Российское информационное пространство переполнено требованиями об откате в прошлое. Настоящее и будущее людей слегка утомили.
На днях в России прошла акция за возврат советской системы образования. Хорошо понимаю родителей, требующих невозможного. Великая советская система образования реально обеспечивала развитие страны. Современная потребительская стратегия заводит страну в тупик и контраст со старой советской системой очевиден.
Однако, если трезво подумать, есть в этих популярных нынче призывах несколько сомнительных мест, которые желательно осознавать. Чтобы просто не наступать на одни и те же грабли дважды и не жить иллюзиями. Предлагаю преодолеть ряд характерных для нашего общества мифов.
Миф 1. Советское образование позволило победить в Великой отечественной войне, создать ядерный щит, покорить Космос и восстановить экономику после войны.
Звучит красиво, но что это означает фактически?
Посмотрим на биографии лидеров этих побед. Какое образование получили на самом деле маршал Победы Г.К.Жуков, создатель ядерного оружия И.В.Курчатов, великий конструктор С.П.Королев, великий экономист А.Н.Косыгин.
Георгий Жуков в 1903 году в возрасте семи лет пошёл в деревенскую церковно-приходскую школу. Спустя три года завершил образование с похвальным листом. Летом 1908 года мать устроила Георгия в скорняжную мастерскую. Рабочий день Георгия длился двенадцать часов. На пару со своим двоюродным братом Александром он в свободное время осваивал русский язык, математику, географию, изучал немецкий язык.
Правда ведь, это не похоже на советскую модель образования? В начале войны Жукову было 45 лет. Это и было основное поколение, выигравшее войну - выпускники деревенских школ начала ХХ века.
Игорь Курчатов в 1911 году поступил в казённую мужскую гимназию. В 1912 году семья перебралась в Симферополь. Семья бедствовала, поэтому Игорь одновременно с учёбой в гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на механическом заводе, а летом - в землеустроительных экспедициях. Обучение проходил с 1912 по 1920 год и окончил восьмилетний курс.
Вот такое не очень системное и совсем не элитное базовое образование у создателя "ядерного щита" нашего Отечества.
Его старший коллега, Яков Зельдович, родился в 1889 г и тоже никак не мог получить советского образования.
Великий Лев Ландау поступил в еврейскую гимназию в Баку в 1916 году. Ну совсем не советское образование.
Выдающийся культуролог, философ и теоретик европейской культуры Михаил Михайлович Бахтин родился в 1895 году.
Философ и теоретик педагогики Сергей Гессен - в 1897 году.
Писатель Михаил Булкаков - в 1891 году. Максим Горький - вообще в 1868 г. Марина Цветаева - в 1892 г.
Академик Павел Александров родился в 1896 году. В 1913 году окончил с золотой медалью Смоленскую общественную гимназию.
Академик Андрей Колмогоров родился в 1903 году. Воспитывался в Ярославле сёстрами матери. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки», в котором публиковались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея — придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую работу по математике, в которой он заметил, что сумма первых нечётных чисел является полным квадратом их количества, например, 1+3+5=3².
Вот из такого семейного развлечения вырастают математики мирового уровня.
В семь лет Андрея Колмогорова определили в частную гимназию, где мальчики и девочки учились вместе. Андрей уже в те годы обнаруживает выдающиеся математические способности, учителя едва успевали его учить, Андрей выучился математике в значительной мере самостоятельно.
Великий математик, физик, основоположник современной физической космологии, автор нестационарной модели Вселенной Александр Фридман родился в 1888 году, Учился до революции в гимназии Санкт-Петербурга.
Пётр Леонидович Капица родился в 1894 г, получил образование в начале XX века, задолго до СССР.
Кто же из получивших советское образование внёс решающий вклад в развитие нашей страны, нашей культуры?
Сергей Королёв в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе. В гимназии Королёв учился недолго — вскоре её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование. С 1922 по 1924 год Сергей Королёв учился в Одесской строительной профессиональной школе. Понятно, что в эти годы ещё не сложилась великая советская система образования.
