэтессу и сказочницу, открывая перед ней двери салонов высшего общества. И едва ли кто тогда догадывался, что за яркой внешностью скрывается невероятно умная женщина и талантливый разведчик молодой Советской России, скрупулезно выстраивавшая агентурные сети в Европе и Америке. Она была необычна и необычайна для своего времени: страстно читала стихи собственного сочинения, немного простые и немного небрежные, но всегда искренние, пропитанные трепетной лирикой. Ей приписывали романы со многими мужчинами, но часто казалось, что слухи основывались не на реальных встречах, а скорее наоборот, на желании мужчин обладать её чувственным телом. Сегодня уже едва ли найдется тот, кто сможет рассказать: какой на самом деле была популярная поэтесса Елена Феррари? За прошедшее столетие её имя обросло историями, в которых ре

Очаровательная итальянка своей невероятной красотой и литературным даром в 20-е годы XX века покорила европейские столицы. Париж, Берлин, Рим с удовольствием встречали популярную поэтессу и сказочницу, открывая перед ней двери салонов высшего общества. И едва ли кто тогда догадывался, что за яркой внешностью скрывается невероятно умная женщина и талантливый разведчик молодой Советской России, скрупулезно выстраивавшая агентурные сети в Европе и Америке.

Она была необычна и необычайна для своего времени: страстно читала стихи собственного сочинения, немного простые и немного небрежные, но всегда искренние, пропитанные трепетной лирикой. Ей приписывали романы со многими мужчинами, но часто казалось, что слухи основывались не на реальных встречах, а скорее наоборот, на желании мужчин обладать её чувственным телом.

Сегодня уже едва ли найдется тот, кто сможет рассказать: какой на самом деле была популярная поэтесса Елена Феррари? За прошедшее столетие её имя обросло историями, в которых реальность и вымысел сплетены так плотно, что клубок уже не размотать. А когда в 2015 году в связи со снятием грифа "секретно" с некоторых документов стали известны факты деятельности Феррари на ниве разведки, фантастических историй стало еще больше.

Так кто же она, Ольга Голубева (в девичестве Ревзина), носившая звучный псевдоним Феррари?

Ольга Погодина в роли Елены Феррари в сериале "Легенда Феррари"
Ольга Погодина в роли Елены Феррари в сериале "Легенда Феррари"

Ольга Ревзина родилась в 1899 году в Екатеринославе (Днепропетровск) в семье горного мастера. Ни она, ни старший брат Владимир, с которым Ольга будет тесно связана всю жизнь, понятия не имели, что такое жизненные неурядицы. Жили безбедно, в семье царил лад и любовь, и так бы могло продолжаться долго, если бы в 1909 году мать не умерла от туберкулеза. Отец не смог совладать с горем и запил горькую, а вскоре привел домой другую женщину, общий язык с которой дети найти не смогли.

Некогда дружная семья незаметно для всех распалась, и отец вдруг стал для Владимира и Ольги совершенно чужим человеком. Понимание пришло не сразу, но мириться с таким преображением дети не хотели, и когда Ольге исполнилось 14, сбежали из дома.

Им, когда-то вкусившим сладкую беззаботную жизнь, было тяжело устроиться. Но оба обладали сильным характером, потому трудностей не боялись. Ольга днем продолжала учиться в гимназии, а вечером подрабатывала портнихой. Затем, когда обучение осталось позади, пошла разнорабочей на металлургический завод, потом какое-то время была техническим секретарем газеты «Звезда», вскоре – помощником литейщика на заводе «Южный труд», была обдирщиком болванок артиллерийских снарядов и литейщиком меднолитейного производства. А в свободное время сочиняла стихи, которые однажды напечатали. И её счастью не было предела.

Вы уедете и сразу станет пусто;
Сердце бедное заледенеет.
Пусть и снег лежит и ветер пусть –
Мне уж быть не может холоднее.
Не изменится ничто вокруг,
Всё останется по-прежнему,
Только я – вступая в новый круг, –
Улыбаться буду реже.
Ольга Голубева (Эль Феррари) в 20-е годы
Ольга Голубева (Эль Феррари) в 20-е годы

К тому времени Россия уже вовсю кипела революционными настроениями. Не остались в стороне и Ревзины. Активная и ответственная Ольга быстро выбилась в лидеры рабочей молодежи, вслед за братом вступила в РСДРП. Вскоре была избрана председателем Совета одного из районов Екатеринослава, а в октябре 1917 года стала секретарём городского исполкома. Но вскоре они оба разочаровались в социал-демократах, увлеченных внутрипартийной борьбой между большевиками и меньшевиками, и Ревзины поддались идеям Михаила Бакунина, перейдя на сторону анархистов.

