Вот уже почти 400 лет как все знают - базовой несущей конструкцией школы является учебно-воспитательный процесс. Его впервые подробно описал великий методист XVII века Я.А.Коменский. На входе в школу поступает 7-летняя заготовка человека (объект воспитания), которая тут же попадает на конвейер по закачке в него ценностей, правил поведения, научных сведений и другой полезной для общества информации.
В Европе в то время разворачивалась промышленная революция, Я.А.Коменский решал задачу наполнения зарождающихся заводов и фабрик "кадрами", умеющими работать на конвейере, он и смоделировал школу как конвейерное производство. На входе - материал, на выходе - изделие, прошедшее контроль качества в виде экзаменов.
В наше время происходит новая промышленная революция, кто-то считает её третьей, кто-то четвёртой, пока это не важно. Мы находимся почти в той же ситуации, что и Коменский в своё время. Но с одним существенным отличием: образовательный конвейер уже собран, все поддерживающие технологии настроены на унификацию, стандартизацию. Ученик по-прежнему воспринимается как бездушная заготовка.
Сегодняшние федеральные стандарты - отсюда же. Как и ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Время от времени происходят попытки изменить сложившуюся технологию, отказаться от конвейера в пользу штучного производства. Такие попытки выглядят архаикой. Не в эпоху Сократа и Аристотеля живём. Учебно-воспитательный конвейер пока побеждает. Почему так происходит? Он прост в управлении, он надёжный и очень дешевый в эксплуатации. Какая разница что собирать на движущейся ленте - стиральные машины, ноутбуки или учеников? Принципы одни и те же, а исключения в виде семейного обучения или репетиторства не в счёт, это не массовая технология, а подпольное кустарное производство.
Если эти формы начинают приобретать массовый характер, если дети получают базовое образование у репетиторов - значит сфера образования нуждается не просто в ремонте, а в полной реконструкции. Китай проще поступил - законодательно запретил репетиторство. Это называется замести мусор под буфет. Но куда деваться? Массовый конвейер перестал качественно работать, а отказаться от него нет сил. Приходится как-то выкручиваться.
Есть ли альтернатива учебно-воспитательному конвейеру в массовом производстве?
Ответ 1.
Конечно же, пока - нет. Если бы была - все бы об этом знали и использовали. Но она должна появиться, потому что конвейер по производству сознания полностью противоречит науке, культурным нормам, высшим ценностям и смыслам. У любого родителя спросите - хочет ли он, чтобы его ребёнку отштамповали мозги. Но штампуют же.
Все экономические и социальные кризисы в мире - это в первую очередь кризисы образования. Все они заложены в теории и практике УВП.
Ответ 2.
Давно есть. Наша лаборатория в локальных проектах с 1992 года работает над созданием такой школы, которая собрана не на основе учебно-воспитательного процесса конвейерного типа. И даже вообще без учебно-воспитательного процесса, как ни странно это звучит. В основе такого образования лежат другие представления и другие теории, и первая из них - это теория учебной деятельности.
Чем учебная деятельность отличается от учебно-воспитательного процесса? Строго говоря - всем: целями, средствами, методами, способами контроля и оценки, наличием планирования, рефлексии, понимания и мышления. Всё перечисленное только мешает нормальному УВП. Если каждый ученик начнет свои цели реализовывать - УВП развалится, правда? А если каждый оценивать начнёт... Или уроки планировать... Независимое поведение школьников - это враг школы.
До конца XIX века считалось, что задача педагога – подавить волю учащегося и начинить его правильными знаниями:
«Ребёнка надлежит сделать до такой степени безвольным, его волю следует до такой степени обработать, размягчить, чтобы он благодаря этому стал податливым и восприимчивым сосудом для впитания в себя тех премудростей и спасительных истин, которыми воспитателям заблагорассудится начинять его».
Иоганн Гербарт(1776 – 1841)
Как устроена любая деятельность, в частности учебная? У неё есть своя структура.
Верхний этаж - это уровень замыслов, которые постепенно превращаются в цели. Кто удерживает этот этаж? Тот, кто действует, деятель. А разве ученик может ставить цели?
Ну да, конечно может, особенно если ему не мешать, а обучать целеполаганию. Но тогда целеполагание становится главной "темой", которую осваивают ученики. Замысел урока рождается на стыке различных целеполаганий. Это происходит и на конвейере, пока дети живые. А затем опытные работники конвейера убивают детскую активность и замещают её своей. "Цель на урок может ставить только учитель!" - гласит первая методическая мудрость. А учитель где берёт цель? Об этом говорится во второй методической мудрости: "Учитель берёт цель в методичке!"
Получается, что даже учитель не может осуществлять деятельность в рамках УВП. Ой, не спрашивайте меня где берёт цель урока методист...
В реальной практике к целеполаганию мы приходим постепенно, а вот этаж "Контроль и Оценка" - самый простой для освоения 1-классниками. Любой ученик может научиться адекватно оценивать выполненную работу, при этом он научится обсуждать критерии оценки и в дальнейшем будет уверенно контролировать свои учебные действия.
Можно и так сказать, что освоение полной структуры учебной деятельности - это главная задача начальной школы. То есть, 5-классники уже должны полностью владеть целеполаганием, планированием, снятием способа деятельности, рефлексией... Это и есть фундамент. Не "жи-ши", не таблица умножения, а умение учиться. Предметные знания на этот фундамент ложатся с удовольствием. А вот когда фундамента нет, 5-классник говорит: "А можно перемены будут 40 минут, а урок 10 минут?", потому что он ни разу в жизни не получал счастья от учебного процесса. Поменьше уроков - это вершина его целеполагания.
Не буду растягивать статью, лучше об этом очно говорить. Пока фиксирую два диаметрально противоположных способа организовать школу:
- на основании УВП
- на основании теории деятельности.
Есть и другие подходы, их много. Просто из теории деятельности вырастают десятки разных школ, а из УВП - только УВП, ЕГЭ и ФГОС.
На базе теории деятельности вырастает умение выстроить эффективное действие. Об этом - в другой раз.