Алексей Косыгин получил образование в Ленинградском кооперативном техникуме, который окончил в 1924 году. А.Н.Косыгин мог выполнять сложнейшие проекты, требующие фундаментальной подготовки. Руководил экономикой СССР 41 год, не имея советского образования.
Из какого же источника получали своё базовое образование эти выдающиеся учёные?
Кто учился до революции 1917 г - из великого российского образования. Оно требует отдельного обстоятельного исследования.
В начале 20-х гг в советской России ещё была жива и не репрессирована старая преподавательская гвардия, получившая образование в последней трети XIX века, она и вытягивала качество подготовки. Потом политические решения привели к массовым зачисткам и систему образования пришлось восстанавливать по крупицам из того, что осталось. Остались старые гимназические учебники, осталась методическая школа А.Киселёва, выжил кто-то из старой профессуры.
Вот на этих осколках удалось собрать более-менее эффективную систему.
Большинство советских лидеров тех лет получили базовые знания лишь на очень низком уровне, хотя если сравнивать с современной элитой, то они все академики.
Итак, те наши деды, кто реально обеспечивал нам выживание и безопасность, кто развивал нашу науку, экономику и культуру в ХХ веке, получили базовое образование несколько раньше, ещё до появления советской системы образования. И это сам по себе очень интересный феномен!
А кого из великих наших сограждан мы можем назвать, кто получил именно советское образование? Нажмите, как говорится, на паузу, подумайте.
Наверняка вы вспомните много замечательных имён. Вот по дате рождения подходит прекрасный поэт Владимир Высоцкий. Какое у него образование? Дворовая закваска, хулиганская послевоенная подворотня, "система коридорная". В 1945 году Володя пошёл в первый класс. Его мама, Нина Максимовна, допоздна работала в Министерстве внешней торговли, часто задерживалась до глубокой ночи и редко проверяла тетради сына. Писал он небрежно, тетради вёл неаккуратно, зачастую ставил на листах чернильные кляксы и по несколько раз переписывал задания. А в 1947 году Володю уже увезли в Германию.
Вот другой великий поэт с подходящей датой рождения, Иосиф Бродский. Родился в 1940 году. Получил 7 классов образования. Старания в учёбе не проявлял, учителя и одноклассники его практически не замечали. В 1955 году в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил на завод учеником фрезеровщика. Потом несколько раз менял работу, сблизился с известными поэтами. Дальнейшая биография известна - много читал, писал стихи, потом суд, ссылка, где тоже много читал и писал стихи, потом Нобелевская премия.
Нет, эти не подходят. Какие-то не советские биографии у наших великих поэтов.
Хотел упомянуть директора Института прикладной математики Георгия Малинецкого. Да, гениальный советский математик. Вместе со своими великими наставниками - с Л.Ландау и другими - уже молодым учёным написал практически все уравнения, на которых летают современные самолёты, в том числе - с отрицательным крылом. Но он родился уже в 1956 году и не успел получить правильное советское образование, потому что в 1963 году, когда он учился в 1 классе, уже происходили "искажения" системы.
Так кто же эти прекрасные люди, что обучались в правильной советской школе, без искажений, в результате стали патриотами своей страны, очень грамотными специалистами и кто обеспечил нам освоение Космоса и развитие экономики СССР? Про кого вы всё время говорите? Напишите, пожалуйста, в комментариях хоть несколько имён.
Миф 2. Нельзя экспериментировать с образованием.
Кто беспокоится сегодня о прекращении экспериментов в системе образования? Те, кто понятия не имеет что такое образовательное экспериментирование. Общество сбито с толку.
Сегодняшние «эксперименты» — это целенаправленное уничтожение образования, а не наука. Если за этими «инновациями» и стоят сотрудники Российской Академии образования, то они предпочитают скромно не указывать свои фамилии, подставляя под удар безропотного и нелепого министра просвещения.
Напомню, что Академия педагогических наук РСФСР была учреждена И.Сталиным в 1943 году. В самый суровый период жестокой войны было принято решение о необходимости исследований и разработок в области образования.