Владиимир стал лидером партизанского отряда им. Бакунина, создавать который ему помогала Ольга. Там же, в отряде, девушка встретила Григория Голубева, своего первого и последнего официального супруга.

Уже вовсю гремела Гражданская война, унося тысячи жизней. Счастье молодых длилось недолго: Григорий Голубев сгинул в круговерти событий. А когда Екатеринослав заняли красноармейцы, брата с сестрой обвинили в подрывной антисоветской деятельности и связях с анархистами. И арестовали.

К счастью, до расстрела дело не дошло. Пребывание в застенках не могло продолжаться вечно, а когда их выпустили на волю, они влились в ряды большевиков, вновь проникнувшись идеями Ленина. И если раньше Ольга была сестрой милосердия, то на службе у красных поначалу стала бойцом, а затем и вовсе командиром стрелкового подразделения, пользовавшимся непререкаемым авторитетом у видавших виды мужчин. Она не пряталась за спины сослуживцев, не боялась смотреть смерти в лицо, принимала участие в боях наравне со всеми и в одном из сражений потеряла палец на левой руке.

Для красивой женщины, всегда испытывающей к себе внимание противоположного пола, получить увечье, которое сложно скрыть от окружающих - страшная беда. Но Ольга Голубева не относилась к кисейным барышням. Выдержала. Пережила, продолжив службу.

Изображение в иллюстрационных целях
Изображение в иллюстрационных целях

Неудивительно, что на стойкого и мужественного командира в юбке обратил внимание 1-й начальник Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики (ныне ГРУ Генштаба ВС РФ) Семен Аралов, отвечавший за организацию разведывательной работы и формирование особых групп для выполнения спецзаданий за рубежом. Было ли в этом что-то личное, или Аралов действительно заинтересовался её способностями: Ольга еще со времен гимназии прекрасно владела французским и немецким, походя во время общения с "бывшими" выучила итальянский - не столь важно. Зарождающаяся разведка молодой Советской России испытывала дефицит подобных квалифицированных кадров.

Кстати, Владимир Ревзин также был направлен в разведку и, получив оперативный псевдоним "Воля", через год обучения отправился в тыл войск барона Петра Врангеля.

В мае 1920 года Ольгу Голубеву по рекомендации Аралова направили в Москву в распоряжение Регистрационного управления Полевого штаба РККА и определили на Курсы разведки и военного контроля, которые она успешно окончила, - рассказывал полковник ГРУ в отставке, историк разведки Владимир Лота. - Видимо, именно тогда Голубева получила свой первый оперативный псевдоним и стала гражданкой итальянского происхождения Еленой Феррари. (Кстати, «феррари» в приблизительном переводе с итальянского означает «разведать, разнюхать»). В начале 1921 года Елена Феррари была направлена в Турцию для выполнения первого специального задания. В 20-х годах ХХ столетия Турция находилась в зоне повышенного внимания советской военной разведки...

Елене Феррари предстояло устранить одного из лидеров Белого движения генерала Врангеля.

-4

Длительное время в ходе Гражданской войны полуостров Крым удерживался под контролем Русской армии под командованием барона Врангеля. Но после прорыва в ноябре 1920 года обороны Крыма частями большевистского комиссара Фрунзе в районе Перекопа Врангель был вынужден организовать эвакуацию верных ему солдат, офицеров и их семей, а также гражданского населения из тех, кто не хотел жить при советской власти - всего около 150 000 человек. Кораблями они отправились на противоположный берег Черного моря, в турецкий Константинополь (ныне - Стамбул), контролируемый странами Антанты (по большей части - англичанами).

Какие планы действительно строил Черный барон, отступая на турецкий берег - сложно сказать сквозь столетие. Возможно, и правда собирался набраться сил и, оттолкнувшись от плацдарма, смести власть Советов в России. Но в Турции его вынудили разоружить армию едва ли не полностью, а самого ограничили в перемещениях и контактах, поселив вместе с семьей на яхте "Лукулл", принадлежавшей совсем недавно российскому послу.

Барон Врангель и его жена Ольга Михайловна
Барон Врангель и его жена Ольга Михайловна

Дата нападения на Врангеля была выбрана практически безошибочно. 15 октября на борту "Лукулл" планировалось проведение заседание штаба Русской армии. В пять часов вечера приписанный к итальянской судоходной компании пароход "Адриа", прибывший в Константинополь из советского Батума, неожиданно изменив курс на полном ходу врезался в борт яхты, которая сразу же затонула. А вместе с ней на дно отправился архив и казна Черного барона.