К сожалению, в дальнейшем АПН себя полностью дискредитировала. Практически каждый издаваемый ею новый учебник приводил к снижению успеваемости в стране на 20%. Причин, скорее всего, было несколько - и личные амбиции академиков, и идеологический догматизм, не позволявший развивать гуманитарные науки и практики, прежде всего – философию и педагогику как практику философии.
Без развития образования не будет развития общества. Но образование невозможно развивать без экспериментальных площадок – детских садов, школ, вузов. Конечно же, при этом должен развиваться и институт образовательной инноватики. Организаторы и руководители инновационных площадок должны овладевать культурными методами инновационной работы.
В стагнирующем обществе вся система образования устроена унифицировано, под единые образовательные стандарты типа ФГОС. Этот механизм и заложен в современной России.
В развивающемся обществе структура сферы образования складывается из двух непрерывно взаимодействующих областей:
Ø Примерно три четверти всех ресурсов, образовательных площадок (школ, колледжей, вузов…) воспроизводят наработанные стандартные технологии;
Ø Примерно четверть всех ресурсов и образовательных площадок создают новый ресурс развития, вырабатывают новые стандарты, обнаруживают неизвестные ранее возможности.
Эта стратегия напоминает технику скалолаза, который всегда держит 3 точки опоры, обеспечивающие безопасность. Четвёртая конечность всегда находится в поисках новой опоры.
Если все четыре конечности надёжно закрепить - на век застрянешь на скале.
За поиск новой точки опоры общества должен отвечать Федеральный институт образовательной инноватики, умеющий профессионально работать с процессами управляемых изменений. Сегодня такого института не существует. Под началом такого института, под его научно-методологическим кураторством должны работать экспериментальные и авторские площадки по всей стране, получая под эту деятельность государственные гранты по рекомендации института развития.
Экспериментальные школы, гимназии, лицеи, колледжи и вузы осуществляют свою деятельность в рамках особого законодательства и не подчиняются органам управления образованием в части содержания и методов образования.
Миф 3. Нас в современном мире полностью устроит качество советского образования.
Конечно же, не устроит. Назову несколько соображений.
1. Наши предки понимали, что дважды в одну реку не войти. Чтобы вернуть советское образование, придётся вернуть СССР, с его идеологией и стоматологией. Советская система образования, ещё удерживавшая идеалы социальной справедливости, придёт в неизбежный конфликт с современным устройством общества. Возможно, сначала нам придётся изменить общество, измениться самим – и тогда, как бы сама собой, возникнет новая совершенная система образования.
2. Хронической слабостью советского образования было отсутствие гуманитарной подготовки. Образование без мышления имеет ценность только в догматически устроенном обществе. У кого есть сомнения – рекомендую прочесть работу советского философа Э.В.Ильенкова «Школа должна учить мыслить» (1964 г), эта работа стала жестким вызовом всей системе образования.
До сих пор предложения Ильенкова не приняты массовой школой.
Лишь в течение 7 лет, с 1947 по 1954 гг в СССР, в старших классах школы преподавалась логика, затем этот эксперимент отменили. Ни философия, ни психология в советских школах никогда не осваивались. В современном мире немыслимо качественное образование без гуманитарной составляющей.
3. В поздний советский и послесоветский период, примерно с 1965 по 1997 гг в нашей стране было создано несколько прорывных образовательных концепций, которые сегодня практически забыты. Они не задавали общей образовательной политики, но могли выступить источником развития системы образования и общества. Перечислим хотя бы три из них.
Развивающее обучение от В.В.Давыдова. Цели такого обучения смог описать ещё гениальный У.Д.Ушинский. В своём фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» он научно обосновал сущность процесса обучения, которую видел в умственном развитии детей на основе их природной самостоятельности и активности. Полноценно развивающее обучение было создано позже, в 60-х гг, а качественно реализовано лишь на двух образовательных площадках в мире – в Харькове и в экспериментальной школе №91 г.Москвы.
Донецкий учитель В.Ф.Шаталов создал обучающую технологию, впервые в мире позволившую обучать всех учеников на высоком уровне трудности. В опытах Шаталова было окончательно доказано, что успешно учиться могут все дети, что в школах не должно быть никаких отстающих и второгодников. Кроме того, методика В.Ф.Шаталова помогала развить и укрепить здоровье учеников, а также воспитывала в них честность, порядочность.
Метод Шаталова был представлен на многолетних открытых семинарах и обстоятельно описан. Но сопротивление высшего бюрократического руководства Украины и Академии педагогических наук не позволило организовать его масштабное внедрение.
Врач и педагог В.Ф.Базарный описал требования к учебному процессу, позволяющие обеспечить здоровьесбережение подрастающего поколения. Эти разработки не были внедрены в массовую практику.
Помимо указанных были разработаны ещё порядка 10 очень эффективных образовательных систем. Но не было механизма их развития и внедрения. Политическая элита традиционно опасалась инноваций, не имела концепции развивающегося общества.
Если под возвратом к советской системе образования понимать восстановление предельного догматизма, блокировку мышления и разрушение здоровья учащихся, то такая стратегия не имеет позитивного будущего.
Миф 4. Советское образование было правильным, но диверсанты и заговорщики смогли его разрушить.
Если доверять этому мифу, лучшее в мире советское образование начало разрушаться сразу после смерти И.Сталина. То есть поколение, впитавшее лучшее в мире образование – это люди, родившиеся в период с 1930 (скорее даже с 1935) по 1950 гг, но это именно то поколение, которое было в ответе за страну, когда она самоликвидировалась. Это поколение признало своё мировоззрение ошибочным. Это поколение воспитало детей, погнавшихся за диким капитализмом и западной демократией.
Очевидно, в их образовательной подготовке не хватило каких-то ключевых качеств. Поэтому восторгаться лучшим в мире советским образованием вряд ли стоит. Конечно, оно несопоставимо выше по качеству, чем современное, но оно далеко не идеальное. Например, у наших врагов и диверсантов в каком-то отношении образование оказалось более совершенное, если они так легко победили выпускников сталинских школ в когнитивно-гибридной войне.
Миф 5. Советское образование давало всем глубокие прочные знания.
Даже если на время забыть о второгодниках, которых в СССР было довольно много... Опять же, это смотря с чем сравнивать. Если с моделью «ФГОС-ЕГЭ», то, безусловно – да, качество было высокое.
А если его сравнивать с тем образованием, которое получали Л.Ландау, А.Косыгин, И.Курчатов, Г.Жуков и многое другие наши соотечественники – то довольно слабое, фрагментарное.
Автор этих строк тоже получил советское образование, сначала в школе – с 1969 по 1979 гг, затем в Университете, с 1979 по 1984 г. Что я могу сказать о своей школьно-университетской подготовке?
1. Моё базовое образование, безусловно, из семьи, а не из школы. В семье получил смыслы, интерес, кругозор, систему ценностей. В школе был одним из лучших учеников, но при этом испытывал гигантские сложности в обучении.
2. За 8 лет изучения английского (на «5») говорить и понимать так и не научился.
3. Из курса школьной литературы помню пару-тройку произведений, всё остальное запоем читал дома, сам, не по программе. Остальное, школьное, положенное по программе казалось очень скучным, бессмысленным.
4. В старших классах историю изучали таким образом. На уроках занимались своими делами. Когда подходило время получать оценку – раза 3-4 за четверть выучивали по договорённости кусок параграфа и пересказывали его, почти не понимая смысла.
5. Мне вшили представление, что не принято задавать вопросы учителю на уроках. Помню себя на лекциях по моей специальности – оптика и спектроскопия. Курс нелинейной оптики, дифференциальные уравнения самофокусировки – и ни у кого никаких вопросов, вроде как «очевидно, что…». Я понимать не успеваю эти «очевидности», а спросить стыдно. Мысль мелькает: «Потом разберусь», но когда будет это «потом»? За 3 дня до экзаменов, когда накопится 84 билета? Меня не научили учиться, а просто и тупо накачивали знаниями. Наверное, 5% удалось закачать. Это очень мало, это катастрофически неэффективный процесс.
Но это мой личный опыт. А какова общая картина?