Судьба благоволила барону Врангелю и ему повезло: незадолго до инцидента он отменил заседание и сошел на берег. Потому остался жив. Однако вместе с армейской казной затонули и мечты о реванше и возрождении Белого движения. Без денег содержать многотысячную Русскую армию стало невозможно, а союзники, при всей их заинтересованности, от финансирования самоустранились.

Турецкие власти задержали пароход "Адриа", по факту кораблекрушения было начато следствие. Выяснилось, что судно постоянно курсировало между Константинополем и Батуми, команда отлично знала Босфор, а сам пароход находился в исправном состоянии. Почему "Адриа" изменил курс, а после столкновения еще и сдал назад, вопреки всем регламентам, регулирующих судоходство, что открыло доступ воде в образовавшуюся в борту яхты "Лукулл" пробоину, так и осталось загадкой. Однако раздувать скандал, а тем более указывать на возможных интересантов ЧП никто не стал. Дело закрыли, условившись, что компания-владелец судна выплатит компенсацию пострадавшим.

Яхта "Лукулл" в проливе Босфор незадолго до затопления
Яхта "Лукулл" в проливе Босфор незадолго до затопления

И хотя ликвидация врага советской власти, генерала Врангеля не состоялась, большевики остались удовлетворены достигнутым результатом. И Елена Феррари в 1922 году отправилась покорять Европу под легендой талантливой поэтессы - свою любовь к поэзии она пронесла сквозь бури Гражданской войны.

Захлопнутым мышонком сердце билось.
Не смей жалеть меня, не смей ласкать,
Луна неловко и несмело торопилась
Лицо свое укрыть за облака.

Красивая женщина, страстно читающая собственные стихи, быстро стала своей в интеллигентских кругах Берлина, среди русской эмиграции. Она знала, какое влияние оказывает на мужчин, и умело этим пользовалась. Завела личные знакомства с литераторами русского Берлина начала 1920-х годов, среди которых выделялись Максим Горький, Виктор Шкловский, Владислав Ходасевич.

В Европе Горький играл роль своеобразного "моста" между русской эмиграцией и Советской Россией, стараясь сблизить русских эмигрантов первой волны с исторической родиной. Вместе со Шкловским и Ходасевичем он запустил свой единственный издательский проект в Европе — журнал "Беседа", в котором хотел соединить культурный потенциал литераторов Европы, русской эмиграции и Советского Союза. Идея заключалась в том, чтобы молодые советские писатели получили возможность издаваться в Европе, а у писателей из русской эмиграции появились бы читатели на родине. И таким образом журнал сыграл бы связующую роль — моста между Европой и Советской Россией.

Одной из молодых талантов и стала Елена Феррари.

У неё лицо фарфоровое, а ресницы большие и оттягивают веки. Она может ими хлопать, как дверцами несгораемых шкафов, - очаровано описывал Феррари Шкловский.
Максим Горький
Максим Горький

Горький же к Феррари относился сдержанно: её стихи он считал легковесными, зато сказками был очарован.

Я – поклонник стиха классического, стиха, который не поддается искажающим влияниям эпохи, капризам литературных настроений, деспотизму «моды» и «законам» декаданса, - писал Максим Горький в письме Елене Феррари.

В ноябре 1922 г. Феррари получила назначение на должность помощника нового резидента Разведуправления и ОГПУ в Париже Семёна Урицкого. Свои регулярные поездки во Францию объясняла берлинским друзьям творческой необходимостью. В 1923 году она с помощью известного художника русского происхождения Ивана Пуни вошла в германское высшее общество и стала почётным членом Берлинского дома искусств. В Германии вышел сборник её стихов "Эрифилли" (с греческого - "горячо любимая"). О ней неустанно говорило богемное общество и писали в газетах. А она в это время создавала широкую агентурную сеть и поставляла в Москву информацию, так необходимую для борьбы с Антантой.

Однако в год её европейского триумфа Елену Феррари ждал грандиозный провал, в котором не было её вины. Максим Горький, тонко чувствовавший человеческую душу, еще раньше подметил, что увлечена она вовсе не творчеством:

Сударыня! У вас есть ум – острый, вы обладаете гибким воображением, вы имеете хороший запас впечатлений бытия, и, наконец, у вас налицо литературное дарование. Но при всем этом мне кажется, что литература для вас – не главное, не то, чем живет душа ваша… Поэзия для вас – не главное, - писал он.

Но то были лишь смутные подозрения. Интуиция. Глаза на Елену Феррари писателю открыл его сын, Максим Пешков, имевший тесные связи с ОГПУ. Возможно, хотел предупредить отца, отношения которого с СССР оставались весьма натянутыми, а может, имел место заговор по дискредитации советской разведчицы.

Доподлинно известно, что Горький писал Ходасевичу в 1923 году:

Вы с ней поосторожней. Она на большевичков работает. Служила у них в контрразведке. Темная птица. Она в Константинополе протаранила белогвардейскую яхту…

Эль Феррари пришлось вернуться на Родину, вновь став Ольгой Голубевой. Но ненадолго. Вскоре она получила задание перебраться в Рим. Там вышел сборник её стихов на итальянском. И два года Елене предстояло заниматься в Италии вербовкой людей, которые будут агентами римской резидентуры Разведывательного управления штаба РККА.

-8

Но трудная юность, годы войны, нелегальная работа подорвали её здоровье. В 1926 году Ольга Голубева приехала в Москву и на очередном медосмотре врач категорично порекомендовал ей перестать заниматься оперативной деятельностью, сосредоточившись не чём-то более спокойном. Это был шанс посвятить себя литературе, и она поспешила им воспользоваться. Она устроилась на работу в Главный концессионный комитет, которым руководил Троцкий, продолжала поддерживать отношения с зарубежными литераторами, под различными псевдонимами печаталась в газетах "Красная нива" и "Красная звезда", журналах "Юный коммунист" и "Пионер", даже собиралась подготовить и издать новый сборник стихов.

А в 1930 году руководство разведки вновь вспомнило об изумительной Эль Феррари. Она снова направилась в Рим, затем в Берлин, где к власти пришел Адольф Гитлер. Проходила обучение на специальных курсах, получая лучшие отзывы от опытных преподавателей разведшколы:

Товарищ Феррари обладает большим практическим опытом работы в органах IV Управления штаба РККА. Общее и политическое развитие хорошее. Владеет иностранными языками: французским, немецким, английским, турецким и итальянским. Пробелы в военных вопросах постоянно стремится пополнить знаниями до уровня сегодняшнего дня. За истекший 1932–1933 учебный год успешно окончила 1-й курс вечерних Академических курсов при IV Управлении штаба РККА. Обладает быстрым сообразительным умом...

Именно она занималась проверкой журналиста Бранко Вукелича и рекомендовала его для работы в составе резидентуры "Рамзай", создававшейся Рихардом Зорге в Японии. Занимала должность помощника начальника отделения первого (западного) отдела Разведупра РККА с 1935 по 1936 году, на которую её рекомендовал ставший руководителем Разведупра Семен Урицкий. Позже под псевдонимом "Вера" поселилась в Нью-Йорке, где жили консервативные и хорошо обеспеченные американцы: государственные служащие, бизнесмены, художники и литераторы - кладезь различной полезной для СССР информации.

Кадр из сериала "Легенда Феррари"
Кадр из сериала "Легенда Феррари"

Она успешно работала в США, даже стала лучшей ученицей местной художественной школы, но по состоянию здоровья вынуждена была вернуться на Родину. В начале марта 1937 года Ольга отправилась на отдых в санаторий "Архангельское", собираясь среди вековых сосен вновь посвятить себя поэзии, а затем продолжить работу за океаном.

Не вышло.

С лета 1937 года в стране начались массовые чистки под предлогом борьбы с различными заговорщиками. Не миновала эта участь и военную разведку. 1 ноября по обвинению в участии в антисоветском военном заговоре и шпионаже был арестован Семен Урицкий. Спустя месяц, 1 декабря, задержали и Голубеву-Феррари. Ее обвинили в сотрудничестве с троцкистами и работе на германскую разведку.

16 июня 1938 года по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации Ольга Голубева была приговорена Военной коллегией Верховного суда СССР к исключительной мере наказания - расстрелу. И в тот же день приговор привели в исполнение...

Куда мне девать глаза
От Ваших внимательно-строгих?
Какими словами сказать
О радостной новой тревоге?
Я привыкла прямо смотреть,
Быть свободно-собой всегда,
Но в неясном и смутном трепете
Вам я глаз не могу отдать.
Отчего я Вам письма пишу,
Хоть и знаю, что их не отправлю,
И на Ваши редкие шутки
Мой смех слезами отравлен?
Отчего в непонятном смятеньи,
В пустоте вечеров одиноких,
Я слежу за большою тенью
На экране Ваших окон?

Ещё по теме:

Спасибо, что дочитали до конца.

__________________________________

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.

Понравилась статья - с вас лайк))