- Общеизвестно и даже общепринято, что в каждом классе, в каждой школе страны были свои сильные, средние, слабые, а порой и совсем никакие ученики. Даже сильные учителя в основном учили тех, кто учится, а не всех. Всех учил только Шаталов и тем нажил себе врагов среди академиков и чиновников.
- В каждом классе неуспевающих учеников могли оставить на второй год, либо на летнюю переэкзаменовку. Получалось учиться далеко не у всех.
- Глубина запоминания по начальным классам была неплохая, многие знания (жи-ши, ча-ща) усваивались на всю жизнь, а вот по средним и старшим классам картина уже была печальная. По неофициальным оценкам выпускники советских школ спустя 10 и более лет после обучения удерживали не более 5% полученных знаний (сведений). Характерная оценка - 3% кпд. В возрасте 30-40 лет редко кто с ходу вспомнит десять свойства логарифмов (вообще-то - с доказательствами), закон Ома для полной цепи, или сможет хотя бы вкратце пересказать тему по истории "Отто Бисмарк и прусский милитаризм". Любой нормальный человек скажет: "Да зачем мне это надо!?". Но ведь зачем-то учил... получал оценки... переживал перед экзаменами...
- Увы, была ещё постоянная тема со списыванием, шпаргалками, вообще с нечестностью в обучении. По сути школа 10 лет учила детей обманывать. В частности об этом - телефильм "Лунёв сегодня и завтра" (1979 г). О конфликте лжи и правды, о столкновении новаторства и карьеризма. Эти разговоры в учительской лучше не смотреть перед сном - трудно будет уснуть.
- Советское образование делало сильный упор на конкретную идеологию, причем в поздний период - в основном в ритуальных формах. Иногда это не вредно, идеология - это логика идей, ничего плохого в этом может быть и нет. Должна же быть у человека какая-то логика идей. Но этот момент определённо надо учитывать и обсуждать, он не вполне очевидный. Об идеологии точно необходимо договориться, прежде чем стоять с лозунгами, требующими возврата старой школы. Пишу и вспоминаю как мне было сказано в одном высоком кабинете: "Вы не имеете права учить детей, так как не доверяете политике ЦК КПСС". Я их успокаивал, что в ЦК тоже люди работают, могут ошибаться и даже глупости творить.
- Обучение в советской школе - это, прежде всего, прокачка ума, а не сердца. Были новаторы, показывающие, что вообще-то школьный возраст - это время взросления души. Таким был, например, известный учитель литературы Е.Ильин. Об этом не устаёт говорить М.Казиник. Но стандартной технологии такие подходы всегда мешали.
- И при этом советская школа почти не развивала мышление. Есть научные данные, подтверждающие этот вывод:
С каждым годом дивергентное мышление в советской школе выключалось. Дивергентное мышление — это тип мышления, при котором человек генерирует множество разных идей, подходов или решений для одной задачи. Такой ментальный процесс также называют креативным, творческим или нестандартным мышлением. Очень востребованное качество в современном мире! Но очень вредное для стандартизированного образования, приучающего, что от каждой задачи есть единственный верный ответ.
- Наконец, главное. Лучшая в мире школа воспитала поколение, которое легко приняло исчезновение собственной страны. Нужны ли другие аргументы?
Так неужели это и есть лучшее образование в мире? Да хотя бы и так, пусть. Допускаю, что у кого-то ситуация ещё хуже. Но почему бы его не сделать ещё более эффективным? Тем более, что уже известно, как это делается.
Дорогие друзья, я с болью смотрю на этих грустных родителей с плакатами. Я сочувствую их отчаянию и желанию что-то исправить. Но при этом – полное ощущение, что этих людей в очередной раз жестоко обманули.
Не надо возвращать советское образование. Не стоит жить иллюзиями.
Если уж что-то "возвращать", то не советское, а российское образование конца XIX - начала XX века.
Но есть гораздо более продуктивные возможности преодоления тупиковой модели «ФГОС-ЕГЭ». Сейчас необходимо выстраивать общий образ, договариваться о смыслах, целях и ценностях.
Рекомендуем к чтению:
Основание-1 Естественная потребность человека.